Александр Горохов
С того дня, когда вернувшийся на Украину опальный олигарх Игорь Коломойский произнёс слова о необходимости объявления дефолта, прошло более полумесяца, но эта тема по-прежнему не исчезает из украинских новостных лент. Её активно обсуждают всевозможные аналитики, пытаясь оценить вероятность такого шага и его последствия для страны.
С чем его едят?
Так что же это за страшный зверь, которым пугают обывателей?
Ничего сложного в данном понятии нет. Это просто неспособность государства вовремя выплатить средства по своим долговым обязательствам. Причины могут быть самые разнообразные – от «запаздывания» денег на нужный счёт по чисто техническим причинам до полного банкротства государства. Любая просрочка возврата средств – это дефолт. И совершенно неважно, объявляло государство о нём официально или молча поставило кредиторов в неудобную позу. Как и то, на какой срок была задержана выплата: хоть на несколько часов, хоть на годы.
Разумеется, различны и последствия дефолта. В каких-то ситуациях кредиторы поморщатся от досады, а какие-то вызовут многомесячные (если не многолетние) переговоры о порядке возврата долгов. Но главное правило во всех этих разновидностях дефолта – деньги должны быть возвращены. Чтобы их «простили», требуется либо полная катастрофа в государстве, когда кредиторы поверят, что возврата не получится, даже если всё государство вместе с жителями продать, либо за очень серьёзные политические или территориальные уступки.
Во всех остальных случаях платить всё равно придётся. И значительно больше, чем если бы пришлось отдавать вовремя. Хотя и позже. А вот насколько позже и больше, решать придётся на переговорах с кредиторами.
На что влияет дефолт? На возможность и условия получения других кредитов. Если дефолт возник по техническим причинам, то его могут и не заметить: деньги-то у должника имеются, а технические накладки могут возникнуть у кого угодно.
Куда серьёзнее, если в казне физически нет денег на выплату долга либо руководство государства при наличии необходимых средств приняло решение временно их не выплачивать, а пустить на какие-либо иные цели. Например, на развитие экономики, чтобы потом с новыми силами приняться гасить долги. Такой дефолт уже чреват и разбирательствами в международных судах, и арестами заграничного имущества и счетов, и свёртыванием сотрудничества с кредитными организациями, и падением инвестиционных рейтингов, и оттоком капиталов…
Именно из-за этих последствий инструмент дефолта считается опасным для использующего его и применяется довольно редко. Хотя плюсы, если отказаться какое-то время платить по долгам, тоже имеются. И примером тому может служить Россия, где после 1998 года резко начала подниматься экономика. Да так, что в январе 2005 года РФ погасила МВФ все долги, а спустя полтора года рассчиталась перед Парижским клубом кредиторов.
Что бывает, когда думают не головой?
Но это если к вопросу дефолта подходить с умом, а не по-украински. Последствия украинского дефолта оказались куда более плачевными.
Я не оговорился. Украина действительно в недавнем прошлом уже пережила дефолт. Хотя, исходя из политической целесообразности, никто из руководства страны не осмелился назвать вещи своими именами. И никто из западных партнёров тоже: разве ж можно затевать «шкандаль в благородном семействе»? Ведь сам по себе факт неплатёжеспособности Украины, которую Запад пытается изобразить образцом успеха навязанных ей «реформ», способен подорвать авторитет США и Евросоюза, которые были вдохновителями госпереворота в этой стране и настояли на заключении кабального Соглашения об ассоциации и ЗСТ с ЕС.
Речь идёт о событиях середины 2015 года, когда «Незалежная» оказалась не в состоянии выплачивать свои долги. А Наталья Яресько после долгих переговоров с кредиторами пришла к соглашению об отсрочке выплат. Причём условия этого соглашения оказались не менее кабальными, чем упомянутое Соглашение об ассоциации, пусть даже до августа нынешнего года Украине нужно было выплачивать лишь проценты по просроченным кредитам, но не само тело кредита. Зато с сентября 2019 по 2040 год кредиторы будут получать суммы, привязанные к росту ВВП Украины. И за это время вместо 24,9 млрд долларов (19,3 млрд + проценты) долгов выплаты составят (в зависимости от темпов роста украинской экономики) от 37 до 95 миллиардов.
Финансы и романсы
Естественно, руководству страны платить не хочется. Просто нечем: дебильные инициативы неонацистов по разрыву экономических отношений с Россией привели к тому, что, по оценкам депутата Верховной Рады Вадима Новинского, Украина потеряла за пять лет около 80 миллиардов долларов только на торговле с РФ. Из года в год продолжает оставаться отрицательным сальдо внешнеторгового баланса Украины. В 2018 году на внешнем рынке Украина потратила на 306 миллиардов грн. больше, чем заработала, что составило рекордные 8,6% от ВВП. Т. е. из страны попросту вымывается валюта, главным источником которой скоро станет не продажа украинских товаров, а переводы из-за границы «заробитчан» и тех, кто навсегда покинул страну. Счёт которых, даже по подсчётам «порохоботов», перевалил за 12 миллионов.
Чтобы понять, насколько ситуация плачевна, достаточно нескольких цифр. На 30 апреля государственный и гарантированный государством долг Украины составил 79,82 млрд долларов. Но есть ещё и внутренний долг. И суммарно на погашение долгов в 2019 году нужно отыскать почти 15 миллиардов долларов. При этом на погашение ранее взятых кредитов будет потрачена треть украинского бюджета.
Но бюджет ещё нужно наполнить, с чем тоже огромные проблемы. Депутат Вадим Рабинович сообщил, что с начала года сократились поставки за рубеж продукции металлургической промышленности на 7,5 процента и на 18 процентов — химической. Тех самых отраслей, которые всегда являлись основным источником валютных поступлений на Украине. Из-за политической ситуации в стране приостановились переговоры с МВФ о предоставлении очередного транша кредита, который и планировалось потратить на то, чтобы расплатиться с предыдущими долгами. Украина вынуждена брать новые кредиты, которые уже давно используются не на развитие экономики, а… для выплаты процентов по предыдущим кредитам. Мало того, из-за ситуации, в которой оказалась страна, её кредитуют под самые грабительские проценты, которые не назначают даже беднейшим государствам Африки – под 9–10% годовых.
Далі буде
Есть ли у Украины шанс избежать дефолта в этом году? Да, есть. Даже без получения новых кредитов. В 2019 году Украина должна выплатить около 6 миллиардов долларов по внешним долгам. При этом объём золотовалютных резервов страны составляет 20,8 млрд. Другой разговор, что это негативно скажется и на курсе гривны, и на доверии к Украине со стороны кредиторов. А вот дальше…
С 1 июня вступил в силу запрет на поставки на Украину российских нефтепродуктов и угля. Включая белорусский реэкспорт. То есть украинским нефтетрейдерам придётся закупать топливо дороже, и это тоже требует валюты, которой так не хватает стране. То же самое касается угля. С 1 января 2020 года заканчивается срок действия контракта по газовому транзиту через украинскую ГТС. Мало того, что к этому времени газ пойдёт в обход Украины по «Северному потоку – 2» и «Южному потоку», так ещё и главой «Газпрома» анонсирован демонтаж изношенных газопроводов, продолжением которых и являлась украинская «труба». А это ещё минус 3 миллиарда долларов.
Даже с учётом этого картина не исчерпывающая. Нынешние «реверсные» поставки «голубого топлива» являются всего лишь «бумажным реверсом». То есть Украина отбирает российский газ из трубопроводов и оформляет взаиморасчёты с европейцами как за поставленный с запада, но не качает его из Словакии и Польши. И когда «краник» перекроют, нужно будет вкладывать средства в инфраструктуру, позволяющую «бумажный реверс» превратить в физический. А до этого необходимо серьёзно потратиться на заполнение подземных хранилищ и угольных складов, чтобы население не замёрзло зимой.
Разумеется, ситуацию можно исправить. Если прекратить антироссийскую истерию и начать налаживать отношения с Россией. Да только не позволят этого новому украинскому президенту «патриоты»-неонацисты. Предпочтут заморозить и обездвижить население, окончательно вогнать его в нищету, окончательно довести дефолтом до крайней степени нищеты, но не позволят. Впрочем, как показывают его первые шаги на высшей государственной должности, и сам он не особо жаждет использовать мозги вместо задницы, через которую строятся украинская политика и макроэкономика.
Источник