Фото: www.globallookpress.com
Глава МИД Германии находится с необъявленным визитом в Тегеране. Хайко Маас намерен спасти «ядерную сделку» и предотвратить войну США с Ираном. Посильна ли Берлину такая сложная задача без помощи Владимира Путина?
Автор:
Гасанов Камран
Пока эксперты обсуждали итоги встречи Владимира Путина и Си Цзиньпина, в Багдад срочно вылетел министр иностранных дел Германии Хайко Маас. Визит официальный, но о нём заранее не сообщали из соображений безопасности. В Багдаде Маас встретился с премьером Ирака Адилем Абдул-Махди и президентом Бахрамом Салехом.
Германия крайне обеспокоена возможной эскалацией конфликта между США и Ираном. Соединённые Штаты месяц назад объявили об отправке в регион Персидского залива авианосной группы во главе с авианосцем «Авраамом Линкольном». Тогда же предположительно проиранские группы атаковали саудовские танкеры и подорвали нефтепровод в Саудовской Аравии. Дональд Трамп заявил, что, если Иран посмеет угрожать США, то получит жёсткий ответ, намекая на военный удар. На фоне слухов о возможной отправке 120 тысяч американских войск немцы прекратили обучение иракской армии.
Германия предупреждает о войне
Выступая в Багдаде, Хаас предостерёг от недоразумений, просчётов и провокаций, ведущих к «непредсказуемым последствиям в этом крайне напряжённом регионе». Иными словами, немецкий министр предупреждает о возможном начале войны между Ираном и США.
Германия берёт на себя инициативу по миротворчеству, но рассчитывает на остальную Европу.
Последняя эскалация требует, чтобы мы как европейские соседи вмешались в пользу деэскалации и мирного сосуществования,
– сказал он.
Маас считает, что недостаточно говорить о необходимости диалога, чем сейчас занимается ЕС в иранском вопросе, а нужно «вести его там, где различия кажутся непреодолимыми, а давние конфликты усугубляются».
«Ядерная сделка» подписана 14 июля 2015 года Ираном и шестёркой международных посредников. Фото: www.globallookpress.com
Ключом к выходу из конфликта в Берлине видят соблюдение Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД), подписанного 14 июля 2015 года в Вене Ираном и шестёркой посредников – Россией, США, Китаем, Германией, Францией и Великобританией.
Германия рассчитывает на Иран
США вышли из СВПД в мае прошлого года. Спустя год о частичном несоблюдении «ядерной сделки» объявили в Исламской Республике Иран (ИРИ). На Трампа немцы больше не уповают, поэтому ищут ключи спасения в Тегеране. Туда сегодня и отправился Хайко Маас из Багдада.
На пресс-конференции с главой МИД Ирана Мохаммадом Джавадом Зарифом немецкий министр подтвердил «приверженность» Франции, Германии и Британии соблюдению обязательств в рамках СВПД. Он призвал иранцев сохранить переговорные нити ради предотвращения военной эскалации.
«Ситуация в регионе крайне взрывоопасная. … Опасная эскалация существующей напряжённости также может привести к военной эскалации», – предупредил Маас.
Германия как страна НАТО «изнутри» знает о готовности США вступить в конфликт и пытается донести до иранской стороны реальность военной эскалации.
Похоже, иранцы не очень-то и верят европейцам. Последние уже проявили слабость, когда летом 2018-го один за другим европейские ТНК начали бежать из иранского рынка. Созданный Евросоюзом механизм обхода санкций (INSTEX) США против Ирана охватывает только гуманитарку и не распространяется на нефтяную отрасль.
Глава МИД Германии Хайко Маас посетил Иорданию, Ирак и Иран. Фото: www.globallookpress.com
Понимая, что обещания европейцев спасти иранскую экономику не стоят ломаного гроша, ИРИ включила «ответку». Сегодня, когда Маас вышел с Зарифом к журналистам, иранские власти объявили об ускорении производства обогащённого урана.
Немцы устали «таскать каштаны из огня»
Хотя результативность миссии Мааса вызывает сомнения, его ближневосточное турне (до Ирака он посетил немецких военнослужащих в Иордании) можно считать дипломатическим достижением Германии. Ведь исторически немцы выступали либо наблюдателями американских интервенций, как в Ираке и Ливии, или «таскали каштаны из огня», как в Афганистане. На этот раз ставки выше.
Иран – страна с 70-миллионным населением. Кризис неминуемо обернётся новой волной миграции в известном направлении. Немецкие компании Siemens, Deutsche Telekom, Deutsche Bahn и Daimler потеряли миллиарды евро, но рассчитывают однажды вернуться в Исламскую республику.
«Поездка Мааса в Иран рассматривается как крупная дипломатическая затея Германии по снижению напряжённости и, возможно, предотвращению военной конфронтации на Ближнем Востоке», – с едва скрываемой гордостью пишет Deutsche Welle.
Немецкий МИД пытается действовать на опережение, но не в обход Вашингтона. Визит Мааса предварительно согласован с Великобританией, Францией и госсекретарём США Майком Помпео во время его поездки в Берлин на минувшей неделе.
Без России не обойтись
Переговоры немецкого министра с правительствами Иордании, Ирака и Ирана подтверждают тезис, который высказывался в одном из метериалов Царьграда о реальности военного столкновения США с ИРИ. Когда Маас находился в Аммане, США попросили Германию увеличить свою военную миссию в Сирии. Учитывая, что ИГИЛ больше не представляет былой угрозы, складывается ощущение, что Пентагон руками ФРГ добивается для себя «разгрузки» в Сирии, чтобы сконцентрироваться на наступлении на Иран. Именно для этого Белый дом на днях в обход Конгресса одобрил 20 сделок в области вооружений с арабскими странами, включая выпуск в Саудовской Аравии частей высокоточных бомб.
Чаяния и старания европейцев понятны, но от этого далеко не эффективны. К Брюсселю не прислушивается не только Трамп, но и президент Ирана Хасан Рухани. Тегерану нужны наглядные примеры того, что ЕС придерживается «ядерной сделки», а не пустые обещания. Действовать вопреки США европейцы не рискуют. В такой ситуации единственное, на что надеется Евросоюз, – избежать хотя бы военного столкновения Америки и Ирана. Ведь потерять миллиарды в инвестициях за бугром куда лучше, чем получить миллион беженцев у себя. Но выполнить эту задачу ЕС может только при поддержке других сильных игроков. Китай редко вмешивается в международные конфликты и не будет делать этого, когда находится под тарифами Трампа. А вот Россия – вполне.
Москва имеет военное присутствие в Сирии, состоит во временном альянсе с Турцией и Ираном и имеет рычаги влияния на суннитские монархии. Россия готова совместно с ЕС остановить американскую агрессию в регионе. Но готова ли на это Европа? Или разногласия по Украине для неё важнее собственной безопасности?