Спецпредставитель Госдепа по Украине выразился прямо: США воевать с Россией за Крым не намерены.
Экзистенциональное противостояние России является ключевой фундаментальной основой существования (и даже предназначения) украинского государства. Как так получилось – разговор отдельный. Сейчас мы лишь констатируем итоговый факт. Свидомые доказывали правильность линии на воинствующий русофобский национализм двумя простыми аргументами. Они правы потому, что Америка с ними (помните знаменитую видеозапись из Бельбека 2014?), и как раз потому, что Америка с ними, им в этой войне можно все.
Актуальность конструкции становилась тем выше, чем хуже шли дела в экономике страны. Особенную важность такая вот странная трактовка понятия независимости приобрела сейчас, в преддверии очередных президентских выборов на Украине. При всем стремлении изобразить уникальность собственных взглядов, тем не менее, все кандидаты на «подержать булаву» неизбежно отмечались в главном моменте – что делать с войной на Донбассе и как быть в вопросе с Крымом.
Особенно радикально тут себя проявляют ярые националисты и очевидно проигрывающий кресло Петр Порошенко. Именно поэтому он всячески подчеркивает, как сильно окрепли вооруженные силы Украины под его мудрым руководством и как решительно быстро он с их помощью решит оба вопроса сразу после своего переизбрания.
Ему вторят политики калибром поменьше. Давеча замглавы Меджлиса крымских татар тоже отметился заверением о готовности «вот прямо немедленно сейчас» начать процесс возврата Крыма силой. Правда, не в одиночку, а только совместно с могучим ударом НАТО.
Словом, «Америка с нами» для нынешней украинской правящей элиты является основополагающим стержнем всего сущего. Тем неожиданней и жестче прозвучали недавние слова спецпредставителя Государственного департамента США по Украине Курта Волкера о том, что «вероятность силового возвращения Крыма полностью исключена».
В переводе на русский это значит, что США не желают и тем более не собираются вступать в войну с Россией за Крым, ни самостоятельно, ни в альянсе с Украиной. Конечно, они не в силах запретить подобный шаг властям Киева, но воевать сами они не будут даже в статусе тылового союзника. Точка.
Нельзя сказать, чтобы это являлось такой уж огромной новостью. В той или иной форме американские «представители» давно намекали на неадекватную завышенность украинских ожиданий. Еще в апреле 2015 года бывший посол США в России Майкл Макфол в интервью «Украинской правде» почти открыто констатировал — «сами, все сами, наше дело — сторона, мы поможем только моральной поддержкой».
Но тогда его вообще никто из счастливых «победителей с Майдана» слушать не желал. Мол, он так только перед камерами выражается, а на самом деле чуть ли не буквально уже завтра 101-я американская воздушно-штурмовая дивизия начнет развертывание на фронте в Донбассе и тогда….
На протяжении пяти лет Вашингтон, надо сказать не без успеха, тонко балансировал на украинской глупости, но сейчас все указывает на его решительную от нее усталость. Особенно в свете начала рассылки «Газпромом» официальных уведомлений о прекращении газового транзита через Украину с 1 января 2020 года.
Москва обыграла Вашингтон в этой партии геополитических шахмат. Она не явилась на большую войну в 2014, она сумела полностью нивелировать угрозу европейским газовым поставкам через Украину, она получила Крым и достаточно успешно легитимизирует его средствами прямой дипломатии. Остановить оба (через Балтику и через Черное море) ее фланговых маневра трубопроводами также Вашингтону не удалось. Равно как уже не получается инициировать усиление санкционного давления на Россию под флагом требований «исполнения минских соглашений».
А без всего этого для американской международной политики Украина превратилась в откровенный балласт, о себе начавший думать слишком много. Вот и пришлось серьезному человеку откровенно зарвавшегося «стратегического партнера» явным образом одернуть. Проект закрыт. Он катится лишь по причине еще не полного расходования ранее набранной инерции движения, однако ни на что серьезное Киев больше рассчитывать не может.
Более того, активизация боев на Донбассе интересам США больше не соответствует. Не из человеколюбия, а ввиду самоочевидности стратегического поражения Киева с явной перспективой государственного распада Украины, а значит, ее исчезновения как инструмента медийного и политического давления на Россию.
И вот как со всем этим теперь украинцы станут жить дальше, мы теперь и будем посмотреть.
Специально для ИА REX