Сайт о рекламе, экономике, событиях
На тех же «Адмиралтейских верфях» отметили 30-летие передачи малой подводной лодки «Пиранья» в состав ВМФ. Легендарный проект в истории советского и российского флота. Ее строительство до сих пор считается прорывом в отечественном подводном кораблестроении.
И хоть сейчас субмарина уже не состоит на службе, вся техническая документация до сих пор под грифом «секретно». Строительство подлодок этого типа хотят возродить. О больших возможностях маленькой невидимки Дмитрий Павлов.
Малая подводная лодка «Пиранья» — большая страница в истории диверсионных сил Балтийского флота.
— Тут специально предусмотрено два контейнера, в которые укладывается водолазное имущество. Сами водолазы выходят через шлюзовую камеру, расположенную в носовой части.
Скрытно доставить боевых пловцов к берегу неприятеля, после выполнения спецоперации также тихо принять их обратно на борт и уйти — вот основная задача «Пираньи».
Игорь Караваев,ведущий конструктор санкт-петербургского бюро машиностроения «Малахит»: «Эта подводная лодка создавалась для боевых действий в тех районах, где даже в мирное время из-за малых глубин и большого количества навигационных опасностей плавать очень и очень рискованно».
Проект 865 — заказ ВМФ Советского Союза. К его выполнению приступили в 1974 году. Конструкторы придумали 30-метровую субмарину, которая сможет подкрасться к противнику незаметно на глубине от 10 до 200 метров.
Владимир Яновский,главный инженер опытного производства «Адмиралтейских верфей» с 1980 по 1986 гг.: «Какие лодки легче строить — большие или малые? Я отвечу сам себе, потому что все равно не ответите. Малые труднее. А почему? Да потому что все системы, которые положены для подводной лодки, без которых она существовать не может, все они есть на малой лодке, а как их втиснуть в этот объем?»
Невидимкой лодку сделали новейшие разработки. Бесшумность обеспечила специальная платформа. На ней разместили все громкое оборудование: электродвигатель, дизель-генератор, насосы. Платформу поставили на амортизаторы. Она как бы повисла в воздухе, не касаясь стен. Таким образом шум от вращающихся механизмов, как правило, выдающий субмарину акустикам, в толщу воды не передавался. Засечь «Пиранью» радарами тоже было практически невозможно. Ее корпус был выполнен из немагнитных титана и стеклопластика.
Игорь Караваев,ведущий конструктор санкт-петербургского бюро машиностроения «Малахит»: «Проводили учения с противолодочными надводными кораблями в заданном районе, где точно она должна была быть, противолодочники ее безуспешно искали, и когда по окончании учений подали ей сигнал всплыть на поверхность, она всплыла на поверхность где-то в 300 метрах от ближайшего корабля. То есть лодка уникальна по своей скрытности».
К воплощению идей конструкторов корабелы приступили в 1984 году. «Пираньями» занимались «Адмиралтейские верфи». Первую сдали в 1988 году, вторую — в 1990-м.
Владимир Яновский,главный инженер опытного производства «Адмиралтейских верфей» с 1980 по 1986 гг.: «Мы вынуждены были подбирать рабочих малого размера. Мне там делать нечего. Я не крупный человек: 182 сантиметра рост и 80 килограммов вес. Мне было во многие места не добраться».
При всей своей технической сложности лодка была удобной в эксплуатации. Экипаж — три человека. Вахту несли по очереди. Управлялся корабль джойстиком.
Игорь Караваев,ведущий конструктор санкт-петербургского бюро машиностроения «Малахит»: «Этой подводной лодкой как каким-нибудь легкомоторным самолетом или автомобилем управляет полностью всеми системами, всеми комплексами и оружием один человек».
Казалось, будущее субмарин без подводных камней. В 1989-м обе дислоцировались в Лиепае. Но вскоре Союз развалился. Латвия заявила о своей независимости. Чтобы новое секретное оружие не осталось за рубежом, его срочно перебросили в Кронштадт. К тому времени флот переживал трудные времена. Денег на содержание «Пираний» не нашли, и субмарины разрезали на металл.
Владимир Яновский,главный инженер опытного производства «Адмиралтейских верфей» с 1980 по 1986 гг.: «Кто-то из военных немножко нажился на титане, решив, что «Боингам» и «Шаттлам» титан более нужен, чем нам».
Напоследок секретные подлодки, что называется, засветились. В кино. Субмаринами заинтересовался режиссер Александр Рогожкин. Одна из «Пираний» стала съемочной площадкой эпизода комедии «Особенности национальной рыбалки». В фильме ее называют «Малюткой» и наделяют еще одной уникальной способностью.
Если серьезно, то в Петербурге хотят возродить «Пиранью». В архивах бюро под грифом «секретно» лежит вся техническая документация. Наработки прошлого актуальны для будущего.
Дмитрий Павлов,корреспондент: «Это будет целое семейство субмарин. Новые лодки смогут доставлять не только боевых пловцов в нужное место, но и нести на своем борту крылатые ракеты, торпеды, мины. То есть выполнять те же задачи, что и большие подлодки, но в акваториях, доступных только для малых субмарин».
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
© 2024 Advert Journal Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru
Хотите получать обновления?
Подпишитесь, чтобы не пропустить новые публикации