На официальном сайте Министерства просвещения EDU.GOV.RU 19 июля опубликовано интереснейшее интервью с министром просвещения Ольгой Васильевой.
Начала Ольга Юрьевна, как и полагается чиновнику такого ранга, с обозначения грандиозных далеко идущих планов. А именно, так поднять уровень общего школьного образования, чтобы войти в десятку лучших образовательных систем мира.
Планы планами, но вот текущее состояние, по признанию Васильевой, совсем не радует. Так по результатам исследований, 15-летние школьники находятся в группе стран с 20-30 местом по математической грамотности, и в группе стран с 30-34 местом по естественнонаучной грамотности. В целом же наша система образования по средневзвешенному уровню грамотности школьников занимает 14 место.
Я вот, честно, не совсем понимаю, как можно занять 20-30 место. Если ты занимаешь, пусть, 25 место, то это и есть 25 место, а не 20-30. Вероятно, Васильева так завуалированно показала, что по уровню математической грамотности мы замыкаем третью десятку, а по уровню естественнонаучной грамотности находимся где-то в середине четвертой десятки стран.
Однако, признала министр, еще в 1988 году наша система образования была лучшей в мире, мы уверенно занимали 1 место, и это никто никогда не отрицал и до сих пор не отрицает.
Так почему мы за 30 лет скатились с 1 на 14 место? Знаете, почему? Потому что, «Сейчас мы не является самой читающей страной в мире, потому что, читая, мы не понимаем текст. Да и вообще, 25% граждан России всех возрастных категорий не владеют функциональным чтением, то есть, не понимают написанное и не могут пересказать прочитанное своими словами«. Это, увы, не какие-то мои домыслы, это слова министра просвещения, опубликованные 19 июля на официальном сайте министерства!
К слову, согласно данным Росстата, 20% населения — это дети школьного и дошкольного возраста, еще процентов 5 можно накинуть на недееспособных инвалидов и частично на граждан «70 лет и более», которые объективно не понимают прочитанного по состоянию здоровья или в силу возрастных изменений. То есть, именно о школьниках и идет речь.
Васильева отметила, что «если человек не понимает смысла, он не может решать поставленные задачи в любой сфере, как в гуманитарной, так и в технической… а человек, не понимающий смысла текста, двигаться вперед не сможет».
Но как получилось, что выросло «поколение ЕГЭ», которое может хорошо сдавать тесты, потому что их учат именно сдавать тесты, но даже понять вопрос, если он не подразумевает выбора вариантов ответов, они уже не в состоянии?
Потому что детей попросту разучили думать! А чему могут научить своих детей родители, которые сами не понимают прочитанное? И я не удивлюсь, если следующее поколение 15-летних школьников не будет уметь не только понимать прочитанное, но и читать в принципе.
Ну что же, за 3 года на посту министра просвещения Ольга Васильева все же осознала, что нынешняя система школьного образования, нацеленная исключительно на сдачу ЕГЭ в виде кальки с американской системы тестирования, привела лишь к тому, что за 30 лет деградации школьного образования современные дети разучились даже понимать прочитанное! Но не все еще потеряно: они все еще умеют читать или хотя бы знают буквы, так что еще есть куда стремиться, разваливая некогда лучшую в мире систему школьного образования.
ИСТОЧНИК
Асъ Есмь