Сегодня 17 апреля (4 апреля по старому стилю), православная церковь празднует: * Преподобных Иосифа Песнописца (883) и * Георгия Малейского (IX). Священномученика Никиты Славянина, Афонского (1808).
Мучеников Каллиника; Феодора. Мучениц Фервуфы девы, сестры и рабыни ее (ок. 341-343). Святых Амвросия и Фомы. Преподобных Адриана; Пафнутия; Зосимы Палестинского (ок. 560); Иосифа Многоболезненного, в Дальних пещерах почивающего (XIV); Иакова Галичского (XV-XVI); Зосимы Ворбозомского (ок. 1550). Святителя Феоны, митрополита Солунского (XVI). Преподобномучеников Вениамина (Кононова) архимандрита, и Никифора (Кучина) иеромонаха, Соловецких (1928); священномученика Николая (Караулова), епископа Вельского, Вологодского (1932); священномученика Иоанна пресвитера (1933); мученика Иоанна (1943). Икон Божией Матери, именуемых «Избавительница» и «Геронтисса».
Преподобный Иосиф Песнописец
Преподобный Иосиф Песнописец происходил из Сицилии от благочестивых родителей. С ранних лет был кроток, послушлив, воздержан и любил чтение душеспасительных книг. В 14 лет поступил в Солунский монастырь в Греции, где спал на земле и камнях, питался хлебом с водой и носил ветхую одежду. По времени посвятили Иосифа в пресвитеры. В его время возникла иконоборческая ересь. Тогда святой Иосиф оставил свою обитель и ходил по городским площадям и домам, чтобы обличать ересь и поддерживать православие. Еретики заточили его на острове Крит, но святитель Николай чудесно спас его. Возвратившись в Константинополь, он основал монастырь, в который перенес мощи св. апостола Варфоломея. Однажды св. апостол явился Иосифу в алтарь и, приложив к груди Евангелие, сказал: «Ты будешь сосудом Духа Святого, и песни твои усладят вселенную», — и после того он стал писать церковные песни и каноны, почему и называется «песнописцем и творцом канонов». Св. Иосиф удостоен был такого дара прозорливости, что видел грехи, которые не хотели открывать ему, но не обличал, а старался приводить самих грешников к искреннему добровольному раскаянию. Скончался в 883 г. Мощи его почивают в его монастыре.
Преподобный Зосима Палестинский
Преподобный Зосима Палестинский жил в VI в. Он подвизался в одном из монастырей в Кесарии. Ему хотелось увидеть такого подвижника, который послужил бы примером для него, и вот однажды он услышал голос, который повелевал ему идти в Иорданский Предтечев монастырь. Старец пошел и, поселившись тут, назидался благочестивой жизнью иноков. В этом монастыре был следующий обычай: перед наступлением Великого поста иноки причащались и, с благословения настоятеля, удалялись на подвиги в пустыню на весь пост; в монастыре оставались один или два инока. Каждый брал с собой пищу, а иные ничего не брали и питались пустынной зеленью. На Страстной неделе все собирались в обитель, но не рассказывали другим, кто где и чем занимался, — это знал только Бог. И вот однажды, когда св. Зосима ушел в Заиорданскую пустыню на Великий пост, он встретил там великую подвижницу — святую Марию Египетскую (Читайте 1 апреля). Умер св. Зосима столетним старцем.
ТРОПАРИ, КОНДАКИ, МОЛИТВЫ И ВЕЛИЧАНИЯ
ПРЕПОДОБНОМУ ИОСИФУ ПЕСНОПИСЦУ
Кондак преподобному Иосифу Песнописцу, глас 4
Покая́ния исто́чник неисчерпа́емый,/ утеше́ния пода́тель неконча́емаго/ и умиле́ния пучи́на еси́, Ио́сифе,/ сле́зы нам пода́ждь покая́ния Боже́ственнаго,/ и́миже утеше́ние, зде пла́чущеся,/ обря́щем от Бо́га,// твоея́ по́мощи прося́ще, свя́те.
Перевод:Неисчерпаемый источник покаяния, податель нескончаемого утешения и глубина сердечного сокрушения ты, Иосиф, подай нам слезы Божественного покаяния, благодаря которым мы, плачущие здесь, получим утешение от Бога, просящие твоей помощи, святой.
ПРЕПОДОБНОМУ ИОСИФУ ПЕЧЕРСКОМУ, МНОГОБОЛЕЗНЕННОМУ
Тропарь преподобному Иосифу Печерскому, Многоболезненному, глас 8
Сле́з твои́х тече́ньми пусты́ни безпло́дное возде́лал еси́,/ и и́же из глубины́ воздыха́ньми во сто трудо́в уплодоноси́л еси́,/ и был еси́ свети́льник вселе́нней, сия́я чудесы́,/ Ио́сифе, о́тче наш,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.
Перевод: Слез твоих потоками ты возделал бесплодную пустыню и стенаниями из глубины плод трудов своих умножил во сто крат, и сделался светилом вселенной, сияя чудесами, Иосиф, отче наш, моли Христа Бога о спасении душ наших.
ПОКАЗАТЬ ВСЕ
МЫСЛИ СВТ. ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА
(Деян.4:1–10; Ин.3:16–21)
«Неверующий в Сына Божия уже осужден» (Ин.3:18). За что же? За то, что, когда кругом свет, он остается во тьме по любви к ней. Тьмолюбие, ненавидение света делает его кругом виноватым, даже без определения в чем истина; потому что у кого есть эта искренняя любовь к истине, того она изведет из тьмы заблуждения и приведет к свету истины.
Пример – св. ап. Павел. Он был искренний истинолюбец, вседушно преданный тому, что считал истинным, без всяких интересов. Потому, как скоро указана была ему истина не в том, что он считал истинным, он в ту же минуту бросил это древнее, оказавшееся не истинным, и всем сердцем прилепился к новому, осязательно доказанному истинным. То же самое бывает и со всяким искренним истинолюбцем. Истина о Христе ясна как день: взыщи и обрящешь. Помощь же свыше всегда готова искреннему искателю. Потому, если кто остается во тьме неверия, тот остается только по любви ко тьме, и за это уже осужден.
ПРИТЧА ДНЯ
Непостижимое
Шёл человек со своей семьей по пустыне. Уже измученные жаждой, увидели они впереди колодец и побежали к нему. Но внутренний голос сказал человеку, что вода в этом колодце отравлена. Однако он не обратил на это внимания и начал поить водой свою жену и детей. Когда он достал из колодца последний черпак, чтобы напиться самому, его родные уже корчились в предсмертных судорогах. Тогда он взмолился:
– Господи, спаси мою семью, спаси моих детей и жену! Жажда оказалась сильнее, и я проигнорировал Твоё предупреждение.
– Я верну тебе близких, – ответил Господь, – если ты ответишь на один Мой вопрос. Что является самым непостижимым в человеке?
Долго думал путник, боялся ответить неверно и, наконец, сказал:
– Самым непостижимым в человеке является то, что всю свою жизнь он видит вокруг себя смерть других людей, но сам живёт так, как будто никогда не умрёт.
И Бог вернул жизнь его семье.
ПРОПОВЕДЬ ДНЯ
Проповедь протоиерея Григория Дьяченко. Преподобный Иосиф, творец канонов.
В житии преподобнаго Иосифа, творца канонов, память коего совершается ныне, пишется следующее: когда Иосиф, на острове Крите, был брошен в темницу, в которой вместе с ним находилось и множество православных, заключенных иконоборцами, то православные, вследствие тяжких мук и скорбнаго заключения, были в большом унынии и некоторые из них даже готовы были по малодушию склониться на сторону еретиков. Преподобный Иосиф…►
Проповедь митрополита Владимира (Икима). О радости. На Радоницу.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Христос воскресе! Сегодняшний день носит благозвучное название «Радоница». Нынешний день поминальный, но поминовение усопших мы совершаем с вами особенное. Слово «Радоница» родственно словам «радость», «радование». Как же можно, вспоминая дорогих и близких нашему сердцу людей, покинувших земной мир, не грустить, а радоваться? Нет ли здесь некоторого несоответствия?…►
Проповедь архиепископа Афанасия (Мартоса). Радоница.
Православные христиане имеют благочестивый обычай на Фоминой неделе во вторник, а в некоторых местах в понедельник, молитвенно поминать своих усопших сродственников. Этот обычай называется – радоницей. Название древнеславянское. Происходит оно от того, что в указанный день поминовения усопших, живущие на земле христиане приветствуют своих почивших родных и друзей радостной вестью о Воскресшем Господе. Радоница – очень древний обычай. Существовал он уже в 4-ом веке…►
Проповедь протоиерея Андрея Ткачева. Радоница: о тайне, требующей уважения.
На 9 день от Пасхи отмечается Радоница — день особого поминовения усопших. Из отношения к смерти вырастают все культуры, сколько их ни есть. Совсем не одно и то же думать о себе, что ты временное и случайное явление под вечным шатром небес, и наоборот, быть уверенным в том, что «небо свернется, как свиток», а ты будешь существовать вечно. Уважение к покойникам и местам их захоронения зависит вовсе не от одной только памяти родственников…►
Проповедь Патриарха Московского и всея Руси Кирилла (Гундяева). В день Радоницы.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Сегодня день Пасхального поминовения усопших — Радоница. Этот день установлен специально для того, чтобы каждый верующий православный человек мог порадоваться о Христе Воскресшем вместе со своими почившими близкими и родными: родителями, братьями, сестрами, мужьями, женами, друзьями — со всеми теми, кто был близок нам в нашей земной жизни.