Фото: Дмитрий Жунаев
"Последнего героя" нашли на сцене МХАТ им. Горького, где с успехом идет одноименный спектакль. Это история наших родителей — "песня" о стариках, которых циники списали в утиль.
Постановка «Последний герой» продолжает уникальное шествие на сцене МХАТ им. Горького. Премьера спектакля прошла 19 апреля, а сегодня, 30 апреля, зрители снова придут в зал театра, чтобы наблюдать игру ветеранов и молодых актеров. Без прикрас, «Последнего героя» называют одной из самых значимых постановок театра под руководством Эдуарда Боякова. Красной нитью сюжета — главный тезис: родители думают о нас всегда, а мы о них — реже, чем они того заслуживают.
Спектакль «Последний герой» по пьесе Ивана Крепостного в постановке Руслана Маликова — это история наших родителей. В образах мы узнаем стариков — поколение тех, кого циники презрительно зовут «совками». Людей списали в утиль так называемые «цивилизаторы» девяностых.
«Они смешны, надоедливы, неуместны. Однако именно они спасают Россию. И в жизни, и в спектакле. Они не приспособлены к современной суете, но они являются носителями вневременной мудрости, — описывают своих героев авторы спектакля. — Они не разбираются в современных гаджетах, но они сами — ключ и пароль к миру настоящих людей, к миру будущего. Они до сих пор с нами, потому что понимают: мы пока что не готовы к сегодняшним и завтрашним вызовам и испытаниям. Они — наша надежда и опора, наши реальные герои. В этом состоит идея спектакля».
Художественный руководитель МХАТ им. М. Горького Эдуард Бояков, рассказывая о новой постановке, вспоминает один из фестивалей нулевых годов — «Новую драму». Он проходил под слоганом «Ищем героя!» — «у меня до сих пор хранится футболка с этой надписью», признается автор. Так вот теперь Бояков с уверенностью может заявить, что нашел того самого героя.
«Не психопата-бандита, не невротика-интеллектуала, не усталого олигарха, не фрондирующего хипстера, а героя прямого действия. Человека, который отвечает за выживание социума», — подчеркивает худрук.
На сцене МХАТ реалистическая пьеса. Она отсылает к событиям исторического масштаба. В центре внимания — бывший офицер-ракетчик. Он ветеран войны — тайной, советской, проходившей во Вьетнаме. Когда Союз развалился, жизнь героя спектакля перевернулась с ног на голову. Точно так же, как и жизни других советских стариков-сверстников.
Народный артист России Иван Криворучко, кажется, и себя отождествляет с героем спектакля. Он прекрасно помнит, как менялась страна, и сам процесс стал трагедией.
«Я целый месяц не мог ни с кем общаться или разговаривать. Не то чтобы, как в «Андрее Рублеве», принял обет — просто не мог, и всё».
Драма социальная накладывалась на драму семейную. Вот и наш герой конфликтует с сыном. Но как только ситуация накаляется до предела, когда она становится критической и на кону оказываются жизни людей, главные герои постановки становятся «последними героями». Режиссер спектакля Руслан Маликов говорит о встрече трех поколений на сцене. Это совсем еще молодые ребята, это взрослые и это старики.
«Три отдельные группировки и тусовки пересекаются в конфликтных ситуациях, которые подбрасывает им жизнь… И все они по-своему современны. Современные «восьмидесятилетние», «сорокалетние» и «двадцатилетние», — объясняет задумку мастер.