В понедельник, 18 марта, отмечается 4 православных церковных праздника. Перечень событий информирует о церковных праздниках, постах, днях почитания памяти святых.
Список поможет узнать дату значимого религиозного события для православных христиан.
Церковные православные праздники 18 марта
Великий пост
8-й день
Главный многодневный пост. Установлен в честь памяти о 40-дневном постничестве Иисуса Христа в пустыне. Длительность Великого поста – 48 дней.
Великий пост — самый строгий! В 2019 году он начинается в понедельник, 11 марта, и заканчивается в субботу, 27 апреля. Семь недель, до самой Пасхи, верующим рекомендовано воздерживаться от пищи, содержащей мясо, рыбу, молоко и яйца. Исключение составляют маленькие дети, беременные женщины, странствующие путники и больные.
Великий пост начинается за семь недель до Пасхи. Состоит из Четыредесятницы — 40 дней — и Страстной седмицы — недели перед самой Пасхой. Четыредесятница установлена в честь сорокадневного поста Спасителя, а Страстная седмица — в память последних дней земной жизни, страданий, смерти и погребения Христа. Общее продолжение Великого поста вместе со Страстной седмицей — 48 дней.
Церковный устав предписывает следующие правила:
в первую и последнюю (Страстную седмицу) недели — особо строгий пост; полностью запрещается скоромное — продукты животного происхождения;
в будние дни едят один раз в день, вечером; по субботам и воскресеньям два раза — в обед и вечером;
в понедельники, среды и пятницы — холодная пища без масла;
во вторники и четверги — горячая пища без масла;
по субботам и воскресеньям можно употреблять растительное масло и по желанию немного виноградного вина (кроме субботы Страстной седмицы);
в Великую субботу многие верующие также не едят до наступления Пасхи.
Обращаем ваше внимание, что строго следовать церковному уставу обязаны лишь священнослужители, монахи и послушники.
Если вы обычный человек, который пять дней в неделю ходит на работу, стоит у станка, работает учителем и прочее, то вам не обязательно в особо строгие дни сидеть на хлебе и воде.
Ведь главное в Великий пост — не столько облегчить рацион питания и тело, сколько освободить от тягости душу и мысли. А в этом преимущественное место отводится молитве, а не еде. Необходимо помнить, что пост — не диета.
Обретение мощей благоверного князя Феодора Ростиславича Черного, Смоленского и чад его Давида и Константина, Ярославских чудотворцев
Посвящен обретению святых останков благоверного князя Феодора, Смоленского и Ярославского и его двух сыновей в Ярославле в 1463 году.
Как много раньше среди людей знатного происхождения в итоге оказывалось святых! Это и неудивительно, ведь практически все князья на Руси вели добродетельный, благочестивый образ жизни. А данную привычку они впитали с молоком матери, поскольку воспитывались, как правило, в христианских, очень набожных семьях.
18 марта каждого года в православном календаре значится как праздник, когда вспоминают значительное событие: обретение мощей благоверных князей Феодора Смоленского и чад его Давида и Константина, Ярославских чудотворцев. Окунемся в историю и узнаем подробнее об этих выдающихся избранниках Божьих.
Детство и юность князя Феодора.
Первый из указанных святых родился в XIII столетии, в промежутке между 1240 и 1245 годами. Точная дата появления на свет князя, увы, историкам неизвестна. Он был сыном смоленского князя Ростислава Мстиславовича из рода равноапостольного Владимира. Кроме Феодора в семье росли еще дети: два брата — Михаил и Глеб. В дальнейшем между ними и будущим святым происходили распри, но об этом чуть позже.
Феодор рос воспитанным и добрым мальчиком. Родители с младых лет учили его любить Господа всем сердцем и придерживаться в жизни христианских догматов, что маленький князь и делал с большим удовольствием. Детство и отрочество Феодор провел не в забавных играх, как все обычные дети, а в чтении Священного Писания и другой божественной литературы. Кроме того, он стремился к сохранению чистоты — и физической, и душевной.
Наступил печальный день в жизни Феодора: скончался отец избранника Божьего. Как только сие произошло, братья князя принялись за дележку владений покойного Ростислава Мстиславовича. Феодору в ходе данной процедуры достался лишь один-единственный город в удел — Можайск. Тогда это был малонаселенный, бедный, совсем молодой еще городок с несколькими прилежащими селами.
Однако вопреки здравому смыслу Феодор не рассердился на братьев, а смирился со своей участью и стал прилежно владеть выделенным ему местечком. Объяснялось такое поведение князя тем, что был он незлобливым, терпеливым, кротким и более всего тяготел к вечному, нетленному. Тем не менее несмотря на столь возвышенные взгляды, новый правитель Можайска делал все возможное, чтобы укрепить его и превратить в многолюдный город. И это князю удалось, правда, не сразу.
Обретение мощей Ярославских чудотворцев.
5 марта 1463 года были обретены в Ярославле мощи святого князя Феодора и чад его, Давида и Константина.
Миновало сто лет. Тела благочестивого Феодора и его сыновей так и лежали, не преданные земле по христианскому обычаю. И Христофору — игумену, а также священникам соборным пришла в голову мысль, что пора бы положить этому конец.
Шла вторая седмица Великого поста, суббота. В храме собралось множество народу. Присутствовали и действующий князь с боярами. Чудеса начались с момента открытия мощей. Первыми исцеление получили соборный священник и его сын, страдавшие мучительным недугом. Когда тела Феодора, Давида и Константина омыли, от воды этой прозрели две абсолютно слепые женщины. Князь и все присутствовавшие поняли, что перед ними святые мощи Божьих угодников. Останки подвижников благочестия были перенесены в верхний храм.
Летописец, очевидец события, записал под этим годом:
«Во граде Ярославле в монастыре Святого Спаса лежали три князя великие, князь Феодор Ростиславич да дети его Давыд и Константин, поверх земли лежали. Сам же великий князь Феодор велик был ростом человек, те у него, сыновья Давид и Константин, под пазухами лежали, зане меньше его ростом были. Лежали же во едином гробе».
Эта черта физического облика святого князя так запечатлелась в восприятии очевидцев и современников обретения его мощей, что запись об этом вошла в Проложные жития князя Феодора и в Иконописные подлинники.
Житие святого князя Феодора Черного было написано вскоре по обретении мощей иеромонахом Ярославского Спасского монастыря Антонием, по благословению митрополита Московского и всея Руси Филиппа I.
Другая редакция Жития была написана Андреем Юрьевым в Кирилло-Белозерском монастыре. Третье, наиболее подробное Житие святого Феодора вошло в «Книгу степенную царского родословия», составленную при царе Иоанне Грозном и митрополите Макарии. Русский народ сложил о святом князе Феодоре духовные песни, которые на протяжении столетий распевали «калики перехожие».
В них прославляются благочестие и правосудие, милосердие и благотворительность святого, его забота о строительстве и украшении храмов (см.: Митрополит Ярославский и Ростовский Иоанн (Вендланд). Князь Федор Черный. — «Богословские труды», сб. XI, М., 1973„ с. 55 — 77). Сложность исторических судеб, суровость эпохи, бесчисленное множество врагов — не личных, но врагов России и Церкви, — только ярче подчеркивают для нас величие подвига святых созидателей России.
Сегодня понять, как выглядели избранники Божьи Феодор, Давид и Константин, можно, посетив Ярославский историко-архитектурный музей. Там хранится древняя икона, датированная XVI веком и называемая следующим образом: «Ярославские князья Федор, Давид и Константин с житием в 36 клеймах». Это самый старинный источник информации, касающийся упомянутых угодников Божиих. Но не единственный: изображения князей имеются в разных городах России на стенах соборов и церквей: Рыбинске, Суздале, Ярославле, Тутаеве, Калининграде.
Преподобномученика Адриана Пошехонского, Ярославского, игумена
Память игумена Адриана Пошехонского родом из Ростова. Годы жизни: нач. XVI века-1550. Обладал даром чудотворения. Основал Адрианов Пошехонский монастырь.
Преподобный Адриан Пошехонский родился в Ростове Великом в начале XVI столетия от благочестивых родителей Григория и Ирины. Монашеское пострижение преподобный Адриан принял в обители святого Корнилия Комельского (память 19 мая). Среди собранной преподобным Корнилием братии было немало строителей и иконописцев, так что храмы обители созидались и украшались трудами и искусством самих иноков. Искусным иконописцем был и преподобный Адриан и своим дарованием также содействовал украшению монастыря. В последние годы жизни преподобного Корнилия на ту местность, где находился монастырь, сделали хищнический набег казанские татары. Святой наставник увел всю братию па реку Ухтому. Однако татары не тронули монастырь, устрашенные видением множества охранявших его воинов, и вскоре удалились из Вологодской области.
Преподобный Корнилий вернулся с братией в монастырь и в нем преставился 19 мая 1537 года. Через три года после смерти святого Корнилия преподобный Адриан, бывший тогда в сане иеродиакона, сильно возжелал уйти в пустынное место и основать монастырь в честь Пресвятой Богородицы. Господь помог преподобному исполнить его намерение.
В Корнилиев монастырь пришел никому не ведомый старец-черноризец благолепного вида. Встретив старца в храме, преподобный Адриан спросил, как его имя, но старец не ответил. Когда преподобный пригласил его к себе в келлию и попросил сказать что-либо на пользу душевную, старец ответил, что может указать преподобному пустыню, где он сможет создать храм и монастырь во имя Пречистой Богородицы. Преподобный Адриан немедля отправился к настоятелю – игумену Лаврентию и стал просить благословение на пустынное безмолвие. Помня заповедь преподобного Корнилия, повелевшего отпускать из обители иноков, пожелавших удалиться в пустыню, игумен Лаврентий не стал удерживать преподобного Адриана и дал ему свое благословение, а также отпустил с ним и его послушника – старца Леонида.
Помолившись у гроба святого Корнилия, преподобный Адриан и старец Леонид отправились в путь, предводимые таинственным черноризцем. Преподобный Адриан нес с собой написанную им икону Успения Божией Матери. 13 сентября 1540 года, под праздник Воздвижения Креста Господня, преподобный Адриан и старец Леонид прибыли в дикий Пошехонский лес, находившийся между селениями Белти, Патрабольшим, Шельшедольским и Ухорским, и остановились на берегу реки Вотхи. И там ведший их старец вдруг стал невидимым.
Изумленные путники начали воспевать канон и службу празднику, со слезами благодаря Бога. И как предвестие будущей славной обители – места прославления Бога – по всем окрестным селениям разнесся колокольный звон. Три года прожили преподобный Адриан и старец Леонид в пустынном одиночестве, терпя нужду, преодолевая искушения от диавола и поношения от злых людей, а затем приступили к осуществлению заветного намерения.
Выбрав удобное время, подвижники отправились в Москву к митрополиту Макарию испросить благословение на основание в Пошехонской стороне, на реке Вотхе, обители и храма в честь Успения Божией Матери. Святитель Макарий благословил подвижников устроить монастырь, вручил им храмозданную грамоту, а иеродиакона Адриана рукоположил во пресвитера и возвел в сан игумена. В ставленной грамоте, выданной преподобному Адриану, святитель повелел «священноинокам, диаконам, инокам и простым людем слушати его и во всем повиноваться, яко пастырю и учителю».
В Москве пошехонские пустынники нашли и щедрых благотворителей, которые, видя дерзновение старцев, подали обильные пожертвования на воздвижение храма. Вернувшись в свою пустыню 31 мая 1543 года, святой игумен Адриан заложил церковь с трапезою в честь Успения Пресвятой Богородицы. Украсив и освятив новую церковь, преподобный Адриан приступил к устройству обители.
В монастыре был введен строгий устав преподобного Корнилия. Не имея ничего своего, довольствуясь во всем малым, большую часть времени иноки посвящали молитве, церковной и келейной, немало времени уделялось и на чтение Священного Писания. Причем чтение это совершалось «не велегласно, ни красно, но смиренным гласом и кротким; один читает, а второй рассуждает о прочтенном», читали также и наедине. Преподобный Адриан, кроме трудов настоятельских, занимался и писанием икон, а когда святая душа его желала полного безмолвия, он удалялся для молитвы в чащу леса, в устроенную им келлию с часовней, в версте от обители.
Через шесть лет по основании обители мирно почил о Господе старец Леонид, и преподобный Адриан с братией честно погребли его. Братия к тому времени умножилась. Иноки построили три келлии для жительства и четвертую для приготовления пищи и печения хлеба. Святой Адриан начал раздумывать над возведением большого каменного храма и собрал для этого значительную сумму денег. Но через год по преставлении старца Леонида, в 1550 году, в Великий пост, в ночь с 5 на 6 марта, на память 42-х Амморейских мучеников, в монастырь ворвались вооруженные грабители и после истязаний задушили преподобного Адриана.
Святые мощи преподобномученика были открыты 17 декабря 1626 года, торжественно перенесены в монастырский храм и положены в открытую раку, напротив правого клироса. При гробе преподобного Адриана совершилось множество исцелений.
Конон Огородник
Мученика Конона Исаврийского
День чествования святого Конона родом из селения Вифании возле г. Исаврии. Перенес жестокие пытки во время гонений на христиан в Исаврии. Спустя 2 года после истязаний умер.
Святой мученик Конон Исаврийский родился в Вифании, селении, расположенном рядом с малоазийским городом Исаврией, жители которого приняли христианскую веру от апостола Павла. Святой Конон с юности сподобился особого покровительства Архистратига Михаила, который являлся ему и помогал во многих трудных обстоятельствах его жизни.
По настоянию родителей Конон был обручен с девушкой по имени Анна, которую после свадьбы он убедил остаться девственницей. Молодые супруги жили как брат с сестрой, посвятив себя всецело Богу. Святой Конон привел к христианской вере и своих родителей. Его отец, святой Нестор, за обличение идолопоклонников принял мученическую кончину.
Рано похоронив мать и жену, святой Конон продолжал служение Богу, целиком посвятив себя монашеским трудам, посту и молитве. В преклонном возрасте святой подвижник был прославлен даром чудотворения. Благодаря его проповеди и чудесам многие язычники обратились ко Христу.
Когда в Исаврии начались гонения на христиан, одним из первых пострадал святой Конон. Его подвергли жестоким пыткам за отказ принести жертву идолам. Однако жители Исаврии, узнав об истязаниях, которым подвергся святой, отправились с оружием в руках на защиту мученика. Испугавшись народного гнева, мучители бежали, а исавряне нашли мученика израненного и окровавленного на месте пыток. Святой Конон жалел о том, что не удостоился принять мученическую кончину за Господа.
Спустя два года святой Конон мирно скончался и был погребен рядом со своими родителями и женой.