Фото: church.ua
Заявление Священного Синода канонической Украинской Православной Церкви о ситуации в Украинском и Мировом Православии
Автор:
Тюренков Михаил
Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; позорят нас, мы молимся.
(1 Кор. 4: 12-13).
Эти слова первоверховного апостола Павла стали лейтмотивом очень глубокого и скорбного документа, принятого 3 апреля Священным Синодом канонической Украинской Православной Церкви, единственной законной Церкви на территории Юго-Западной Руси, ныне именуемой «Украиной». Украинское священноначалие впервые собралось на заседание Синода после того как незаконно вторгшийся на каноническую территорию Московского Патриархата Константинопольский (а по сути, Стамбульский) патриарх Варфоломей предоставил объединившимся украинским раскольникам-националистам из ПЦУ-СЦУ так называемый «томос об автокефалии».
Фото: church.ua
Не ответить на этот документ и его последствия подлинные архипастыри подлинной Украинской Церкви не могли. С одной стороны, в христианской древности ответ на подобные деяния мог быть один: анафема. С другой, сегодня это едва ли помогло бы исцелению и без того непростой и очевидно болезненной ситуации в Мировом Православии.
И, наконец, для нас, православных христиан, и без того очевидно, что украинские раскольники уже давно пребывают под анафемой, «снятие» которой патриархом Варфоломеем было совершенно незаконным, о чём, в частности, и было сказано в принятом заявлении Священного Синода Украинской Православной Церкви о ситуации в Украинском и Мировом Православии:
Действия и аргументация Константинопольского Патриархата, который незаконно снял анафему с главного виновника украинского церковного раскола Филарета Денисенко, а также признал иерархию «УАПЦ», в которой апостольское преемство вообще отсутствует, свидетельствуют о том, что на Фанаре не понимают до конца сути того, что произошло и происходит в православной среде Украины. На самом деле Филарет Денисенко был анафематствован не за то, что стремился к автокефалии, как заявляют в Константинопольском Патриархате, а за аморальную личную жизнь, нераскаянный тяжкий грех совершения раскола в Церкви, за создание параллельной раскольнической иерархии и квазицерковной структуры, которая на протяжении всего своего существования противостояла и продолжает уже под другим именем бороться с канонической Украинской Православной Церковью, а теперь даже грозит разрушить единство между Поместными Православными Церквями.
Фанар. Фото: www.globallookpress.com
Если убрать церковно-дипломатические формулировки, речь идёт о серьёзнейшем каноническом преступлении: одна из Поместных Православных Церквей не просто вмешалась в дела другой, но легализовала отколовшуюся от неё секту, чья идеология уже очень далека от Православия. По сути, эта квазицерковная структура основана на русофобском симулякре украинского национализма, лишь слегка припудренного христианской риторикой и православной обрядностью.
Но последнее, очевидно, для паствы, для руководства же секты – власть и имущество. В том числе – рейдерски захваченное у канонической Церкви. И именно об этом в принятом синодальном заявлении было сказано особо:
Насилие, захваты наших храмов и другие противоправные действия не приведут к церковному единству в Украине… Просим представителей действующей власти прекратить искусственное инициирование изменения подчинённости наших приходов… Считаем, что кампания по дискредитации Украинской Православной Церкви, запрет на присутствие духовенства нашей Церкви в армии, попытки насильно изменить название нашей Церкви и другие подобные антицерковные действия являются стратегической ошибкой власти в сфере внутренней политики и стабильности в государстве. Особую обеспокоенность вызывает факт уголовного преследования клирика Ровенской епархии Украинской Православной Церкви протоиерея Виктора Земляного. Впервые за годы независимости Украины священника, который защищает права верующих и свободу вероисповедания, безосновательно привлекают к уголовной ответственности и обвиняют в разжигании религиозной вражды.
Опять-таки тем, кто далёк от украинской ситуации, нужно понимать, что в условиях, когда каноническая Церковь на Украине, по сути, находится в положении гонимой, эти слова являются проявлением исключительной смелости православных архипастырей, а потому – подлинно исповедническими. В том числе в констатации того, что «плодами томоса стали насилие, конфликты, противостояние, слёзы и страдания верующих Украинской Православной Церкви». И несмотря на то что националистическая секта ПЦУ-СЦУ проявляет по отношению к канонической Церкви поистине антихристианскую агрессию («простая легализация раскола не меняет раскольников, которые остаются враждебными и агрессивными к Церкви»), её священноначалие не оставляет надежды на покаяние раскольников и возвращение в лоно Православия:
Чем больше насилия с вашей стороны будет сегодня к нашим верующим, тем более отдаленной будет перспектива восстановления церковного единства в Украине. То, что вы захватываете наши храмы с привлечением политических, государственных и даже иногда парамилитарных структур, выгоняете наши общины на улицу, вследствие чего они вынуждены молиться под открытым небом или в неприспособленных помещениях, мы воспринимаем с христианским терпением… В этом терпении мы смиренно молимся и ожидаем того времени, когда христианская любовь победит ненависть, злобу и вражду, и мы сможем встретить вас на пороге Церкви и обнять как братьев и сестёр, которые вернулись домой.
Заседание Священного Синода. Фото: church.ua
И здесь каноническая Украинская Православная Церковь выражает особую надежду на Православные Поместные Церкви, ни одна из которых не поддержала действия Константинопольского патриархата (Фанара) и не вступила в евхаристическое общение с украинскими раскольниками. Более того, «Антиохийская, Русская, Кипрская, Сербская, Польская, Албанская и Православная Церковь в Чешских землях и Словакии в различных формах уже выразили своё несогласие». Но каким образом можно решить проблему, усугублённую действиями Фанара? Украинское священноначалие в принятом Заявлении предлагает свой вариант «работы над ошибками», угрожающими всему Мировому Православию:
Действия Константинопольского Патриархата в Украине нанесли большой ущерб Украинскому Православию, а также стали угрозой для всеправославного единства. Считаем, что Константинопольский Патриархат и лично Патриарх Варфоломей должны признать свою ошибку и работать над её исправлением. Способом исправления этой ошибки мог бы стать отзыв томоса, призыв к раскольникам о покаянии в грехе раскола и созыве Всеправославного собрания для соборного решения украинского церковного вопроса.
Действительно, только соборно, с участием всех Поместных Православных Церквей и без диктата Фанара можно начать решение этой проблемы, уже принесшей так много трагических плодов. Конечно, окончательное её решение без радикального изменения политической ситуации на Украине невозможно, но Православный мир может и должен продемонстрировать своё единство и в очередной раз подтвердить слова Самого Спасителя, не оставляющего нас Своим Промыслом: «Созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют ей» (Мф. 16, 18).