В пьесе А. Островского «Гроза» остро стоит проблема несбыточности мечты. Все персонажи о чем-то мечтают, но большинство из них остаются ни с чем, потому что реальность вносит в их планы свои коррективы. Так, Катерина мечтала о любви и свободе птицы, а Тихон – о тихой семейной жизни с любимой супругой. Эти грезы кажутся простыми и вполне достижимыми, но в финале они столкнулись со стеной действительности. Почему же так произошло?
Во-первых, мечты супругов далеко не об одном и том же. Если жена мечтает о полете и романтике, то муж пригвожден к мещанскому представлению о счастье – приземленному, домашнему, обывательскому. Возвышенные грезы Катерины Тихону не понять. Поэтому муж и жена стремятся к разным идеалам, и само это стремление разрушает семью Кабановых. Но пока связь между супругами существует, им не добиться воплощения своих грез, потому что каждый мечтает о своем, поэтому разлад в семье стал необходимым условием для воплощения желаемого.
Во-вторых, мир, в котором обитают герои, нетерпим к мечтательным натурам. Людьми в нем правит не желание, а общественное мнение, которое питается предрассудками. Кабаниха видит в грезах один лишь блуд, и каждому члену семьи навешивает ярлык в виде своеобразного нравственного долга, который лишает человека права на мечту. В ее представлении люди созданы для приличий, и их святая обязанность – жить в соответствии с единственно верными патриархальными установками. Марфа Кабанова выражает в пьесе все общественное мнение Калинова, ведь она – хозяйка местной жизни и законодательница мод. Она и мешает детям воплотить их мечты, на них обрушивается весь гнет ее ханжества.
В-третьих, сами герои не смогли добиться воплощения своих грез. Тихон был труслив и зависим от матери, он легко примирился с невыносимым домашним гнетом, сбегая при любой возможности в трактир. Катерина тоже ничего не смогла противопоставить Кабанихе, ее бунт закончился сокрушительным поражением, хоть она и пыталась реализовать мечту.
Таким образом, в том, что Катерина и Тихон не смогли воплотить свои мечты, виноваты и они сами, и их окружение. Эти люди изначально не должны были сочетаться браком, так как их жизненные стремления и взгляды были различны. Кроме того, та среда, в которую они вошли, приняв ее законы, душила любое желание, выходящее из тесных рамок ханжеской морали.