Давайте познакомимся с предлагаемыми изменениями и сделаем свои заключения. Социальная норма потребления электроэнергии в 300 Квт
С чего все началось
В сентябре 2018 года стало известно, что правительство вновь обсуждает возможность ввода социальной нормы потребления электроэнергии, которая была заморожена в 2014 году. Так Вице-премьер Д. Козак на прошедшем совещании поддержал идею Минэнерго и Минэкономики о вводе такой нормы. И профильным ведомствам дано поручение к 15 январю 2019 года предоставить на рассмотрение проекты нормативных документов.
Это будет уже вторая попытка нашего правительства принять такое изменение. Ведь еще в 2013 году была пилотная программа в семи регионах России, тогда так называемая «социальная норма» рассчитывалась на человека и составляла от 50 до 190 кВт*ч.
Регионом, в котором были установлены самые низкие нормы, оказалась Ростовская область. Так для первого зарегистрированного члена семьи устанавливалась норма в 96 киловатт-часов, для второго 60 кВт*ч, с третьего и далее норма равнялась 40 кВт*ч. И пусть порядка 90 % уложились в отведенные лимиты, но среди перебравших норму оказалось много жителей ветхого жилья, многодетные семьи и те кто в качестве отопления использовал электричество.
И уже в июле 2014 года планировалось запустить этот проект по всей стране. Но по результатам в пилотных регионах было принято отложить реформу (а в дальнейшем про нее и вовсе забыли). Но летом 2018 года вновь вернулись к обсуждению этого процесса.
Как утверждает Минэнерго, в 2017 году было потрачено на разного рода субсидии 368 миллиардов рублей, а 2022 году эта колоссальная сумма должна была вырасти до 417 миллиардов. А так как эту цифру планируют снизить к тому же 2022 году до суммы в 89 миллиардов вечно деревянных, то потребовалось бы в течение нескольких лет стабильно повышать тарифы за электроэнергию на 14 %, что посчитали просто нереальным.
Вот и нашли выход из этой ситуации в виде ввода социальной нормы.
Как это будет работать
По поводу работы всего этого механизма было дано такое объяснение: социальная норма вводится уже не на каждого человека в отдельности, а на точку присоединения (дом, квартира и т.д.). И стоимость одного киловатт-часа до 300 кВт будет иметь одну величину. Если вы выйдите за эти рамки, то с 300 до 500 кВт киловатт будет иметь завышенную стоимость, а свыше 500 экономически обоснованную (что скрыто под этой шифровкой я не понимаю).
Кроме этого планируется убрать понижающий коэффициент для домовладений, где используется электричество для готовки и отопления, а также сократить категории потребителей, оные ранее приравнивались к населению.
Рассуждения
Нас всех пытаются успокоить, что мы даже не заметим эти изменения, ведь большинство из нас даже не выбирают эту пресловутую норму в 300 кВт, а это нововведение позволит отказаться от повышений тарифов на несколько лет. Но что-то слабо верится в это рассуждение.
Ведь лично у меня электропотребление уже плавает в районе 300 кВт*ч в месяц. А в летнее время, когда активно работает кондиционер, холодильник и морозильная камера это потребление будет явно больше этой нормы и получается, что я стану больше тратить своих денег на оплату счетов на свет.
А представьте, что станет с домами и коттеджами, где все завязано на электричестве (теплый пол может превратиться из привычного обогрева в предмет роскоши). Для таких людей плата за свет станет существенной тратой семейных денег. Также непонятно, что станет с семьями, где два, три маленьких ребенка, ведь у них также потребление может уходить далеко за 300 киловатт/часов.
yandex.ru
В общем, лично у меня сложилось такое впечатление, что если такая инициатива все-таки будет принята, то от этого выиграют только сбытовые организации, так как за тот же самый объем отпущенной электроэнергии они смогут собрать гораздо больше прибыли. Ну, а как получится на самом деле, поживем-посмотрим.
300 кВт по лимиту: для чего вводят норматив потребления электричества
В России вновь рассматривается возможность введения «социальной нормы» на потребление электроэнергии, размер которой может составит 300 кВт в месяц. Все дополнительные киловатты будут стоить дороже «социальных».
Изначально идея ввести многоступенчатый тариф была выдвинута еще в 2013 году. Но до каких-то нормативных документов дело тогда не дошло.
По совпадению, на прошлой неделе аналогичное сообщение пришло из Туркменистана, где в период правления Сапармурата Ниязова электроэнергия и водоснабжение были вообще бесплатными.
Электричество смотрит мне в лицо
В России тарифы на электроэнергию регулируются местными властями и поэтому очень сильно отличаются.
В Подмосковье киловатт-час сегодня стоит в среднем около 3,50 рубля (это для домов с электроплитами; для домов с газовыми приборами тариф на 30% выше). В Москве средний тариф выше — 4,30 рубля.
Больше всего повезло регионам, где существуют мощные электростанции.
Например, благодаря Саяно-Шушенской ГЭС (и губернатору-коммунисту) в Иркутской области самое дешевое электричество в РФ: киловатт-час стоит там всего 1,06 рубля. Почти как в Туркмении при бывшем коммунисте Ниязове.
Вице-премьер Дмитрий Козак сообщил, что многоступенчатая схема заработает летом 2019 года.
Социальная норма в 300 киловатт-часов достаточно комфортная для домохозяйств, где проживает не более трех человек, говорит завлабораторией прогнозирования топливно-энергетического комплекса ИНП РАН Валерий Семикашев.
В среднем россияне потребляют в месяц 90 киловатт-часов на человека. То есть три человека вполне укладываются в социальную норму,— сказал он «Ридусу».
Основная цель предстоящих изменений состоит не в том, чтобы повысить тарифы на электроэнергию для населения, а в том, чтобы за счет введения фактической уравниловки поднять общую сумму платежей, объясняет он суть изменений.
Введение социальной нормы никак не повлияет на поступления в бюджеты энергокомпаний, потому что предлагаемый лимит и так почти никто не выбирает полностью. Но в проекте предлагается отменить 30-процентную скидку на электричество для домохозяйств с электроплитами и для жителей села,— напоминает Семикашев.
Отмена скидки для «частников» ставит последних в весьма неоднозначную ситуацию, так как частный дом по определению предполагает более высокий расход электроэнергии по сравнению с городской квартирой.
Выигравшие и проигравшие
Поскольку количество домов с электроплитами в России составляет только около пятой части от всех домохозяйств, получается, что 67% населения с газовыми плитами оплачивает скидку для этих 23%.
Отменяя льготный тариф для пользователей электроплит, власти одним выстрелом убивают двух зайцев: вводят „социальную справедливость“ и повышают платежи на 22% одним росчерком пера. Интересно, что скидка для пользователей электроплит — это советская еще льгота, и в СССР она не воспринималась как покушение на социальную справедливость,— говорит эксперт.
Таким образом, выигравших от предстоящих перемен не будет — за исключением розничных поставщиков электроэнергии.
Проиграют же, во-первых, владельцы «электрифицированных» квартир; во-вторых, жители частных домов («у них обычное потребление электроэнергии уже не укладывается в 300 киловатт», подчеркивает Семикашев); в-третьих, многодетные семьи («потому что стиральная машина и электроплита являются у них главными потребителями энергии»).
Однако благодаря такому перераспределению внутри существующих категорий пользователей энергокомпании смогут не повышать тарифы в целом,— считает эксперт.
Интересно, что в конце 2016 года глава Ростехнадзора Алексей Алешин предложил вообще заменить все газовые плиты на электрические — по соображениям безопасности.
Социальные нормы потребления электроэнергии: что планируют власти и как это скажется на потребителях?
Свет / Тарифы на электроэнергию
Уже летом будущего года во всех российских регионах планируется ввести социальную норму потребления электроэнергию. План в целом вроде бы как правительством одобрен, конкретные детали профильные министерства должны подготовить к середине января 2019 года. О чем идет речь, и к чему готовится потребителям?
Что такое социальная норма потребления электроэнергии?
Для начала разберемся, что такое «социальная норма потребления» электроэнергии в текущем виде.
В подробностях тема раскрыта постановлением правительства РФ №614 от 22.06.2013 с длинным зубодробительным названием «О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности)». Ознакомиться с актуальной и полной версией документа можно по этой ссылке — http://base.garant.ru/70422296/.
Если же говорить коротко, то суть дела заключается в следующем:
— определяется объем ежемесячного потребления электроэнергии, за счет которого могут быть удовлетворены основные потребности жильцов квартиры (частного дома)
— на этот объем устанавливается цена на электроэнергию чуть ниже, чем действующая до введения социальной нормы. А сверх этого объем – заметно выше.
Таким образом, государство надеется стимулировать население к экономии энергоресурсов. А тех, кто потребляет больше соц. нормы и свое потребление сокращать не намерен, заставить платить за свет сильно дороже, на уровне мелких коммерческих потребителей.
Цели при этом декларируются разные – от энергосбережения до сокращения «перекрестногофинансирования» (под этим термином понимается дотирование цен на электроэнергию для населения за счет продажи энергии промышленным потребителям по более высокой цене).
В настоящее время такая схема оплаты электроэнергии действует в восьми российских регионах. Вот их список:
- Нижегородская область
- Ростовская область
- Владимирская область
- Орловская область
- Красноярский край
- Забайкальский край
- Республика Крым
- Севастополь
И тут надо сказать о главной проблеме, связанной с введением «социальной нормы» – сложности и запутанности ее реализации.
Дело в том, что сегодня социальная норма рассчитывается не просто на квартиру (частный дом), а с учетом количества проживающих, количества комнат, наличия электрической плиты и еще ряда обстоятельств.
Проясним на примере Нижегородской области. Здесь базовая социальная норма установлена в 103 кВт.ч., она действует для гражданина, проживающего в одиночку в однокомнатной квартире, оборудованной газовой плитой. Если в однокомнатной квартире проживают двое, то соц. норма на двоих составит 169 кВт.ч. А если речь идет о трех жильцах – уже 218 кВт.ч. И так далее.
Социальная норма в Нижегородской области так же зависит от количества комнат в квартире. В однокомнатной квартире с одним проживающим норма составляет, как уже говорилось 103 кВт.ч, в двухкомнатной с одним жильцом – 133 кВт.ч., в трешке – 150 кВт.ч.
В других регионах, где действует социальная норма условия немного другие. Отличается количество кВт.ч., входящих в социальную норму. Есть разница так же в порядке расчета. Например, не во всех регионах учитывается количество комнат в квартире. Кое-где отдельным образом прописан порядок расчета соц. нормы для частных домов.
В общем, чтобы корректно рассчитать объем потребления в пределах социальной норме и сверх нее, энергетикам приходится использовать массу дополнительной информации о потребителях. О количестве прописанных, о количестве комнат… Зачастую данные эти не являются достоверными и актуальными. И на этой почве возникает масса сложностей.
Запутанным делом все это представляется и со стороны потребителя. Особенно если речь идет о расчетах по двухзонному (день/ночь) или трехзонному (пик/полупик/ночь) тарифах. Для каждой из этих «зон» суток утверждается своя пара тарифов в пределах и сверх социальной нормы. И чтобы понять, какая часть, скажем, дневного потребления укладывается в социальную норму, а какая – идет свыше, и как все это правильно посчитать, приходится изрядно поломать голову. И без калькулятора тут точно не обойтись.
Все эти сложности стали очевидны практически сразу после первой попытки введения социальной нормы потребления, которая была предпринята правительством в 2013 году. Тогда было решено«обкатать» новую схему расчета на пилотных регионах. Опыт «пилотов» оказался не слишком удачным, дело застопорилось. Решение вопроса о введении соц. нормы отдали на откуп региональным властям. Те, видя проблемы с администрированием расчетов, решили, чтобы не нервировать людей лишний раз, новшества не вводить.
Отдельная история приключилась с Крымом и Севастополем, двумя регионами, вошедшими в состав РФ в 2014 году. Здесь действовала украинская система тарифов на электроэнергию с градацией стоимости электричества в зависимости от объема потребления. «Социальнаянорма», введенная в этих регионах, по сути, эту практику продолжила.
Таково положение дел к настоящему моменту. Теперь о перспективах.
Социальная норма потребления электроэнергии: что предлагает правительство на этот раз?
Сразу оговоримся, что о планах правительства нам известно лишь из публикаций СМИ, которые ссылаются на некий протокол совещания правительства, в котором обсуждалась возможность внедрения социальной нормы. И вроде бы было принято положительное решение. И хотя в целом информация затем официально подтверждена, текст того самого протокола, так и не был опубликован.
Как нет до сих пор в отрытом доступе и предложений правительства по изменению в конкретных нормативных документах.
Тем не менее, основные факты, ставшие к настоящему времени известными, таковы:
— новую схему оплаты власти просят называть не «социальными нормами», а «градацией потребителей»
— норма потребления будет рассчитываться не в отношении одного жильца, а относительно«точки присоединения» (квартиры или частного дома)
— объем электроэнергии, который население сможет потреблять по самой льготной цене предлагается установить в 300 кВт.ч.
— планируется так же ввести дополнительную группу потребителей от 300 до 500 кВт.ч в месяц, которые будут платить за электричество по «более высокой цене» и группу потребителей свыше 500 кВт.ч, которых переведут на «экономически обоснованную» цену, близкую к коммерческим потребителям.
Кроме введения нормы потребления, власти так же предполагают сократить количество групп потребителей, приравненных к населению (сейчас это гаражные и садоводческие кооперативы, например). А так же ликвидировать льготы для жителей сельских населенных пунктов и жильцов городских квартир (частных домов) с электроплитами (электроотоплением). Они сейчас платят за свет с 30% скидкой.
Конкретных ставок новых тарифов пока не называют. По словам вице-премьера Дмитрия Жукова, который курирует это направление, цифры должны появиться к 15 января 2019 года. А заработать новые тарифы должны с 1 июля 2019 года.
Планы по социальной норме: чего конкретно ждать потребителю?
Прежде всего, не ясно: все-таки, вступит или не вступит все вышеописанное в силу? В глазах большинства населения введение нормы потребления будет выглядеть лишь очередным повышением платы за коммунальные услуги. Пойдут ли на это власти после истории с повышением пенсионного возраста и другими скандалами последнего времени? Не очевидно.
Но если все предложения по социальной норме все-таки будут введены в действия, важными представляется следующее.
Первое. Прежде всего, от новаций пострадают собственники частных домов с электроотоплением. Их потребление точно превосходит те самые 300 кВт.ч. в месяц, да и 500 кВт.ч. – тоже. Насколько большим будет повышение?
Давайте посмотрим: тариф на электроэнергию в Московской области для сельского населения составляет 3,71 кВт.ч, для городского населения в домах с газовыми плитами – 5,29 руб за кВт.ч. А для мелких коммерческих потребителей (с выделенной электрической мощность до 150 кВ, расчет только за электроэнергию без учета потребляемой мощности, напряжение – 0,4 кВ) – 5,95 руб за кВт.ч (включая НДС).
Это и есть, видимо, потолок возможного повышения цены на электроэнергию для крупных бытовых потребителей. И если сейчас владелец дома площадью в 150 кв. метров платит за электроэнергию на отопление зимой 12-15 тысяч рублей в месяц, то предлагаемые новшества могут эту сумму увеличить до 20 тысяч.
Второе. Большинство потребителей, скорее всего, уложатся в норму потребления в 300 кВт.ч. В крайнем случае, незначительно его превысят. Можно исходить из того, что на кошельках собственников обычной квартиры без теплых электрических полов и другое энергоемкого оборудования, введение соц. нормативо серьезным образом не скажется. Другое дело, что новации неизбежно усложняет для частных лиц расчеты за электроэнергию.
Первые 300 кВт.ч. в месяц рассчитывается по одному тарифу, «излишки» — по другом. А если в квартире стоит счетчик, который раздельно учитывается потребление электроэнергии днем и ночью? Тогда расчет производится уже по четырем тарифам. И чтобы правильно посчитать сумму к оплате придется еще вычислить какая часть дневного (отдельно) и ночного (отдельно) потребления вошла в социальную норму, а какая – нет.
Результат: проверить те счета, которые приходят от энергосбыта собственнику квартиры будет, мягко говоря, непросто.
И третье. Главный вопрос – зачем все это? Если речь идет о повышении тарифа на электроэнергию для населения с тем, чтобы вывести цены на уровень коммерческих потребителей, то введение социальной нормы (дифференциации потребление) выглядит логично. Это первый этап на пути к тому, чтобы заставить население платить за свет по рыночной цене.
О справедливости такого подхода, конечно же можно поспорить. Но если дело обстоит именно так, то эта цель должна быть официально заявлена. А так же объяснено, в каких объемах и каким группам населения будут выплачиваться пособия на компенсацию непосильных расходов на электроснабжение.
Но ничего такого не говорится. Более того, есть ощущение, что сегодня введение социальной нормы, как и четыре года назад – часть чиновничьей игры, когда важен не результат, а шумное действо. Из той же серии, что отмена зимнего времени или ввод обязательного знака«шипованная резина» на автомобилях. Поговорят, пошумят, да и забудут.
А людям с этими трехэтажными тарифами, выросшими из социальной нормы, придется жить.