Японская противотанковая артиллерия. Во Вторую мировую войну Япония вступила с океанским флотом, который вполне соответствовал самым высоким мировым стандартам. Также к началу 1940-х годов в Стране восходящего солнца было налажено серийное производство боевых самолётов не уступавших, а порой и превосходящих истребители, бомбардировщики, торпедоносцы и гидросамолеты, имевшиеся в тот же период в США и Великобритании. В то же время финансируемая по остаточному принципу «Армия Великой Японской империи» была оснащена техникой и вооружением, в значительной части не отвечавшим современным требованиям. Боевые возможности и численный состав японских артиллерийских и танковых подразделений позволяли успешно воевать против слабо обученных и плохо оснащённых китайских частей, колониальных британских и голландских войск. Но после ряда успехов на суше японские сухопутные силы под давлением американо-британских войск, оснащенных более качественной техникой и вооружением, были вынуждены сначала перейти к обороне, а впоследствии отступить с завоёванных позиций. В ходе оборонительных боевых действий в полной мере сказались нехватка и низкие боевые характеристики японских противотанковых пушек. Отчасти успешной можно считать попытку японского командования усилить противотанковую оборону зенитными орудиями, что впрочем, не смогло остановить продвижения союзников.
Расчёт 37-мм пехотного орудия Type 11 на огневой позиции
Противотанковые орудия калибра 37-47 мм
Создание специализированных противотанковых пушек в Японии началось позже, чем в других странах. До конца 1930-х годов основным средством противотанковой обороны переднего края являлось 37-мм пехотное орудие Type 11. Это был типичный образец «траншейной пушки», созданный на базе французского орудия Canon d’Infanterie de 37 modèle 1916 TRP. Для стрельбы из Type 11 также использовался выстрел 37x94R.
37-мм пехотное орудие Type 11
Конструкция орудия Type 11 была очень простой, что позволило добиться минимальной массы и габаритов. Противооткатные устройства состояли из гидравлического тормоза отката и пружинного накатника. При весе 93,4 кг 37-мм орудие могли переносить 4 человека. Для этого на лафете имелись кронштейны, в которые вставлялись шесты. Всего с учётом подносчиков боеприпасов в расчёте было 10 человек. В разобранном состоянии орудие перевозилось во вьюках на лошадях. Для защиты расчёта от пуль и осколков на орудие мог устанавливаться стальной 3-мм щит, но при этом масса увеличивалась до 110 кг.
Японское 37-мм пехотное орудие Type 11 с щитом в экспозиции Центрального музея Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.
Орудие с открываемым вручную вертикальным клиновым затвором могло сделать 10 выстр/мин. Осколочном снаряд массой 645 г снаряжался 41 г тротила. При начальной скорости снаряда 451 м/с, эффективная дальность стрельбы по точечным целям не превышала 1200 м. Также в боекомплект входил литой чугунный бронебойно-трассирующий снаряд, позволявший на дальности до 500 м бороться с лёгкой бронетехникой.
Серийное производство Type 11продолжалось с 1922 по 1937 год. В каждом полку императорской армии по штату должно было быть 4 37-мм пехотных пушек. Пушка неплохо себя проявила на ранних этапах Второй японо-китайской войны, оказывая огневую поддержку пехоте и поражая различные типы целей, таких как ДОТы, пулеметные гнезда и легкобронированную технику. Против советских бронеавтомобилей и танков 37-мм пехотные пушки были впервые применены в 1939 году ходе боевых действий на Халхин-Голе. Несколько таких орудий стали трофеями РККА. После появления танков с толщиной брони 30 и более миллиметров 37-мм орудия Type 11 стали абсолютно неэффективны. Ввиду низких баллистических характеристик им «не по зубам» оказалась лобовая броня американских лёгких танков M3 Stuart, даже при стрельбе с малой дистанции. К тому же бронебойные снаряды отлитые из чугуна в большинстве случаев раскалывались о броню.
Слабый снаряд и короткий ствол пехотной пушки Type 11 не позволяли эффективно бороться с бронетехникой. Уже в первой половине 1930-х годов стало ясно, что японская армия остро нуждается в специализированной противотанковой артиллерийской системе. В 1936 году началось серийное производство противотанкового орудия Type 94. Устройство этой 37-мм пушки во многом повторяло пехотное орудие Type 11, но для стрельбы из него использовался боеприпас 37x165R.
Противотанковая 37-мм пушка Type 94 в британском музее Форт Нельсон
37-мм снаряд, покинувший ствол длиной 1765 мм с начальной скоростью 700 м/с, на дистанции 450 м по нормали мог пробить 40-мм броню. На дистанции 900 м бронепробиваемость составляла 24 мм. Масса орудия в боевом положении составляла 324 кг, в транспортном – 340 кг. Хорошо обученный расчёт из 11 человек обеспечивал боевую скорострельность до 20 выстр/мин.
Впрочем, относительно заявленной величины пробития брони имеются определённые сомнения. Так германское 37-мм противотанковое орудие 3,7 cm Pak 35/36 с длиной ствола 1665 мм и боеприпасом 37×249R, ведя огонь бронебойным снарядом 3,7 cm Pzgr массой 685 г, с начальной скоростью 760 м/с, на дистанции 500 м по нормали могло пробить 30 мм броню. По всей видимости, при оценке бронепробиваемости японских и немецких противотанковых пушек использовались различные методики, и объективно 37-мм японское орудие не превосходило немецкую противотанковую пушку 3,7 cm Pak 35/36.
Японский расчёт с 37-мм противотанковой пушкой Type 94
Обладая неплохими для своего времени баллистическими данными и скорострельностью, 37-мм пушка Type 94 во многом имела архаичную конструкцию. Неподрессоренный ход и деревянные обитые железом колёса не позволяли буксировать её с большой скоростью. Орудие могло быть разобрано на четыре части, каждая из которых весила менее 100 килограммов, что позволяло осуществлять транспортировку в четырёх вьюках на лошадях. Достаточно низкий профиль облегчал маскировку на местности, а раздвижные станины с сошниками способствовали значительному углу горизонтального обстрела орудия и его устойчивости во время стрельбы. Для защиты расчёта от пуль и лёгких осколков имелся 3 мм щит.
Во время боёв на реке Халхин-Гол 37-мм противотанковые пушки Type 94 на реальных дистанциях ведения огня легко пробивали броню советских лёгких танков. Однако 37-мм снаряды оказались неспособны преодолеть лобовую броню американских средних танков «Шерман». Тем не менее, Type 94 оставалась наиболее массовой противотанковой пушкой японской армии и использовалась до капитуляции Японии. Всего армейские представители до второй половины 1943 года приняли 3400 орудий.
В 1941 году на вооружение был принят модернизированный вариант 37-мм противотанкового орудия известного как Type 1. Основным отличием стал ствол, удлинённый до 1850 мм, что позволило увеличить начальную скорость снаряда до 780 м/с. Так же возросла и масса орудия.
Австралийские солдаты изучают трофейную 37-мм пушку Type 1 , Бирма, январь 1945 года
Как и в случае с Тype 94, орудие Type 1 имел очень низкий профиль и предназначался для стрельбы из сидячего или лежачего положения. До апреля 1945 года японская промышленность выпустила около 2300 экземпляров Type 1. Модернизированные 37-мм орудия Type 1 использовались наряду с Type 94. Обычно в каждом пехотном полку имелось шесть-восемь пушек Type 94 или Type 1, ими также оснащались отдельные истребительно-противотанковые батальоны.
В конце 1930-х годов в рамках военно-технического сотрудничества в Японию были доставлены документация и несколько экземпляров 37-мм немецких орудий 3,7 cm Pak 35/36. По сравнению с японским орудием Type 94 это была гораздо более совершенная артиллерийская система. Согласно архивным данным в Японии выпускалась собственная версия 3,7 cm Pak 35/36, известная как Type 97. Но сдали таких орудий очень не много.
С учётом слабой механизации японской армии и в связи со специфическими условиями боевых действий на Тихоокеанском ТВД, где дистанция ведения огня в джунглях в большинстве случаев не превышала 500 м, было очень заманчиво увеличить бронепробиваемость 37-мм пушек. До лета 1945 года в Японии велись работы по созданию нового лёгкой 37-мм противотанковой пушки. Хотя уже в 1943 году стало ясно, что 37-мм орудия практически исчерпали свой потенциал, японские конструкторы до самого конца войны не оставляли попыток улучшить их бронепробиваемость. В частности на базе 3,7 cm Pak 35/36 были созданы опытные экземпляры с удлинённым стволом, в которых использовались снарядные гильзы с увеличенной навеской пороха. Полигонные испытания продемонстрировали, что цельнометаллический бронебойный снаряд с твердосплавным наконечником, покинув ствол со скоростью около 900 м/с, на дистанции 300 м мог пробить 60 мм бронелист, что давало возможность поражать американские средние танки. Однако живучесть ствола составила всего несколько десятков выстрелов, и в серийное производство орудие запущено не было.
Вскоре после окончания боевых действий на Халхин-Голе командование японской армии инициировало разработку противотанковой пушки превосходящей по своим возможностям советские 45-мм орудия. В ряде источников имеется информация, что при создании 47-мм противотанкового орудия Type 1 конструкторы «Императорского арсенала Осака» в качестве исходного образца использовали немецкую 37-мм пушку 3,7 cm Pak 35/36, пропорционально увеличив её в размерах.
47-мм противотанковое орудие Type 1
Прототип 47-мм орудия завершил испытания в начале 1939 года. Так как первоначальный вариант, рассчитанный на транспортировку конной тягой, уже не соответствовал современным требованиям к подвижности, в марте 1939 года пушка получила подрессоренную подвеску и колёса с резиновыми шинами. Это позволило обеспечить буксировку механической тягой, и в таком виде орудие было предъявлено военным. Одновременно с 47-мм велась разработка 57-мм противотанкового орудия, имевшего большую бронепробиваемость. В конце 1930-х годов создание мощного противотанкового орудия не входило в число приоритетных программ японской армии, и потому на вооружение в целях экономии приняли 47-мм противотанковую пушку.
Масса 47-мм орудия в боевом положении составляла 754 кг. Общая длина ствола — 2527 мм. Начальная скорость бронебойно-трассирующего снаряда весившего 1,53 кг – 823 м/с. По американским данным, на дистанции 457 м снаряд при попадании под прямым углом мог пробить 67 мм броню. Был также создан бронебойный подкалиберный снаряд с сердечником из карбида вольфрама, на испытаниях пробивавший 80 мм гомогенную броню, но серийно он не производился. Хорошо обученный расчёт обеспечивал боевую скорострельность до 15 выстр/мин. Общая численность орудийной прислуги составляла 11 человек.
Штатное расписание и тактика действий японской противотанковой артиллерии
Серийное производство 47-мм противотанкового орудия началось в апреле 1942 года, и продолжалось вплоть до конца войны. Всего было выпущено около 2300 орудий Type 1, что явно не соответствовало потребностям японской армии в противотанковой артиллерии. Пушка Type 1 поступала в отдельные противотанковые роты или батальоны, которые придавались дивизиям. В случае развёртывания в укрепрайоне одна дивизия могла получать до трёх батальонов. В каждом отдельном противотанковом батальоне имелось 18 47-мм орудий. В моторизированном противотанковом батальоне, входившем в состав танковой дивизии также по штату должно было быть 18 противотанковых пушек. Отдельные противотанковые роты придававшиеся мотострелковым полкам включали три-четыре взвода по два орудия в каждом. Пехотным полкам полагалось противотанковая рота, состоявшая из трёх огневых взводов, в каждом по два противотанковых орудия. С учётом того, что японская промышленность не смогла выпустить достаточное число 47-мм орудий, во многих частях эксплуатировались 37-мм пушки. В зависимости от того, каким дивизиям и полкам придавались противотанковые пушки Type 1, для их буксировки использовались грузовые автомобили, трактора или конные упряжки. Для облегчения маскировки и снижения массы, с орудий зачастую демонтировали броневые щиты.
Широкое применение Type 1 началось летом 1944 года в ходе сражений за Сайпан и Тиниан. Значительное количество 47-мм орудий применялось также в боевых действиях в Юго-Восточной Азии. Примерно 50% американской бронетехники на Филиппинах было уничтожено 47-мм орудиями. К началу битвы за Иводзиму, в распоряжении японских войск на острове имелось 40 Type 1.
M4A2 Sherman подбитый на Иводзиме огнём 47-мм орудий
В битве за Окинаву, японский гарнизон располагал 56 Type 1. Однако основные потери в танках американцы понесли от мин и сухопутных камикадзе. На острове Гуам морская пехота США захватила 30 47-мм орудий.
47-мм противотанковое орудие Type 1 со снятым бронещитом, захваченное войсками США на о. Гуам
В начальный период боевых действий на Тихоокеанском ТВД 47-мм противотанковые орудия Type 1 легко поражали танки M3/М5 Stuart на реальных дистанциях боя. Однако эффективность против лобовой брони среднего танка М4 Sherman оказалась существенно ниже. По американским данным Type 1 могла поразить лоб M4 лишь с дистанции около 150 м. В одном из боёв на Лусоне «Шерман» получил шесть попаданий на такой дистанции, с пятью пробитиями, при этом заброневой поражающий эффект был скромным и танк удалось быстро вернуть в строй. Согласно некоторым источникам, для уверенного поражения бортовой брони M4 требовалась дистанция менее 500 метров.
M4A3 Sherman 6-го танкового батальона морской пехоты США на Окинаве
Недостаточная эффективность 47-мм противотанковых орудий вынуждала японцев использовать засады и другие методы, чтобы поразить бортовую или кормовую броню M4 и вести огонь с малых дистанций, на которых становилась уязвима и лобовая броня. Японские наставления предписывали дожидаться выхода танка на малую дистанцию открытием огня, чтобы повысить шансы поразить его наверняка. Согласно воспоминаниям американских военных, японские войска были крайне искусны в размещении и укрытии противотанковых орудий, и гибко пользовались особенностями местности и искусственными преградами. Японские истребители танков с учётом расположения минных полей противотанковых заграждений размещали противотанковые орудия так, чтобы подставить борта танков под их огонь. Для защиты от 47-мм бронебойных снарядов американские танкисты навешивали на «Шерманы» дополнительные листы брони, а также покрывать корпус и башню запасными тракам. Это отчасти повышало защищённость боевых машин, но перегружало ходовую часть, снижало проходимость по слабым грунтам и скорость движения.
Нереализованные проекты японских противотанковых орудий
В межвоенный период и в годы Второй мировой японское руководство направляло основные ресурсы на нужды флота и совершенствование боевой авиации. Сухопутная армия финансировалась по остаточному принципу, и многие перспективные виды противотанкового вооружения были выпущены в очень ограниченном количестве, либо вообще не покинули приделов испытательных полигонов. К счастью для американских и советских танкистов японцы не посчитали нужным наладить серийное производство 57 и 75-мм противотанковых орудий. Артиллерийские системы этих калибров испытывались на полигонах, продемонстрировав значительное превосходство над 47-мм пушками Type 01. Бронебойные 57 и 75-мм снаряды на дальности 700-1000 м могли уверенно пробивать лобовую броню средних танков M4 Sherman и Т-34-85. По всей видимости, отказ от серийного строительства противотанковых орудий, чей калибр превышал 37-47-мм, объяснялся не только их более высокой стоимостью и металлоемкостью, но и острой нехваткой в японской армии средств механизированной тяги. Также до массового производства не были доведены 81 и105-мм безоткатные орудия.
Опытное 81-мм безоткатное орудие
Вскоре после того как в начале 1945 года японские специалисты ознакомились с трофейными 57-мм американскими безоткатками М18, на испытания было передано 81-мм безоткатное орудие. Японская безоткатка для такого калибра была беспрецедентно лёгкой. Масса тела орудия составляла всего 37 кг, американское 75-мм орудие М20 появившееся примерно в тоже время весило 54 кг. Первоначально 81-мм орудие монтировалось на лафете 20-мм противотанкового ружья Type 97, но после первых стрельб его перевели на простейшую треногу.
Кумулятивный снаряд массой 3,1 кг покидал ствол со скоростью 110 м/с, и по нормали пробивал 100 мм броню. Дальность эффективного выстрела не превышала 200 м. При ведении боевых действий в джунглях этого было бы достаточно, но оборотной стороной малого веса стала низкая прочность ствола. После того как в результате разрывов ствола на полигоне погибло несколько человек, от дальнейшей доводки 81-мм безоткатки отказались, и конструкторы сконцентрировали свои усилия на 105-мм безоткатном орудии. В тоже время, в ряде источников основывающихся на воспоминаниях японских ветеранов говориться, что небольшая партия 81-мм безоткаток всё же попала на фронт и использовалась в боях за Окинаву.
В феврале 1945 года на испытания поступил первый образец 105-мм безоткатного орудия Type 3. При массе в боевом положении около 350 кг орудие могло перекатываться на поле боя силами расчёта. Заряд бездымного пороха весом 1590 г выбрасывал 10,9 кг снаряд с начальной скоростью 290 м/с. Это позволяло поражать подвижные бронированные цели на дальности до 400 м.
105-мм безоткатное орудие Type 3
105-мм кумулятивный снаряд был способен пробить по нормали бронелист толщиной более 150 мм, что являлось смертельной угрозой для всех без исключения серийных танков выпускающихся в 1945 году. Хотя нет информации о создании для 105-мм безоткатного орудия осколочно-фугасных снарядов, достаточно мощная кумулятивная граната содержавшая более 3 кг мощной взрывчатки могла эффективно применяться и против живой силы. В целом 105-мм безоткатное орудие Type 3 обладало неплохими характеристиками, но затянувшаяся доводка и перегруженность японской промышленности военными заказами не позволили принять её на вооружение.
Продолжение следует…
Автор:
Линник Сергей