В ночь на 13 мая в сквере на Октябрьской площади в центре Екатеринбурга — рядом с областнымдрамтеатром — появился забор. На этом месте к 300-летию города в 2023 году «Русская медная компания» (РМК) и «Уральская горно-металлургическая компания» (УГМК) хотят построить храм святой Екатерины. Проект утвержден, землю арендует подконтрольное меценатам ООО «Храм Святой Екатерины». Проект поддержали губернатор, руководство города и Екатеринбургская епархия. Против — местные активисты и оппозиция; из-за акций протеста уже был аннулирован предыдущий проект Екатерининского храма — его хотели построить на искусственном острове в городском пруду. Установка забора на новой площадке вылилась в полномасштабное противостояние, длившееся всю ночь — с захватом территории и применением насилия.
Потому что не только храм
О весьма неоднозначном итоговом плане строительства стало известно накануне. Так Диакон Андрей Кураев резко высказался по поводу ситуации вокруг строительства храма Святой Екатерины в центреЕкатеринбурга, упрекнув местную епархию в потворствовании продвижению интересов уральских спонсоров строительства.
Это бизнес-проект. Нет, не прямо епархии, но ее кормильцев. Спонсоры проекта намерены под видом строительства храма получить большой кусок земли и построить там еще несколько коммерческих помещений,
— написал Андрей Кураев в своем ЖЖ
Подтверждение этим словам найти удалось довольно просто. Достаточно заглянуть в сопроводительнуюстроительству документацию. Так, по плану помимо собственно храма общей площадью 800 квадратныхметров, в районе должны появится фитнес-центр (700 кв.м), Торговый центр (800 кв.м) и, внимание, Многофункциональный жилой комлекс с полуподземной парковкой на 220 машино-мест площадью 21 000 кв.м (!). Да, безусловно, на территории самого сквера должен появится исключительно храм, а все сопутствующие строения «переедут» на улицу через дорогу, однако неожиданное изменение более 22 000 квадратных метров города очень не понравилось местным жителям.
День 1
В ночь на 13 мая в сквере на Октябрьской площади в центре Екатеринбурга — рядом с областнымдрамтеатром — появился забор. Вечером к скверу пришли около двух тысяч человек и устроилиоживлённую дискуссию с сотрудниками ЧОП, которые охраняли будущую стройку. Обстановка накалялась, в конце концов «протестанты» повалили забор и ворвались на территорию сквера, оттеснив охранников к зелёной палатке — месту закладки первого камня в фундамент храма.
Однако на помощь им прибыли бойцы местной академии единоборств, спонсируемой «Русской медной компанией» (РМК) долларового миллиардера Игоря Алтушкина.
Примечательно, что строительство храма ведется юридическим лицом, также контролируемым уральскими металлургами. Так, согласно данным из открытых источников, среди учредителей ООО «Храм Святой Екатерины» значится все тот же Алтушкин (доля участия 25%), принадлежащая ему РМК (25%), а также генеральный директор «Уральской горно-металлургической компании» (УГМК) Андрей Козицын (50%).
В итоге одним из самых известных «гостей» определенного под будущее строительство сквера Свердловского академического театра драмы оказался пока несостоявшийся боец серии UFC (его назначенный на апрель дебютный бой был отменен) и по совместительству президент Академии единоборств РМК Иван Штырков.
В ответ на вопросы местных журналистов о причинах своего нахождения на этом месте Штырков признался, что пришел «насладиться природой». Присутствие значительного числа других представителей академии боец списал на хорошую погоду.
Кроме того, Иван Штырков прокомментировал позицию протестующих против строительства храма горожан, попытавшихся накануне вечером самостоятельно демонтировать установленный утром забор будущей стройки.
Я считаю это глупостью. И сам факт того, что люди поступили сегодня так, как поступили, показывает их глупую точку зрения. Это законная территория для постройки храма. Она ужеотдана под застройку. И когда люди ведут себя подобным образом, они, наверное, должны нести наказание,— заявил Штырков.
День 2
На следующий день урегулировать конфликт попробовал свердловский губернатор Евгений Куйвашев, который организовал встречу двух сторон друг с другом. Но конструктивного диалога не получилось.Вечером 14 мая к скверу вновь пришли сотни горожан, но на этот раз место стройки охраняли не накачанные спортсмены, а представители полиции и Росгвардии. Впрочем, это никого не остановило. Возбуждённая, но весьма небольшая часть толпы, сломала и утопила в Исети несколько пролётов проволочного забора. На территорию стройки снова прорвалось несколько человек, но былизадержаны силовиками.
В сквере у Театра драмы начались столкновения с ОМОН. В конце концов митингующих разогнал ОМОН, что не помешало им под конец перекрыть улицу Бориса Ельцина. В те сутки было задержано 26 активистов.
День 3
Ещё более массовой стала акция 15 мая, когда состоялся эффектный флэшмоб «Включи свет». Ровно в 21:30 в сквере у театра драмы на Октябрьской площади несколько тысяч горожан зажгли фонарики и смартфоны, подняли руки вверх и на протяжении нескольких минут стояли уже у «капитальной» стены стройплощадки.
Казалось, что этим всё и закончится, но не тут-то было. В Екатеринбург для усиления прибыли правоохранители из соседних городов, в том числе ОМОН из Челябинска и Нижнего Тагила. Начались столкновения. В сторону сотрудников полиции полетели яйца. В ответ митингующие были оттеснены к театру драмы, а количество задержанных в тот день выросло в разы. Показательно также, что к акциив тот день подключились бизнесмены, в том числе крупная парфюмерная сеть, продавцы кофе, воды и пиццы, рестораторы…
Итоги
Решить проблему силами местной администрации и приглашение полицейских из соседних регионов не удалось. Более того освещение ситуации вышло на всероссийский и даже мировой уровень. За этинесколько дней об акциях в Екатеринбурге не высказался только ленивый. Телеведущие Иван Ургант и Владимир Соловьёв, певец Сергей Шнуров и светская львица Алёна Водонаева, десятки политиков, чиновников и общественников по всей России. О столице Урала написали несколько авторитетных мировых изданий, в том числе The New York Times и The Associated Press, город показали по BBC. Впрочем, в отличие от российской прессы, западная прошлась по событию сухо и без нагнетания страстей: общим тоном было удивление.
В итоге вмешаться пришлось лично президенту России Владимиру Путину.
В четверг 16 мая президент впервые комментировал конфликт вокруг строительства храма на местесквера в центре Екатеринбурга: он предложил провести опрос жителей. «И меньшинство должно подчиниться большинству», – предупредил президент. Но и интересы меньшинства, продолжил он, должны быть учтены: вместо вырубленных деревьев инвесторы могли бы создать новый сквер. «Городские власти, региональные власти должны заниматься именно этим – найти оптимальное для проживающих там людей решение», – подытожил Путин.
И как по мановению волшебной палочки местная администрация неожиданно услышала жителей своего города и открылась для диалога.
Опрос будет проведен, заверил сразу после этого вице-губернатор Свердловской области Сергей Бидонько: «Слова главы государства свидетельствуют о том, что мы сегодня и с руководством города, и с предпринимательским сообществом идем верным путем».
А мэр города Александр Высокинский заявил, что до итогов опроса подготовительные работы к строительству храма будут приостановлены.
Уральский фонд «Социум» уже провел опрос 400 жителей Екатеринбурга: 51% против строительства храма перед Театром драмы, 29% стройку поддержали, остальным безразлично или нечего ответить. 66% выступили за городской референдум, и если бы он состоялся, то 55% проголосовали бы против строительства, а 27% – за. Большинство противников строительства, выяснили социологи, молодые люди, среди этой возрастной группы против храма 60%.
Опрос горожан о ситуации вокруг сквера проводит и ВЦИОМ, сообщил в среду его гендиректор Валерий Федоров.
Хочется искренне верить, что в итоге все, уж простите за детскую банальность, закончится хорошо. Что во время митингов никто ни с одной из сторон не пострадал. Что местная власть начнет конструктивно разговаривать со своим электоратом. Что неравнодушные к облику своего города жители смогут принимать участие в изменении его облика. Что не взираю на разность национальности и вероисповедания Екатеринбург останется дружным и единым российским городом.
Но вместе с тем возникает громадное количество вопросов. Почему люди, которые платят налоги в бюджет города, должны выходить на улицу, чтобы их услышали? Почему чиновники и силовикизащищают представителей строительных организаций от народа, а не наоборот? Почему органы местного управления начинают что-то слышать и видеть, только когда им об этом говорят из Кремля?Почему, чтобы провести опрос общественного мнения по важному вопросу жителю российского города нужно три дня ломать забор? Очень много вопросов.
По материалам: «Аргументы и факты» «realtribune.ru», «properm.ru», vedomosti.ru», «meduza.io», «ridus.ru»