Фото: Bodnar Taras / Shutterstock.com
Толпы людей, осаждающих супермаркеты эконом-класса в поисках товаров «по акциям», – так выглядит Россия в глазах западных социологов
Автор:
Мельников Михаил
Популярное в определённых кругах издание «КоммерсантЪ» опубликовалосенсационную информацию о том, что более 50% жителей России «покупают товары только по акциям». Два года назад таковых было 41%, год назад 45%, а теперь – 50,6%. То есть мы нищаем с колоссальной скоростью. Товары повседневного спроса, о которых идёт речь в публикации, – это в первую очередь продукты питания. Еда в России по меркам так называемых развитых стран очень дешёвая, но и она оказалась нам не по карману – нужны скидки.
Уважаемый читатель, как эта информация соотносится с вашим жизненным опытом? К какой половине населения вы относитесь? Собираете информацию об акциях, купоны, чеки со скидками, выбираете ли магазин, где сегодня дешевле рыба, а вот завтра пойдёте в другой, где будут три пачки пельменей по цене двух?
Не исключено. Но «более половины» – это никак не может быть правдой. Царьград очень жёстко критикует экономическую политику правительства, приведшую к снижению доходов населения, но есть грань между аргументированной полемикой и откровенным вбросом.
Надо оговориться, что ничего зазорного нет ни в бедности, ни в практичном потреблении. Ориентироваться на акции, чтобы не переплачивать за продукты, – это нормально. А вот убеждать нас в том, что мы нищаем с колоссальной скоростью – это как минимум странно, тем более со стороны «Коммерсанта», который вроде бы «задаёт стандарты деловой журналистики».
Фото: www.globallookpress.com
У каждого исследования есть авторы и заказчики. Данная сенсация сгенерирована российским центром Ipsos Comcon. Одна из крупнейших в мире исследовательских компаний, она основана во Франции, но работает по всему миру. Основной метод исследования – опросы, причём существенно более подробные и масштабные, чем у ВЦИОМа, «Левады» и других отечественных служб. Результаты этих опросов, по западной традиции, не сразу публикуются на сайте, а сначала на определённых условиях или без них передаются в партнёрские СМИ. В данном случае честь озвучить доказательство русской катастрофы выпала «Коммерсанту».
Есть ли у этого опроса отдельный конкретный заказчик? Скорее всего, нет – это одно из ежегодных исследований компании, которые потом складываются в финальный продукт, главную гордость российского отделения – Российский индекс целевых групп, Росиндекс. Этот индекс, во-первых, продаётся сам по себе, а во-вторых, самое главное, является крупнейшей рекламой «Ипсос Комкона», благодаря которой потенциальные заказчики узнают о компании.
Но рынок коммерческих опросов в России тяжёлый – социологических компаний много, а клиентов, то есть организаций, готовых тратиться на маркетинговые исследования, – не очень. И социологам нужно генерировать информповоды, чтобы оставаться на слуху. ВЦИОМ поиграл с рейтингом президента – и пару дней был буквально везде, пусть и не в самом выгодном контексте. Французы, конечно, так рисковать не могут, поэтому они пошли по другому пути.
Молодцы. Получилось. И журналисты «Коммерсанта» им сильно помогли прекрасным словечком «только». Получилось, что половина из нас не может купить, например, картошку, потому что акции на неё бывают крайне редко (автор ни разу не видел объявлений типа «три картофелины по цене двух»). Что если нужна туалетная бумага, а сегодня на неё скидки нет, мы уходим из магазина с пустыми руками – ждать вожделенного «жёлтого ценника».
То, что можно объяснить глупостью, обычно не нуждается в других объяснениях; в конце концов, авторы «Коммерсанта» могли просто избыточно отметить освобождение Ивана Голунова, а французы, может, до сих пор полагают, что у нас медведи по улицам бродят в поисках акций – хотя в российском офисе у них работают, конечно, наши соотечественники. Но результат их стараний выглядит не очень – то ли оскорбительно, то ли комично, зависит от темперамента реципиента. Думается, ни той, ни другой цели руководство Ipsos Comcon и «Коммерсанта» не преследовало.
Фото: www.globallookpress.com
А вот представители торговых сетей грамотно подсуетились, тут же начав рассказывать миру о своих скидках и акциях. С некоторым изумлением мы узнали, что «доля промо в магазинах X5 сохраняется на уровне 35%» – честно говоря, это никак не коррелирует с личным опытом посещения «Пятёрочек» и «Перекрёстков». Два гиганта ритейла «М.Видео – Эльдорадо» и «Связной – Евросеть» прокричали с небес о том, что более 50% товаров продаются со скидками. И только в сети строительных гипермаркетов Leroy Merlin гордо заявили, что цены у них и так низкие, так что в акциях смысла нет.
В общем, все пропиарились. И никакого другого смысла в сенсации о нашей тотальной нищете нет.