6 апреля — День работника следственных органов МВД России. Представляем материал, посвященный празднику
Органы общественного правопорядка существую еще с незапамятных времен. В их ведение входит поддержание законности и пресечение любых правонарушений. Но не всегда получается вовремя остановить злоумышленника, так что приходится разбираться уже по факту совершенного преступления. Полиция должна заниматься задержанием нарушителей, а расследовать обстоятельства совершения проступка входит в обязанность совершенно иной структуры – органов предварительного следствия.
В Российской Империи впервые институт следственных органов был создан при Александре II Освободителе. Именно его указом в 1860 году создается аппарат судебных следователей, на которых возложили обязанности по расследованию обстоятельств совершения любых тяжких преступлений. В эпоху правления Александра II полиция впервые столкнулась с проявлениями терроризма, поэтому нужно было реформировать органы правопорядка, чтобы каждая структура занималась своим делом.
Великая Октябрьская революция принесла державе кардинальные изменения, которые коснулись всех сфер управления страной. Царские органы были упразднены, а на их месте создавались временные комитеты и наркоматы.
Органы следствия в советскую эпоху
Сразу после начала революционных волнений и захвата власти в крупных городах большевики назначали там ответственных лиц, которые должны были следить за порядком и вести судопроизводство. Следствием занимались комиссии при гор- и райсоветах, а все дела рассматривались созданными коллегиями. В 1918 году была создана организация следственных комиссий в ведомстве окружных судов, которая отвечала за проведение расследований и передачи материалов в дальнейшие инстанции.
В 1919 году от практики коллегиального следствия отказались в пользу единоличного расследования. В 1920 году структура была переименована в народных следователей, которые закреплялись за народными судами и народными комиссариатами юстиции. А уже в мае 1922 года ряд следственных вопросов был передан в ведение органов прокуратуры. В сентябре 1928 года все функции следственных отделов отдали прокуратуре, а сама структура была фактически упразднена.
На практике большинство дел расследовали в милиции, что было неэффективно, ведь это отвлекало от основной работы. Да и необходимых навыков у милиционеров не было, потому что их обучали и готовили для решения совсем иных задач. Поэтому часто следствие проводилось «на скорую руку» и в суд попадали неполные материалы, что очень мешало вынесению справедливых решений.
Находящиеся при прокуратуре следственные отделы были малочисленными и вели только самые громкие дела, которые непосредственно затрагивали государственную безопасность.
В связи с необходимостью реформирования государственной системы безопасности, Президиум Верховного Совета СССР 6 апреля 1963 года передал все следственные функции в органы МВД. Только теперь этими делами занимались не милиционеры, а специальные отделы, которые комплектовались профессионалами из органов прокуратуры и отделов дознания. Это благоприятно повлияло на работу милиции и значительно повысило раскрываемость по всем основным направлениям.
Изначально образованной структуре доверяли расследование только 2% от общего количества возбуждаемых дел. Период 1963-1978 годов характеризовался углублением учебной базы, получением новых полномочий, организацией четкой системы надзора за работой следственного аппарата. С 1978 по 1988 год была значительно расширена подследственность сотрудников. Даже провели эксперимент по выведению следствия в отдельную структуру, но такой подход оказался неэффективным из-за нарушения взаимодействия между разными службами МВД.
К 1990 году следственный комитет МВД вел более 90% уголовных дел, а прокуратура занималась лишь 9,1%. До начала эпохи перестройки Советский Союз был одним из лидеров по уровню безопасности, а количество громких преступлений на тысячу жителей оставалось очень низким. Но с началом внедрения рыночных отношений ситуация кардинально изменилась в сторону ухудшения.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 апреля 1963 года право производства предварительного следствия было передано Министерству охраны общественного порядка, позднее переименованному в МВД СССР. Введение Указа в действие и положило начало официальной деятельности следственного аппарата органов внутренних дел.
Комплектование следственного аппарата в МВД шло на базе дознания, а затем — органов прокуратуры. Это позволило в сравнительно короткий срок создать в системе МВД следственный аппарат, способный квалифицированно, на высоком профессиональном уровне расследовать преступления. Работники прокуратуры помогли заложить прочный фундамент в становлении профессионального ядра органов предварительного следствия МВД и оставили о себе добрую память.
Учреждение следственного аппарата в органах внутренних дел Российской Федерации имело закономерный характер. Оно было обусловлено практическими потребностями борьбы с преступностью. Практика показала, что такое решение оказалось вполне оправданным. Практически за полувековую историю органы предварительного следствия МВД сформировались и окрепли, определились наиболее целесообразные структура, стиль и методы работы.
Хотя стоит отметить, что история становления органов предварительного следствия началась гораздо раньше: согласно Уставу уголовного судопроизводства, принятому в 1864 году, была заложена идея процессуальной самостоятельности следователя, которая нашла отражение во всех последующих уголовно-процессуальных законах Российского государства.
В своем развитии органы предварительного расследования претерпели ряд серьезных преобразований.
Первая реформа состоялась уже в 1922 году, когда в соответствии с принятым Уголовно-процессуальным кодексом РСФСР весь следственный аппарат был сосредоточен в системе органов юстиции, а в уголовном розыске упразднялся. Одновременно расширялась компетенция органов дознания. Если на следователей возлагалось производство предварительного расследования по 60 составам, то на органы дознания — по 89.
Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 3 сентября 1928 года следственный аппарат переподчиняется и переходит в ведение прокуратуры. А уже 20 октября 1929 года было принято решение, предоставляющее прокурорам право поручать милиции расследование любого преступления. На практике это привело к тому, что в течение последующих 30 лет милиция, не являясь по закону органом предварительного следствия, тем не менее, расследовала в полном объеме уголовные дела всех категорий. Для обеспечения этой деятельности в 1940-е годы в органах внутренних дел на основании ведомственного приказа были созданы свои следственные подразделения во главе со следственным отделом Главного управления милиции МВД СССР.
Принятые в 1958 году Основы уголовного судопроизводства наделили правом производства предварительного следствия только следователей прокуратуры и госбезопасности. В связи с этим следственный аппарат милиции был вновь ликвидирован.
Вместе с тем, из-за большой нагрузки следователи прокуратуры оказались не в состоянии обеспечить расследование всего массива уголовных дел. Органы дознания по существу продолжали выполнять функции предварительного следствия и передавали возбужденные дела для окончания расследования в прокуратуру лишь тогда, когда значительный объем работы по ним был выполнен.
В своей уже официальной биографии следственный аппарат МВД также имеет несколько этапов развития.
1963—1965 годы — период не только становления органов предварительного следствия, но и отнесения к его подследственности наиболее сложных и трудоемких дел о хозяйственных преступлениях, в том числе о хищениях в особо крупных размерах. Начав с 2%, в дальнейшем следователи МВД стали расследовать более 90% дел этой категории.
1965—1978 годы — расширение учебной базы по подготовке следователей, предоставление начальникам следственных отделов процессуальных полномочий по контролю за расследованием преступлений, создание тройной системы контроля за действиями и решениями следователя (ведомственный процессуальный контроль, прокурорский надзор и судебный контроль).
1978—1986 годы — дальнейшее расширение подследственности следователей МВД, отнесение к их компетенции уголовных дел о преступлениях.
1987—1988 годы — проведение эксперимента по выделению следствия в самостоятельную структуру, прекращенного из-за ухудшения взаимодействия служб по раскрытию преступлений.
Сегодня следственный аппарат МВД — крупнейшая структура органов предварительного следствия, расследующая 93% преступлений. Следственный департамент Министерства внутренних дел Российской Федерации является самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата МВД РФ, обеспечивающим и осуществляющим в пределах своей компетенции функции Министерства по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию, а также правоприменительные полномочия в сфере расследования преступлений, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел РФ, а также исполнения законодательства РФ об уголовном судопроизводстве.
Следственный департамент МВД России возглавляет органы предварительного следствия в системе Министерства и выполняет функции головного подразделения по организации в системе Министерства расследования преступлений, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел Российской Федерации.
В свой профессиональный праздник сотрудники следственных органов получают поздравления от руководства и коллег, а также есть в ГУВД традиция награждать и премировать в этот день наиболее отличившихся следователей.