Как может погибнуть целая подлодка? От вражеской торпеды? От удара о подводные камни? Нарвавшись на мину или, по ошибке столкнувшись с другим кораблем?
Да, такое, увы, случается. Но был в истории и несколько курьезный случай, когда немецкая субмарина погибла из-за…неисправности туалета. Банальная забывчивость механика привела к гибели U-1206 весной 1945 года.
Немецкая подводная лодка типа VIIC, с «фирменным» гербом в виде белого аиста с зелёным клювом и ногами на чёрном щите, была спущена на воду 30 декабря 1943 года. Спустя несколько месяцев U-1206 встала на службу в Kriegsmarine — военно-морской флот Германии.
Подлодка была сделана на совесть. Немецкие инженеры уже тогда отличались нетрадиционным подходом к делу и внедряли в производимую на военных заводах технику инновационные технологии. Повышая надежность и военную мощь, инженеры не забывали и об экипаже, придавая большое значение удобствам для команды.
Одно из таких «удобств» стало роковым для подводного корабля. Дело в том. что немецкие инженеры разработали принципиально новую систему обращения с отходами жизнедеятельности экипажа подлодки, что, впрочем, вскоре стало причиной гибели корабля.
На U-1206, как и на любой другой подлодке, само-собой, был гальюн. Отличие было лишь в том, что на кораблях данной системы немцы использовали новую технологию смыва, которая позволяла пользоваться туалетом даже на глубине.
Инновационная схема обращения с отходами жизнедеятельности заключалась в том, что сии отходы не скапливались на борту корабля в специальных септиках, а с помощью системы камер высокого давления смывались непосредственно в море.
Система была довольно сложной, поэтому, как это ни забавно звучит, каждый новый член команды, до того, как будет допущен непосредственно в гальюн для оправления естественных нужд, был обязан пройти специальный обучающий курс по правилам пользования туалетом.
Как выяснилось, были среди таких «курсантов» и свои прогульщики, в числе которых был капитан Карл-Адольф Шлитт.
Звезды сошлись так, что однажды, находясь на маршруте патрулирования в Северном море, недалеко от берегов Шотландии, нашему герою понадобилось посетить гальюн.
Справив нужду, капитан осознал, что напрасно он пропустил столь необходимые занятия по правилам пользования туалетом и обратился за помощью к механику. Специально обученный человек был очень занят другими делами, поэтому на помощь к капитану пришел матрос, который и сам не особо понимал, что и как устроено в столь современном отхожем месте.
Не заметив того, что клапан унитаза открыт, матрос, попытавшийся починить унитаз, добился лишь того, что все его содержимое под огромным напором хлынуло наружу, щедро перемешавшись с забортной соленой водой.
Фонтан был настолько мощным, что подойти к клапану и закрыть его не представлялось возможным. Подлодке пришлось срочно всплывать, но соленая вода уже попала в аккумуляторный отсек и вошла в контакт со свинцовыми батареями, вызвав реакцию в виде облака едкого хлора.
Подлодка успела всплыть на поверхность, но здесь ее уже поджидали британские самолеты, щедро одарившие корабль бомбами. Капитан, виновник «торжества», приказал команде покинуть корабль. На борт немецких моряков, погибшей при сомнительных обстоятельствах подлодки, гостеприимно принял британский миноносец.
Павел Успенский