Опубликовал Валерий Мироненко
Нужны ли в Екатеринбурге, да и не только в нем, а и повсюду, в той же Москве, еще храмы? Может, уже хватит, понастроили достаточно? Ставить вопрос таким образом наши политики не решаются – и зря. Вопрос-то чисто политический – о том, каким путем идти России в будущее.
Сторонники храмостроительства ссылаются обычно на какое-то якобы особо религиозное население России – но это ведь совмем не так. Мы в этом плане значительно уступаем даже 40-миллионной Украине, где на пасхальные богослужения пришло людей больше, чем в 145-миллионной России! Какая ж тут религиозность? И второе: а чем той же Украине, доведенной до религиозной ручки в куда большей мере, чем мы, эта ручка помогла?
Другой распространенный аргумент – дескать «надо возродить как было». Но опять же – зачем?
Всякие дискуссии о необходимости «возрождения православия» и «русской духовности» у меня почему-то неумолимо ассоциируются с голосом и всем обликом «главного барина» русского кино Никиты Михалкова. Так и вижу вальяжного мэтра, развалившегося в какой-нибудь телестудии. Он смешно шевелит усами, вращает круглыми очами и говорит, говорит об этой «русской духовности» – а перед ним кивает загипнотизированный телеведущий, толстенький и потеющий от почтения…
Слова льются, как елей:
– Кругом, смотрите, бездуховность… А раньше-то как было! У людей страх Божий был… В церковь ходили, молитвы знали, заповеди с детства чтили, в школе – Закон Божий!.. Сколько церквей на Руси было – не счесть!.. И никакой наркомании – потому что в Бога верили!.. Сейчас нет ценностей у молодежи, ибо без веры – какие могут быть ценности?.. Попы по всей Руси были носителями духовности, окормляли паству… Народ был богобоязненный, так и назывался – Богоносец… И семьи крепкие – потому что браки Церковь освящала!…
Никита Сергеич способен говорить на эти темы часами. Это называется, кажется, «просвещенный консерватизм». Вкратце суть его можно сформулировать так: «Народишко без религии совсем от рук отбился – ленится, пьет, мрет; надо снова православие внедрять, не считаясь с издержками – и будет благолепие как на Святой Руси!»
Никакой ведущий на это медоточивому Никите Сергеичу, да еще запустившему на всю свои бархатистые обертона, возразить не в состоянии. Сидит, как кролик перед удавом, глядя в того влюбленными глазами…
Меня же так и подмывает спросить: «Ну и во что оно вылилось-то, все это ваше благолепие? Итог-то каков?»
А итог известен. Дикая резня Гражданской, коллективизация, «голодомор», ГУЛАГ. Миллионы погибших в ходе самоистребления народа, расколовшегося на белых и красных, готовых друг другу наматывать кишки на локоть. Следом – естественная подозрительность и нетерпимость к «врагам»…
И церкви, как известно, тот самый «народ-богоносец» рушил и разорял по всей стране с примерным остервенением. К концу 1930-х во всем СССР осталась сотня действующих церквей, и большевики уже намечали торжественное закрытие последнего места раздачи «опиума для народа». Все воинствующие атеисты вышли из того самого православного большинства, 1000 лет заботливо пестуемого Церковью.
Начинал все Ленин, у которого, как все мы с детства помним, было «из Закона Божьего – пять!», а доводил до совершенства Сталин – вообще семинарист, практически поп-расстрига. Увы, не вырубить топором написанного современником: «Святая Русь слиняла в 3 дня». И это – несмотря на все благолепие и «сорок сороков церквей».
Я не понимаю, какие еще нужны основания, чтобы считать русский православный проект провалившимся. «1000 лет христианства на Руси» – и вот такой обескураживающий финал. Не остановили святые отцы, не смогли. То, что сами стали жертвами – не оправдание. Если пожарная команда сгорела при тушении пожара – сие не означает, что она знала свое дело хорошо. Хороший пожарный – тот, кто потушил пожар или вообще не допустил его.
И потому мне претят все разглагольствования о «подъёме роли Церкви в современном обществе», все эти «пишем – народу нужна духовность, а подразумеваем – народу нужна узда». К сожалению, Церковь уже доказала убедительней некуда свою неэффективность. И особенно поражает, что она после всего ничуть не изменилась! Те же попы, те же ризы, та же пышность и церковнославянский язык, та же риторика и стремление «влиять». Похоже, Церковь не то что не осознает себя банкротом – она даже вопроса такого не понимает!
Если бы попы начинали и заканчивали службы проходом вокруг алтаря вприсядку, а во всех семинариях ввели преподавание гопака – даже это можно было бы считать каким-то хоть шагом вперед. Однако пока мы видим противоположное: вместо осознания банкротства – потрясающее самодовольство, поучающий тон, вера в собственную непогрешимость, даже когда ездят под мухой за рулем, сбивая пешеходов.
Конечно, может быть и прагматичный «мужицкий» подход к делу по типу «все в хозяйстве сгодится»: дескать ну не оправдала себя Русская Православная, дала маху в 1917-м и прочих годах. Но при этом – все ж старинный, можно сказать, многовековой бренд. Может, полностью и не спасает – но в целом ведь нацелен правильно, не так ли? Не удержал пастырь свое стадо – но ведь пытался! Значит, надо дать еще шанс – коль пока ничего лучшего не придумано…
Для иллюстрации возьмем такую аналогию.
Допустим, что в былинные времена существовала «фирменная пропитка» с брендом «РПЦ», обеспечивающая несгораемость деревянных сооружений. Предки пользовались ей, дровяной сарай пропитали; правда, когда и впрямь полыхнуло – сгорело все дотла, и головешек, почитай, не осталось…
И вот спустя 100 лет стоит та же задача, уже перед нами – уберечь новые пластиковые, но, как мы понимаем, не менее горючие сооружения. Взять, что ли, старую пропитку, «коей еще наш прадед пользовался»? Стиль «ретро» опять же в моде. Вроде бы отзывы не ахти; но, во-первых, за давностию лет кто там что точно помнит? А во-вторых, если даже и не защищает она от возгорания – так, может, хоть задерживает распространение?
Но нельзя при этом уклониться от самого неприятного вопроса: если пожар был особенно жуток и разрушителен – не из-за той ли «защитной пропитки»? Уж не оказалось ли, что бревна старой российской государственности заполыхали вовсю благодаря тому, что были насквозь пропитаны этой смесью под названием РПЦ?
Вопрос непопулярный. Кому-то он, думаю, даже может показаться кощунственным. И тем не менее его надо задавать и надо искать ответ на него.
Американцы, когда сторонние критики указывают им на нелогичность, а то и просто абсурдность тех или иных их законов и правил жизни, отмахиваются, отвечая: «It works!» – «Это работает!» И такой аргумент в нашем прагматичном мире нельзя не признать весьма сильным.
К сожалению, о Русской Православной Церкви и ее предполагаемой роли в обществе то же самое не сказать. Все обещания «просвещенных консерваторов» и ученых священников типа Андрея Кураева только на бумаге выглядят гладко.
Но это не работает. Пора бы наконец это осознать – и попытаться найти то, что работает, а не доводит дело до того, что миллионы работающих россиян живут за чертой бедности, чего больше нет нигде в Европе. Нашли же там что-то свое, что позволят западным пенсионерам путешествовать по всему миру, а не стоять с протянутой рукой на паперти или с парой банок соленых помидор у входа в магазин. И то если не сгонит злой полицейский, креста на котором нет.
По материалам Алексей Рощин
➡ Источник: https://publizist.ru/blogs/108984/31114/1917