Автор: Дарина
Нынешняя боевая техника является дорогостоящей. Весьма дорогостоящей. Почти на вес золота. Самым ярким примером этого могут служить авиамашины военно-воздушных сил. Ниже рассказано о том, из чего складывается цена на самолеты.
Расценки на боевые самолеты в годы Второй мировой войны
То обстоятельство, что военные авиамашины отличаются колоссальной стоимостью, в настоящее время воспринимается как нечто само собой разумеющееся. Себестоимость больше лишь у морских судов, но те имеют огромные габариты, состоят из тысяч тонн металла.
Для управления ими требуется команда из сотен матросов. А самолет-истребитель – это воздушная техника, управляемая 1-2 летчиками, в связи с чем стоимость подобной военной авиамашины сразу выделяется. Но такая ситуация существовала отнюдь не всегда.
Во время Великой Отечественной войны истребители по стоимости были сопоставимы со среднестатистической единицей наземной бронетехники.
Цена бомбардировщиков, разумеется, была выше, но это вполне закономерно. Так, на последних устанавливали несколько дорогостоящих моторов, более совершенное оборудование, да и в целом на создание бомбардировщика тратилось больше сырья и требовалось больше человеко-часов.
Можно рассмотреть следующий пример: до начала Второй мировой (1938 – 1940 гг.) цена наиболее дорогостоящего И-16 в пушечном варианте находилась в диапазоне 135 000 – 141 000 руб. Причем менее сложные по своему составу пулеметные истребители оценивались в границах 90 000 – 115 000 рублей, а с менее совершенным мотором (когда взамен М-63 устанавливали М-25) и того дешевле.
Легкая единица бронетехники БТ-7 в аналогичный период стоила около 100 000 рублей, а обладавший дизельным двигателем БТ-7М еще больше, до 170 000 рублей!
К моменту начала Второй мировой самые современные, по тем временам, истребители ЛаГГ-3 и Як-1 оценивались приблизительно в 200 000 руб., а МиГ-3, который был немного старше их стоил 158 000 рублей. Для сравнения, танк Т-34 в первый год Великой Отечественной стоил в пределах 250 000 – 270 000 рублей.
ЛаГГ-3 первой серии в цеху завода
Необходимо сказать, что конкретная стоимость может значительно отличаться – цена боевой техники в Советском Союзе определялась предприятием-производителем. Иными словами, на филиале завода, только недавно начавшего процесс выпуска военных машин, стоимость могла оказаться на порядок больше, чем у главного производителя.
Хотя при плановой экономике, да еще в части приобретения вооружения до начала и во время Великой Отечественной войны, стоимость техники в безналичных расчетах военного учреждения и предприятий (когда государство покупало само у себя) имеет очень поверхностное отношение к стандартным правилам свободного рынка. Данную тему следует делегировать профессиональным экономистам.
Уместнее обратиться к примеру традиционно-капиталистических Соединенных Штатов Америки: к моменту окончания Второй мировой истребитель P-51 «Мустанг» оценивался в 52 000 $. Технически менее сложный самолет P-40 «Киттихок» прекратили изготавливать в 1944 г. за 45 000 $, а P-47 «Тандерболт» обладал ценой в 83 000 $.
Бронетехника «Шерман», в зависимости от разновидности модификации, оценивалась в пределах 45 000 – 64 000 единиц американской валюты.
Причем речь идет о среднем танке, сразу создававшимся с ориентацией на массовый выпуск (в результате в годы войны больше создали лишь танков Т-34). Стоимость реактивного самолета P-80 «Shooting Star» составляла 72 000 $. Таким образом, тенденция к росту цены становится очевидной.
Стоимость современных самолетов
Как обстоит ситуация в настоящее время? Цена среднестатистического европейского танка составляет 5 000 000 – 6 000 000 $. Наиболее продвинутая бронетехника (такая, как последняя разновидность модели «Леопарда 2») может оцениваться в 9 000 000 долларов. Отличие в цене от многоцелевых истребителей более чем десятикратное. Для таких самолетов стоимость в 50 000 000 – 60 000 000 $ является минимальной ценой, а у более дорогостоящих авиамашин стоимость значительно превышает сумму в 100 000 000 долларов!
Как так получилось? Резкое увеличение цен пришлось на 1950-е годы, во время перехода ко второму поколению самолетов, выпускавшихся после Второй мировой. Сам процесс изготовления боевых воздушных машин стал сложнее, да и сами самолеты стали обладать более совершенной «начинкой».
С годами рассматриваемая техника становилась все сложнее, а цена на нее росла. Так, стоимость бортового радиолокатора Ф-22А «Раптор», АН/АПГ-77 достигает приблизительно 5 000 000 $.
Принимая во внимание динамику общего роста цен, его данная сумма эквивалентна стоимости 4-7 «Мустангов». Разумеется, переводить американскую валюту (не говоря уже о советской) по курсу 1945 г. в современные деньги – занятие бестолковое. Существует множество методик, но к каждой из них нельзя относиться серьезно.
В образовании стоимости готовой авиамашины большую роль сыграли и моторы, где начали применять дорогие и сложные материалы в сочетании с очень точной обработкой. Создать современный мотор для самолета отнюдь не легче, чем изготовить другие его составляющие.
С этим столкнулись в Поднебесной, где длительное время продумывали моторы для самолетов «Су».
Да и в России ситуация непростая – создание мотора «2-го этапа» для авиамашины «Су-57» постоянно отсрочивается, а первые МС-21, дожидаясь российских моторов ПД-14, работают пока на двигателях, произведенных в США.
Миллион на одну составляющую самолета, десять миллионов – на другую. Так и получилось, что стоимость истребителя находится в пределах 100 000 000 $.
Источник