Ученье свет, а неученых – тьма. Информация – иллюминация.
А. Свирин. Экспедиция к предкам. М.: Малыш, 1970
Ватиканская апостольская библиотека. А было так, что во все времена находились люди, понимавшие ценность написанного слова и собиравшие для своих потомков и для себя современные им рукописи и книги. Достаточно вспомнить библиотеку царя Ассирии Ашшурбанипала в Ниневии, состоящую из 25 000 глиняных табличек с оригинальными клинописными текстами, чтобы понять, насколько важным для всего человечества являются подобные хранилища древних текстов. Однако известно и другое. Ведь, кроме глиняных табличек, которые только лишь твердеют от огня, тексты на папирусе и пергаменте во время пожара этой библиотеки сгорели. Недаром считается, что до нас дошло всего лишь 10% ее содержимого. А ведь в огне пожара сгорела еще и библиотека в Александрии, и еще многие библиотеки точно так же погибли от огня. О том, сколько мы таким образом всего потеряли, можно только лишь догадываться. А сколько при пожарах в русских деревянных теремах сгорело всяких летописных книг и документов? Даже и представить нельзя. Вот почему так ценна для нас крупнейшая в мире Апостольская библиотека в Ватикане, которую в XV веке основал римский папа Сикст IV. С тех пор она непрерывно пополняется, так что сегодня в ней хранится более 150 000 манускриптов, около 1 600 000 книг печатных, 8300 древних инкунабул, более 100 000 различных гравюр, географических карт, а еще коллекция из 300 000 монет и медалей. При библиотеке существует Ватиканская школа библиотекарей, а также функционирует прекрасно оснащенная лаборатория, которая занимается реставрацией древних книг и воспроизведением важнейших манускриптов посредством факсимильной печати.
Сикстинский зал Ватиканской апостольской библиотеки
История библиотеки
Впрочем, правильнее будет сказать, что Ватиканская библиотека была создана еще в IV веке. Потому, что именно тогда в Латеранском дворце еще при папе Дамасии I впервые собрали архив манускриптов, первое упоминание о котором относится к 384 году. В VI веке наблюдение за ним было поручено государственному секретарю Ватикана, а в VIII веке это ответственное дело передали особому библиотекарю. Собиранием рукописей занимались многие папы. Так, например, в 1310 году папа Климент V отдал приказ перевести 643 ценных рукописи в Ассизи, однако многие из них погибли спустя девять лет, после того, как на этот город напали гибеллины.
Римская фреска в «Зале бракосочетания Альдобрандини».
Сбор третьей по счету библиотеки Ватикана начался во время «Авиньонского пленения пап», причем под нее была выделена особая башня дворца. Последний авиньонский папа Григорий XI часть собрания перевез в Ватикан, но многое по-прежнему оставалось в Авиньоне, но к счастью не погибло, а оказалось в Национальной библиотеке Франции.
Современная или четвертая Ватиканская библиотека была детищем папы Николая V, избранного в марте 1447 года, хотя на основании буллы Сикста IV от 15 июня 1475 г., хотя принято считать, что основал ее именно этот папа. Сначала в ней было лишь только 800 манускриптов на латинском языке и 353 на греческом. Сикст IV старательно приобретал манускрипты из стран Европы и Востока, включая и сохранившиеся буквально чудом уникальные рукописи из императорской библиотеки в Константинополе. Так что при нем собрание библиотеки выросло до 2527 документов. В 1481 году в нем было уже 3500 манускриптов, и для нее было построено специальное помещение.
Папирус с текстом Евангелия от Иоанна*.
Большим любителем библиотечного дела был папа Лев X, который по всей Европе собирал древние рукописи. В 1527 году библиотека, в которой на это время насчитывалось более 4 тысячи манускриптов, серьезно пострадала в ходе военных действий. Поэтому в 1588 году папа Сикст V решил, что для библиотеки следует построить новое здание, в котором манускрипты должны были храниться в специальных деревянных шкафах. При этом папа Сикст V любил сравнивать себя с основателями великих библиотек прошлого, таких, как Александрийская библиотека, древнеримская, римская и Афинская.
Папа Павел V отличился тем, что выделил для документов отдельное здание, а книги распорядился хранить отдельно. Именно хранилище документов и стало основой Секретного архива, о котором так много говорят разного рода любители тайн и загадок, начиная с якобы пропавшего золота инков и вплоть до посещения Земли пришельцами со звезд. Куда важнее, что в XVII веке родилась добрая традиция, по которой в библиотеку Ватикана начали передаваться частные коллекции и собрания королевских домов Европы. Например, баварский курфюрст Максимилиан I в 1623 году подарил папе Григорию XV значительную часть книг из Гейдельбергской библиотеки (так называемой Палатинской библиотеки) в качестве благодарности за оказанную ему помощь в Тридцатилетней войне. Правда потом в Гейдельберг все-таки вернулись 38 манускриптов на латинском и греческом языках, а также несколько манускриптов по истории города. В 1657 году Библиотека Ватикана была подарена Урбинская библиотека, содержавшая 1767 текстов на латыни, 165 на греческом, 128 на иврите и арабском, которую долгое время собирал герцог Урбино Федериго да Монтефельтро.
Позднее папами даже организовывались специальные экспедиции в Сирию и Египет, собиравшие древние рукописи в тамошних монастырях. Так к европейским добавились манускрипты с Востока, среди которых обнаружилось немало очень интересных документов.
Вот так библиотека постепенно все пополнялась и пополнялась, и в итоге превратилась в доступное светское учреждение. При ней был открыт читальный зал, где можно было читать печатные книги, создана реставрационная лаборатория. В 1891 году очередной папа купил для нее коллекции графов Боргезе, содержавшие 300 свитков из старой папской Авиньонской библиотеки, а в 1902 году за огромную по тем временам сумму в 525 тысяч франков куплены архивы кардинала Франческо Барберини, в которых имелось 10 041 латинских, 595 греческих и 160 восточных рукописей, а затем и ряд других ценных собраний. Таким образом, например, в 1953 году в библиотеку поступили документы из архива княжеского семейства Роспильози. Как видите, все эти примеры говорят лишь об одном – поистине огромном количестве собранных в стенах Ватиканской библиотеки старинных рукописей, инкунабул и различных печатных книг со времен Иоганна Гуттенберга.
Рукописная книга, написанная готическим шрифтом из Болоньи, 1346 г.
Библиотека сегодня
Библиотека огромна и состоит из нескольких залов, имеющих собственные названия, по большей части прекрасно оформленных, многие из которых по сути дела есть не что иное, как музейные выставочные комплексы. Есть залы более старые, есть и более новые. Так, «Зал бракосочетания Альдобрандини» был построен в 1611 году при папе Пие V и украшен прекрасными фресками. «Зал папирусов» 1774 года также украшен фресками, а еще в двух его витринах выставлены изумительные золотые кубки с изображениями различных религиозных и светских сцен.
«Зал Александра» был выстроен в 1690 году, а позднее расписан фресками, изображающими историю папы Пия VI в плену у Наполеона, включая его ссылку и смерти в изгнании в 1799 году.
Далее идут «Зал Павла» со сценами понтификата римского папы Павла V, «Сикстинские залы», «Галерея Урбана VII», затем Музей сакрального искусства, где демонстрируются глиняные лампы первых христиан и кубки для причастия, изделия из металла и стекла, и также многое другое, что использовалось при отправлении культа. Древние римские и этрусские артефакты выставлены здесь в Музее светского искусства, а реликварии, украшенные золотом и драгоценными камнями, включая и золотой крест Пасхалия I в капелле Пия V, расписанной фресками по эскизам самого Джорджо Вазари в 1566—1572 годах. Есть «Галерея Климента», также украшенная фресками и разделенная на пять залов, вот настолько она была велика. Не только эпоха Возрождения оставила на стенах библиотеки свои следы в виде фресок ее мастеров.
«Сикстинский салон», например, который был спроектирован и построен специально для хранения манускриптов и редких книг, длиной 70 метров и шириной 15, был расписан фресками в стиле маньеризма, при этом все персонажи, и сами сцены имеют поясняющие их подписи. Сегодня этот зал используется для проведения выставок.
«Зал славословий папе Пию IX» носит такое название не случайно: раньше здесь располагались славословия в его адрес. В настоящее время в этом зале экспонируются уникальные… ткани, например, льняная туника III века.
Есть в библиотеке и «Зал славословий» без указаний конкретного лица. Здесь выставлены римские и раннехристианские кубки, и изделия из слоновой кости, включая знаменитый «диптих из Рамбоны» с изображением Богородицы на троне 900 года, а также множество других ценных раритетов, украшенных золотом, жемчугами и эмалью.
Страница №125 Евангелия из коллекции Барберини.
Объемы собранных в библиотеке манускриптов просто потрясают. Вот список их собраний с указанием количества документов в каждом из них:
Латинское собрание – 11150
Греческое собрание – 2 330
Арабское собрание – 935
Собрание на иврите – 599
Сирийское собрание – 472
Коптское собрание – 93
Персидское собрание– 83
Собрание на турецком – 80
Собрание на эфиопском – 77
Индийское собрание – 39
Славянское собрание – 23
Собрание на китайском – 20
Собрание на армянском – 14
Самаритянское собрание – 3
Грузинское собрание– 2
Румынское собрание – 1
Соответственно, библиотека имеет следующие отделения:
Латинская библиотека текстов на латинском языке.
Греческая библиотека с манускриптами на греческом.
Секретная библиотека, в которой хранятся самые ценные документы. Нельзя сказать, что попасть в нее невозможно, отнюдь нет, однако доступ посетителей в нее ограничен, а исследователь, желающий в нее попасть, должен доказать, что ему для работы никак без ее материалов не обойтись!
Есть и «Библиотека нова понтифика», которая содержит некоторые архивные материалы, такие, как например, папские акты: около 4000 томов (!) из так называемого «собрания Киджи».
Всего в библиотеке находится ни много ни мало 50000 манускриптов, которые хранятся в 36 отделениях ее закрытой части и в 16 отделениях открытой.
Произведения огромной ценности
О ценности хранящихся в библиотеке рукописей говорит хотя бы краткий перечень их наиболее интересных экземпляров. Например, это один и первых списков Библии на греческом языке, датируемый серединой IV века, инкунабулы Каролингов, постановления Вселенских соборов, трактат об иконопочитании, составленный по приказу Карла Великого. Папирус Бодмера содержит древнейший текст Евангелий от Луки и Иоанна. И здесь же хранятся два экземпляра «Библии» Гутенберга – самой первой печатной книги человечества. Есть и письма, подлинники, Фомы Аквинского, Рафаэля, Мартина Лютера и даже Генриха VIII.
«Кодекс Ватикана» — один и первых списков Библии на греческом языке, датируемый серединой IV века.
Что касается печатных книг, то в Ватиканской библиотеке их тоже очень много. Их в ее каталоге более 10 тысяч названий. Причем это только современные печатные издания, а первые печатные книги появились в ней еще в 1620—1630 годах. Есть кабинет медных гравюр, где собрано около 32 тысяч листов с гравюрами, причем все они отсортированы по школам, и 10 тысяч еще и по жанрам.
Карта 1410 года.
Помимо ценных произведений искусства и археологических артефактов, в библиотеке хранится обширная коллекция монет, медалей и орденов. Причем в настоящее время на все манускрипты, ордена, медали и монеты ведется составление электронных каталогов.
Миниатюра с изображением императора Византии Мануила I Комнина и его второй жены Марии Антиохийской.
Единственная библиотека, которой заведует кардинал!
Управляют библиотекой кардинал-библиотекарь, префект (занимающийся техническими и научными вопросами), заместитель префекта, несколько управляющих отделениями и даже отдельными коллекциями (в частности, коллекцией монет и медалей), а также секретарь и казначей. Существует и совет, консультирующий кардинала-библиотекаря и префекта по наиболее важным вопросам, связанным с работой библиотеки. Есть также очень ответственная должность реставратора, в распоряжении которого находится отдельный, причем весьма многочисленный штат, высококвалифицированных сотрудников. Каждая фаза всех реставрационных работ сопровождается составлением точных описаний сделанного и цифровых фотографий объекта до и после реставрации. Для контроля за книгами (которые, ну, скажем, могут быть поставлены не на свое место) в библиотеке используется технология автоматического идентифицирования объектов — RFID, использующая технологию радиочастотной идентификации. Есть даже установка, которая позволяет при помощи ультрафиолетовых лучей читать на пергаментах или старых документов надписи, невидимые невооруженным глазом.
Любовное письмо Генриха VIII Анне Болейн.
Хочешь здесь поработать? Двери открыты!
Что же касается возможности посещения Ватиканской апостольской библиотеки и работы в ней, то на этот счет существует несколько так называемых Латеранских соглашений, которыми она гарантируется. В среднем в один день ее могут посетить и работать 150 ученых, преподавателей университетов и вузов, и даже студентов, работающих над докторскими диссертациями.
Можно частным образом обратиться в фотолабораторию библиотеки и вам там, за плату, конечно, сделают фотокопии с печатных книг 1601 – 1990 гг. издания, а также фотографии, микрофильмы и компакт-диски. Осуществляется оцифровка документов, так что со многими из них можно ознакомиться на Интернет-портале этой библиотеки.
«Круги ада», одна из 7 иллюстраций Боттичелли к «Божественной комедии» из собраний библиотеки (1480—1495 года).
А теперь поговорим о насущном, так сказать. Может ли наш российский исследователь поработать в этой библиотеке. Там может студент, пишущий диссертацию по PhD, у нас… ни доценты, ни профессора (ну, может, кто из Москвы, я не знаю) регионального уровня не могут. Во-первых, не по карману. Во-вторых, мешает их чисто советская малограмотность. Ну кто из них знает латынь и греческий так, чтобы читать древние манускрипты? Старославянский-то мало кто знает, но тут хотя бы кто-то в чем-то разбирается. А средневековая и древнеримская латынь… Ну сколько у нас по ней специалистов? То есть для работы там должны сойтись вместе: знания человека, его деньги (или деньги государства) и его личный интерес. Понятно, что шансов на такое счастливое стечение обстоятельств очень мало.
Один из залов библиотеки. Эх, вот бы где немного поработать…
Впрочем, возможен в данном случае интерес самого государства. Наверное, можно заказать Ватикану копии всех высказываний о славянах и Руси, которые встречаются в имеющихся у них документах. У нас есть ПСРЛ, так почему бы в дополнение к нему не издать ПСИВ – «Полное собрание источников Ватикана», причем сначала оригинальный текст, а затем – его перевод на русский, с указанием источника, и кратким его пересказом, и датой написания. Тогда мы имели бы точное представление обо всем, что о нас писали «они» «туда» и могли бы сопоставить их тексты с нашими, что позволило бы уточнить многие спорные на сегодня положения отечественной истории. Конечно, такая работа потребовала бы привлечения множества специалистов, и немалых финансовых затрат. Но… все это бы окупилось. И прежде всего сближением за счет сближения российской и зарубежной исторической науки, которая сегодня в значительной степени от последней изолирована. По-другому просто нельзя, так как на подобную работу никаких грантов от Фулбрайта и РФФИ просто не хватит, настолько она имеет масштабный характер. Пусть бы на это дело выделили те миллиарды, что, хотя бы были конфискованы у взяточников-полковников ФСБ. Однако в сегодняшней России такое «провернуть» удастся навряд ли…
* Все иллюстрация взяты из манускриптов и книг из фондов Ватиканской апостольской библиотеки.
Автор:
Вячеслав Шпаковский