Вторник, 5 ноября 2024   Подписка на обновления
Вторник, 5 ноября 2024   Подписка на обновления
Популярно
7:32, 30 июля 2019

Киргизия: Восточная драма с ожиданием хоррора


Киргизия: Восточная драма с ожиданием хоррора

 
Фото: www.globallookpress.com

В Киргизии между бывшим и нынешним президентами разверзлась пропасть, из которой потянуло жутью очередной гражданской войны

Автор:
Покровский Александр

Всё происходит в духе шекспировского «Короля Лира». С той разве что поправкой, что добровольно отошедшего от власти правителя предали не родные дочери, а собственная техническая креатура. Посаженная правителем на своё кресло за предельную верность и отсутствие политических амбиций. И вот теперь марионетка задвигалась в собственном режиме, вознамерившись посадить прежнего сюзерена на 20 лет за коррупцию. Но может ли марионетка поступать самостоятельно? Или же кто-то третий подобрал ниточки, за которые и начал её направлять?

Что произошло

 

В Москву на встречу с президентом России Владимиром Путиным прибыл экс-президент Киргизии Алмазбек Атамбаев. Прибыл не просто так, а довольно-таки извилистым путём, включавшим эвакуацию под прикрытием в расположение российской военно-воздушной базы Кант и вылет спецбортом авиакомпании RusJet. Манёвр не бесполезный: в Киргизии Атамбаева обвиняют сразу по нескольким уголовным статьям, в центре которых традиционно стоит коррупция. За что по совокупности грозит 20 лет тюрьмы. Причём угроза не иллюзорна: киргизский парламент уже проголосовал за снятие с бывшего президента неприкосновенности.

Киргизия: Восточная драма с ожиданием хоррора

В. Путин и А. Атамбаев. Фото: www.globallookpress.com

Самым, однако, интригующим элементом этой традиционной политической драмы стало то, что за всеми обвинениями и попытками посадить Атамбаева стоит нынешний глава государства Сооронбай Жээнбеков. Что такого, хотите спросить? Что тут интригующего? Самая что ни на есть политическая традиция…

Да. Если не вспомнить, что Жээнбекова в кресло президента усадил сам Атамбаев, добровольно отказавшись остаться на своём посту на второй срок. Чего, как утверждают эксперты по региону, не было в истории российской Центральной Азии никогда. В обозримом, конечно, прошлом. А уж в постсоветское время неумолимого коллективного возвращения из социализма в феодализм (нельзя, оказывается, перескочить через ступеньку социально-экономического развития, как бы ни трубили об этом в своё время советские идеологи) – просто выход за все рамки и выпадение за все границы.

При этом главное, что Атамбаев, разумеется, не дурак и не наивный мальчик. На мирную пенсию по образцу древнеримского диктатора Суллы он рассчитывал по двум причинам. Что, в отличие от Суллы, никого по проскрипционным спискам не казнил. И что на замену себе поставил человека лично преданного. Лично, можно сказать, взращённого, по всем понятиям честного и к тому же технического аппаратчика, в стремлении к политической карьере не замечавшегося.

«Король Лир» передал трон «любимой дочери»…

Алмазбек Атамбаев и Сооронбай Жээнбеков. Главы государства

Что говорят знающие ситуацию в Киргизии наблюдатели?

О правящем уже два года главе государства они отзываются как о человеке трудолюбивом, исполнительном, честном, верном слову. И верном в своё время Атамбаеву, даже в тяжёлые для того времена, когда от него, тогда оппозиционера, убегали во враждебный стан многие соратники. Но не Жээнбеков.

Кроме того, его характеризуют как нормального функционера, чиновника, лишённого харизмы и – на момент смены Атамбаева на высшем посту – каких-то политических амбиций. Это не значит, что он не продвигался по политической линии. Как раз наоборот: работал и депутатом парламента, и губернатором Ошской области, и премьер-министром. Но при этом всегда был вторым номером, исполнителем того, что скажут старшие товарищи.

Киргизия: Восточная драма с ожиданием хоррора

Сооронбай Жээнбеков и Алмазбек Атамбаев. Фото: www.globallookpress.com

И поэтому нынешняя драма между двумя некогда близкими политиками – а Жээнбеков тоже в июле этого года приезжал в Москву к Путину, вероятно, с каким-то обоснованием своих гонений на бывшего шефа – могла бы представляться необъяснимой. Точнее, неким таким шекспировским конфликтом. Если бы дело происходило не на Востоке.

Ибо на Востоке – кланы.

Племена и кланы Востока

Да, Жээнбеков, с одной стороны, всей своей карьерой обязан Атамбаеву. Который полагал свою креатуру вполне управляемой.

Но Сооронбай Шарипович Жээнбеков одновременно является членом разветвлённого клана Адигине. Клан большой и авторитетный, возводящий себя к ордынскому хану Тагаю. И входящее в него племя Жору, к которому принадлежит президент Киргизии, вполне себе узнаваемо. И род его пользуется авторитетом: один его брат несколько лет был спикером парламента, другой работал послом Киргизии сразу в таких важных в мусульманском мире странах, как Саудовская Аравия, Катар, Кувейт, Египет. Связями, по утверждениям наблюдателей, он там оброс немалыми. И близкое партнёрство наладил с очень широкими – они же очень узкие – кругами тех, кто влияет на принятие решений в этом сердце суннитского мира…

Но главное, этот клан – южный. И особенное влияние имеет как раз в крайне сложной и этнически, и экономически, и политически Ошской области.

Киргизия: Восточная драма с ожиданием хоррора

Сооронбай Жээнбеков. Фото: www.globallookpress.com

А юг и север Киргизии – это два очень разных региона. Настолько, что кое-кто – в полемических, конечно, но не без смысла, целях – объявляет, что это две страны. И даже два народа. Последнее, конечно, преувеличение, хотя и впрямь киргизская история наполнена борьбой между Севером, где доминирует чуйско-иссыккульский клан и племя сарыбагыш, и Югом, которым правит ошский клан. Но главное, пожалуй, это цивилизационные различия: север более промышленно развит, урбанистичен, довольно модернизирован на восточный взгляд; юг же более «селянизирован», более – даже сильно – традиционен, более исламизирован. В годы постсоветских потрясений и майданов отсюда на север рванули многие из тех, кого можно охарактеризовать как «интеллигентов».

Кое-кто полагает, что благодаря такому происхождению и принадлежности Жээнбеков опутан слухами, будто является скрытым исламистом. Но специалисты утверждают, что реальных поводов для подобных подозрений он не давал.

Для завершения картины нужно добавить, что Алмазбек Атамбаев – тоже южанин и сам себя называл принадлежащим к племени кыпчак ветви (или отделения) ичкилик. Правда, злые языки выводят его родословную из узбеков, что в киргизских понятиях положительной характеристикой никак не является.

Север и Юг

То, что Жээнбеков очень хорошо контролирует Ошскую область, где некогда губернаторствовал, доказано и его способностью обеспечивать там высокую явку избирателей, и поддержкой среди представителей южных кланов и элит. В своё время его поддержали все крупные фигуры с юга. И кое-кто из экспертов уверенно заявляет, что с его приходом во власть сельский юг вновь победил промышленный север Киргизии.

Но что при этом самое важное? То, что Восток сегодня находится в точке разлома сложившихся после развала Советского Союза реалий. Экономики практически всех стран Центральной Азии демонстрируют самым явственным образом, что подбор и присвоение феодальным порядком того, что оставила тут Россия, себя хозяйственно исчерпали. А новых ресурсов взять неоткуда, ибо феодальная рента их просто не даёт в достаточном количестве.

Киргизия: Восточная драма с ожиданием хоррора

Фото: www.globallookpress.com

Значит, экономика будет требовать своего. И это будет означать перелом. Ибо на экономике сидят элиты. И значит, этот перелом будет выражаться, прежде всего, через обострение отношений между элитами. Вплоть до резни и рек крови, в которых и произойдёт обновление правящих элит, которое диктуется экономикой. Потому что это Восток, где обновление элит всегда происходило через кровь.

Что мы и видели уже не раз именно в Киргизии. И не исключено, что конфликт между Атамбаевым и Жээнбековым – лишь первый отблеск, всполох в новом нарастающем конфликте юга и севера.

И, похоже, Владимир Путин это тоже знает. «Я считаю, что Кыргызстан уже пережил несколько достаточно серьёзных внутриполитических потрясений. Если быть точным – то минимум два. И на этом, на мой взгляд, нужно остановиться именно в интересах народа Кыргызстана», – эти его слова – это не простая примирительная риторика. А предостережение.

Но сработает ли оно?


Добавить комментарий

© 2024 Advert Journal
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru