По утверждению американского экономиста Стива Ханке (Steve Hanke), состояние человека всегда находится в одной из точек огромного континуума между «счастьем» и «несчастьем». Применительно к экономике несчастье, как правило, проистекает из высокого уровня инфляции и безработицы. Соответственно, лучший способ обеспечить счастье – это экономический рост, но осуществить его нелегко именно из-за высокой инфляции и безработицы. Большинство стран регулярно публикуют свои экономические показатели. Сравнивая их между собой, можно определить, насколько счастливы или несчастны люди, живущие в каждой из этих стран.
Художник: Юрий Аратовский
«Индекс несчастья», или «индекс нищеты», – это экономический показатель, который рассчитывается путем простого сложения уровня безработицы и уровня инфляции. Несмотря на простую арифметику, метод весьма полезен для оценки того, как живет средний гражданин данной страны, поскольку более высокие уровни безработицы и инфляции приводят к росту социально-экономических проблем в стране.
«Индекс нищеты» был введен американским экономистом Артуром Оукеном (Arthur Okun), членом Совета экономических консультантов при президенте США Линдоне Джонсоне, в 1970-х годах, когда он работал в Институте Брукингса (Brookings Institution). Во времена экономических потрясений «индекс несчастья» становится весьма заметным, так что изобретение Оукена в этом отношении пришлось как нельзя кстати: в период 1970-х годов США, как и большая часть остального мира, страдали и от высокой инфляции, и от высокой безработицы – такое состояние экономики стали называть «стагфляцией». Во многом это было связано с ростом влияния ОПЕК и последующим эмбарго на поставки нефти США и другим западным странам в ответ на их помощь Израилю во время «войны Судного дня». Эта ситуация привела к резкому росту цен на нефть и к замедлению экономического роста, а фондовый рынок рухнул.
Обычно «индекс нищеты» растет во времена экономических потрясений, однако на сегодняшний день мировая экономика чувствует себя неплохо. На 2019 г. прогнозируется общемировой рост в 2,9%. Какие же страны будут в 2019 г. скорее идти к нищете, а какие – к счастью?
В отличие от большинства рейтингов, «индекс несчастья» – рейтинг, в котором страны на вершину не стремятся. Раз уж речь зашла о вершинах, как ни крути, Венесуэла станет самой несчастной экономикой 2019 г. Когда уровень инфляции в стране прогнозируется в этом году в районе 6 000 000%, уровень безработицы можно уже не учитывать. Экономика Венесуэлы шаталась несколько лет, а падение цен на нефть, чей экспорт является практически единственным государственным доходом, сыграло главную роль в случившемся крахе. Непохоже, что ситуация в стране улучшится в обозримом будущем, поскольку макроэкономический дисбаланс, нестандартные политические шаги руководства, растущая инфляция, а также отсутствие инвестиций оставят Венесуэлу в тисках экономического кризиса надолго.
Хоть никакая другая страна и не приближается к Венесуэле по уровню нищеты, стоит упомянуть Зимбабве и Аргентину, которые заняли второе и третье место в рейтинге этого года. В Зимбабве главной проблемой является безработица, которая в 2019 году обещает приблизиться к отметке в 80%. Впрочем, этот показатель сильно зависит от используемого метода подсчёта. Таиланд часто оказывается на нижних строках списка из-за своеобразного способа подсчета уровня безработицы, а также низкой рождаемости и стареющего населения. Большая часть населения Зимбабве занята в так называемой «неформальной экономике», когда люди работают бесплатно на семейный бизнес или когда работники получают зарплату, но не имеют отпусков или больничных. Все эти люди не считаются занятыми.
В Аргентине кредитные учреждения продолжают попытки справиться со стабильно высоким уровнем инфляции – впрочем, без особого успеха. В Иране экономические санкции США продолжают способствовать росту цен. В Боснии и Герцеговине главная проблема – безработица, правда, количество незанятых сократилось в четвертом квартале 2018 г., вызывая надежду на то, что в 2019 г. рынок труда будет более устойчив.
В двух крупнейших странах Африки – Нигерии и ЮАР – уровень безработицы наиболее всего влияет на «индекс несчастья». В Нигерии уровень безработицы в третьем квартале 2018 г. подскочил до 23,1% с 9% в 2015 г. Хотя инфляция с начала 2016 г. имеет тенденцию к снижению, она всё же стабильно сохраняется выше целевых значений Центрального банка (6-9%). В ЮАР, где безработица в течение следующих 5 лет прогнозируется стабильно на уровне около 27%, инфляция достигла наименьшего за 10 месяцев уровня на фоне сдерживания цен на топливо. По прогнозам аналитиков, инфляция сохранится в пределах целевых показателей Южноафриканского резервного банка и за прогнозируемым горизонтом. Более того, по прогнозам, средний уровень инфляции составит 5% в текущем году и 5,2% в 2020 г.
В охваченном войной Йемене ситуация продолжает оставаться неконтролируемой. Вследствие гражданской войны экономика страны разорвана в клочья, что привело к резкому сокращению сельскохозяйственного производства и добычи углеводородов и существенному падению доходов бюджета – всё это на фоне стремительно распространяющейся эпидемии холеры.
Высокий уровень безработицы в Косово приводит к плачевной ситуации, когда молодёжь в поисках лучшей жизни массово уезжает в страны ЕС. Некоторые объясняют высокий уровень безработицы кумовством, разгулом преступности и коррупции, результатом чего стали уменьшение иностранных инвестиций и отток молодого населения за границу.
В Турции экономический кризис ознаменовался растущим уровнем как инфляции, так и безработицы. В текущем году экономика страны будет оставаться неустойчивой, так как ограниченные финансовые ресурсы сдерживают спрос на внутреннем рынке. Тем не менее во второй половине года возможно восстановление экономической ситуации.
Автор: Брайан Доуд (Brian Dowd)
По материалам сетевого издания Focus Economics
Перевод Invest Foresight