Можно долго говорить о том, что в падении экономики Украины виноваты разрыв экономических связей с Россией, Соглашение об ассоциации с ЕС, война в Донбассе, кредитная кабала. И всё это будет верно. Но нельзя забывать и ещё одну причину, которая никогда не позволит Украине вернуться к успешному экономическому развитию. Это – нацистская идеология «украинского интегрального национализма», ставшая «единственно верной» в этой стране.
Нацизм = война
«Украинский интегральный национализм», как писали его творцы, на момент создания являлся компиляцией итальянского фашизма и германского нацизма, адаптированной к западно-украинским реалиям первой половины ХХ века. Отсюда и животная ненависть оуновцев к полякам, венграм, евреям и русским. Впрочем, не только к ним, но и к самим украинцам, которые не разделяют их взглядов. Именно это следует из «библии» украинских националистов, книги автора проекта конституции «Украинской Самостийной Суверенной Державы» Николая Сциборского «Нациократия». А где ненависть к соседям, там и отсутствие сотрудничества с ними, искусственное ограничение своего развития.
Увы, но со времён Сциборского, Дмитрия Донцова, делившего украинцев на «вождей» и «гречкосеев», идеология украинского нацизма ушла не очень далеко. Сменились только «враги № 1»: «отцы-основатели» украинского интегрального национализма таковыми называли евреев и поляков, проживающих в Польше Пилсудского, а теперь их заменило население России. Ну и «пятая колонна» этнических русских и русскоговорящих на самой Украине.
В полном соответствии с заветами идейных предшественников, живших в 1930–1940-е, сразу же после неонацистского госпереворота 2014 года украинское руководство разорвало сотрудничество со «страной-агрессором», как оно стало называть Россию, из-за чего, по подсчётам украинских же экономистов, уже потеряла порядка 100 миллиардов долларов. Было бы больше, если бы поддержали все инициативы нациста Парубия, занимавшего тогда должность секретаря СНБО. Руководствуясь «творческим наследием» украинского нацизма, он требовал не только разрыва кооперационных связей с Россией в «оборонке» и отраслях, производящих продукцию двойного назначения, но и полностью прекратить любую торговлю с РФ, разорвать дипломатические отношения между двумя странами, любое транспортное сообщение и ввести визовый режим для россиян. Причём он это потребовал ещё в феврале 2014, когда ни о какой «Крымской весне» и восстании в Донбассе не шло и речи.
Жители полуострова и Донбасса ещё только присматривались к тому, что происходит в Киеве после прихода националистов, а те уже планировали войну. В полном соответствии с «Нациократией» и трудами Донцова. «В выборе методов освобождения Украинской Нации, [украинский] национализм не ограничивает себя никакими “общечеловеческими” правилами “справедливости”, милосердия и гуманизма», ― писал Сциборский. А Донцов и вовсе завещал им: «Будьте агрессорами и захватчиками, прежде чем сможете стать властителями и обладателями». Уже 3 марта 2014 года президиум ОПД «Свободный Кавказ» откликнулся на обращение «Правого сектора» и заявил о создании батальона для участия в вооружённом конфликте на востоке Украины. Что доказывает: вовсе не Россия начала военный конфликт в Донбассе, который украинские нацисты винят в развале экономики страны, а они сами, их идеология, требующая убивать инакомыслящих.
Иначе и быть не может
Не единожды россияне в личных беседах удивлялись: как же так случилось, что на Украине к власти ВДРУГ пришли нацисты? И удивлялись ещё больше, когда им рассказывали, что вовсе не вдруг. Что идеологическая накачка, героизация гитлеровских прихвостней, неонацистская пропаганда длились десятилетиями.
Закономерно и то, почему именно Бандера и оуновцы стали «героями» вначале на Западной Украине, а потом и по всей стране: Галичина на протяжении многих столетий была захудалой окраиной нескольких империй. Её жителям всё это время просто некем было гордиться, а члены ОУН впервые за 600 или 700 лет предприняли хоть какие-то яркие шаги. Потому и превратились в иконы, которым теперь поклоняются на Украине.
Разумеется, у жителей остальной части Украины найдётся немало образцов для подражания, которые своими деяниями могли бы заткнуть за пояс свору бандитов-садистов, терроризировавших западную часть страны. Да только… Даже в советское время т. н. этнические украинцы в своём большинстве обладали глубоко укоренившимся сельским менталитетом. Даже переселившись в города, они так и не стали городскими жителями. Ни они, ни их дети, ни зачастую даже внуки, которые по-прежнему на выходные едут в село «домой». Поэтому и столь эффективной оказалась пропаганда украинского национализма, для которого село – основа основ украинской государственности, а городская культура, образ жизни, промышленность, неразрывно связанная с городом, либо глубоко враждебны, либо как минимум бесполезны. Промышленный же потенциал страны расценивается ими как «нерациональное использование уникальных украинских чернозёмов».
Именно в сельском менталитете, в отрицании современного промышленного развития приверженцами украинского нацизма заложен корень того, что всего за 25 лет из промышленного гиганта, равного по экономическому развитию Франции, Украина превратилась в беднейшее деиндустриализованное государство Европы. И мечтой её жителей стало не возрождение промышленности и даже не сохранение ещё не разрушенных предприятий, а глупая идея «аграрной сверхдержавы». Почему глупая? Да потому что вся мировая история говорит, что аграрные государства никогда не бывают экономически успешными, они обречены на отсталость, нищенское существование населения и превращение в заповедник замшелой архаичности. Даже карателям, ехавшим «защищать Украину» в Донбасс, за это обещали не донецкие или луганские фабрики, заводы, шахты, а отнятую землю и пару русских рабов.
Вперёд, в Средневековье
Стремление к архаике, к регрессу прослеживается буквально во всём, чего ни коснутся нацисты, прикрываясь тезисами о «спасении украинской нации». Громко вещая о «демократии», они вернули свою страну в реалии гитлеровской Германии, где действовали запреты на изложение в прессе иной точки зрения, кроме официальной, преследовались инакомыслящие, а признание вины выбивалось из подозреваемых пытками в тайных тюрьмах гестапо, которое теперь заменила СБУ. Проклиная советскую действительность, именно украинские нацисты действуют в парадигме самых кондовых «совков», бесконечно запрещая «враждебные» СМИ, книги, произведения киноискусства, выступления «политически неблагонадёжных» артистов.
Регрессом стала даже «защита украинского языка». Недавно принятый закон об этом возвращает «мову» к безнадёжно устаревшим нормам времён Петлюры и западно-украинских «языковых реформаторов» 1920–1930-х гг. Совершенно не учитывая того, что живой язык с тех времён развивался, усовершенствовался, менялся в соответствии с изменениями жизни.
Ярчайшим проявлением «патриотического» стремления к архаизации общества являются всевозможные «мировые рекорды»: самый большой в мире трезубец, выложенный из бутербродов с протухшим польским салом, самая большая вышиванка, вывешенная на школьном здании. В то время как другие государства гордятся новейшими самолётами, космическими аппаратами, нанотехнологиями, Украина в этом году впервые за свою историю не смогла выставить на авиасалоне в Париже ни одного самолёта, производство которых «умерло» после прихода нацистов к власти в стране. Зато «патриоты» гордятся тем, как их дети, словно 400 лет назад перед панами, падают на колени перед мёртвыми карателями, а «особо патриотичные» развлекают гопаком американских вояк. Не выступлением современных танцевальных или балетных коллективов, а именно архаичным сельским танцем.
И началось это тоже не вчера. Вспомните, как занимался пропагандой средневековых ремёсел и одеяний – глечиков, свистулек, капелюхов, вышиванок – третий президент Украины. Только в с трудом выходящих из первобытного строя африканских странах да на Украине депутаты-«патриоты» (именно этим словом украинские нацисты пытаются подменить свою идеологическую сущность) могут прийти на заседание парламента в старинной национальной одежде без всякого повода. Да ещё и требовать того же от других.
***
Любой человек может поменять свои политические убеждения, партийную принадлежность, гражданство или религию, заработать богатства или, наоборот, раздать их нуждающимся. Но что бы он ни предпринимал, он никогда не сможет поменять этническую принадлежность: родившись от этнических шведов или маори, невозможно стать пуштуном или греком. Именно поэтому национализм – самая мерзкая идеология, изначально и бесповоротно, по факту рождения отнимающая у человека возможность стать полноправным членом сообщества тех, кто считает свою этническую принадлежность превыше прочих.
С украинским национализмом дело обстоит ещё хуже: помимо неприязни к другим народам, в нём ещё и заложен вирус самоуничтожения основы государственности, её экономики. И что бы ни говорили о «великом будущем» Украины украинские нацисты, оно невозможно до тех пор, пока национализм является идеологией этой страны. Украинская экономическая разруха не в банках и на заводах. Она в головах украинских националистов. Ведь не зря Украина благополучно жила либо даже процветала лишь тогда, когда входила в состав других государств. Но только стоило украинским националистам дорваться до власти – будь то бесчисленные гетманы, «революционеры»-самостийники или последователи «украинского интегрального национализма» – как приходила Руина.
Александр Горохов