Понедельник, 23 декабря 2024   Подписка на обновления
Понедельник, 23 декабря 2024   Подписка на обновления
Популярно
13:42, 17 июня 2019

Расправляя крылья. Индийские ВВС стремятся не отстать от соседей


 
Развитие индийских ВВС с момента создания в 1932 году шло по-разному, были и светлые моменты, были и черные дни. Посмотрим на нынешние возможности военно-воздушных сил этой страны и разработки в рамках новейших программ модернизации.

Расправляя крылья. Индийские ВВС стремятся не отстать от соседей

Хотя индийские ВВС повысили свои возможности за счет покупки таких современных боевых самолетов, как например, СУ-30 МКИ, высказываются опасения по поводу уменьшения числа эскадрилий за последние годы

 

Смесь старого и нового

Парк ВВС Индии представляет собой смесь старых и новых машин, среди которых преобладают российские и западные платформы самолетного и вертолетного типов. Некоторые самолеты, например, истребитель МиГ-21 (Fishbed по классификации НАТО) и военно-транспортный самолет Avro 748, эксплуатируются уже несколько десятилетий, и поэтому существует неотложная потребность в их замене более новыми типами, поскольку индийские военно-воздушные силы (ИВВС) стремятся поддерживать свои боевые возможности.

Деятельность ИВВС по обновлению и совершенствованию направлена не только на поддержание эксплуатационной готовности, но и на повышение безопасности, снижающейся по мере старения авиационной техники. Хотя модернизация воздушных судов способствует в какой-то мере повышению безопасности, но в конечном счете без закупки новых самолетов всё равно не обойтись.

По данным справочника Jane’s World Air Forces, ИВВС располагают 43 действующими эскадрильями, в том числе оснащенными новейшими системами, например, истребителями Су-30 МКИ (Flanker) и легкими боевыми самолетами Tejas LCA (Light Combat Aircraft) постройки местной компании Hindustan Aeronautics Limited (HAL).

Впрочем, боевая мощь эскадрилий боевых самолетов снижается, поскольку к концу своего срока эксплуатации приближаются одноместные МиГ-21 (Fishbed), МиГ-27МЛ (Flogger) и МиГ-29 (Fulcrum), а в конце 2018 года были списаны три эскадрильи самолетов МиГ-21 и МиГ-27МЛ. Вывод из эксплуатации плюс потери в авиационных происшествиях означает, что ИВВС потеряли к концу этого года 13 эскадрилий. Ожидается, что число эскадрилий еще уменьшится с выводом из эксплуатации в предстоящее десятилетие самолетов МиГ-23УБ, SEPECAT Jaguar, Dassault Mirage 2000H, МиГ-27УПГ и МиГ-29УПГ. В апреле Индия вышла из совместной с Россией программы FGFA (Fifth Generation Fighter Aircraft — истребитель пятого поколения) по разработке специализированного варианта Су-57. В то время как эти потери могут быть частично возмещены принятием на вооружение дополнительных платформ Су-30 МКИ, Tejas и Rafale, они лишь увеличат общее число эскадрилий до 36. ИВВС заявляют, что им необходимо, по меньшей мере, 45 эскадрилий для противостояния своим соседям — Китаю и Пакистану.

Помимо находящихся на вооружении боевых самолетов количество учебных платформ также планируется уменьшить, учебные варианты МиГ-21 и МиГ-23 будут выведены из эксплуатации до конца года. Планируется компенсировать эти потери за счет принятия на вооружение модернизированных платформ DARIN-MI Jaguar, Mirage 2000H и МиГ-29УПГ, но эти самолеты достигнут полной боевой готовности не ранее 2027 года.

Также еще на год (до конца 2018 года) был продлен срок эксплуатации реактивного учебного самолета HJT-16 Kiran, который должен быть заменен к 2017 году. Это решение было принято для того, чтобы не нарушать процесс подготовки летчиков, при этом представитель компании HAL сообщил, что индийская программа по новому учебному самолету HJT-36 Sitara была закрыта в связи с отсутствием госфинансирования. Потеря HJT-36 будет восполнена за счет заказа 20 дополнительных самолетов 20 Hawk Mk132.

Ожидаются дополнительные заказы модернизированного местной промышленностью самолета Hawk Mk132, получившего обозначение Hawk-i. Также ожидается, что частная индийская компания Tata, изготавливающая учебные самолеты Pilatus РС-7, сможет предложить новую модель РС-12.

Что касается небоевой авиации, индийское министерство обороны выпустило запрос на покупку легкого грузового самолета для переброски техники и другого военного имущества. Также, в ИВВС сообщили, что им необходимо заменить все самолеты Avro 748, купленные еще в 1964 году. Частично проблему могла бы решить закупка 113 самолетов Do-228 у компании HAL. Однако, в министерстве подсчитали, что стоимость самолетов Do-228 местной постройки может удвоиться по сравнению с отверточной сборкой готовых комплектов, поставленных напрямую от оригинального производителя Fairchild-Dornier, в связи с чем программа была приостановлена.

Расправляя крылья. Индийские ВВС стремятся не отстать от соседей

ИВВС могут восполнить недостаток учебных самолетов за счет покупки дополнительных платформ Hawk 132

Парк ИВВС

Вертолетный парк ИВВС на момент написания статьи включал 379 вертолетов (в сравнении с 1590 пилотируемыми самолетами). Он увеличится с принятием на вооружение вертолетов Ка-226Т, АН-64Е Apache Guardian и CH-47F Chinook, в то время как вертолеты Ми-25/35 (Hind) и Ми-26 (Halo) будут списаны. Хотя количество платформ вертолетного типа увеличится в краткосрочной перспективе, для того чтобы поддерживать необходимое количество машин в будущем, ИВВС будет необходимо заменить свои устаревшие платформы Mi-17 (Hip) за счет покупки дополнительных вертолетов Ми-17В-5. Вертолеты являются важнейшим активом ИВВС, поскольку им необходимо контролировать границу страны протяженностью 15000 км, большая часть которой проходит в удаленных труднодоступных районах.

Министерство обороны Индии, желая обновить существующий парк, имело потребность в 126 многоцелевых боевых самолетах, для чего в 2012 году был выбран истребитель Rafale. В августе же 2016 года нынешнее правительство сократило это количество до 36 самолетов. Первоначально планировалась поставка 18 готовых машин и изготовление остальных в Индии с последующей передачей технологий. Однако, позднее всё переиграли; с целью удовлетворения неотложных потребностей ИВВС было заключено межправительственное соглашение, которым предусматривается поставка 36 готовых самолетов с основным оборудованием. Контракт был подписан в сентябре 2016 года, а начало поставок намечено на 2019 год.

Средний многоцелевой истребитель Rafale станет полноценной заменой самолетов МиГ-21 и МиГ-27. Максимальная взлетная масса Rafale составляет 24 тонны, что в 2,5-3 раза больше массы легкого фронтового истребителя МиГ-21. Максимальная тяга МиГ-27 составляет 180 кг/кН по сравнению с 159 кг/кН истребителя Rafale, следствием чего является лучшая маневренность. Впрочем, истребитель Rafale имеет более высокую скороподъемность, рабочий потолок и форсажную скорость, сдвоенный двигатель обеспечивает сниженную инфракрасную сигнатуру. Тем самым, по сравнению с российским истребителем-бомбардировщиком МиГ-27 французский многоцелевой истребитель Rafale четвертого поколения может потенциально обеспечить лучшее превосходство в воздухе и эффективнее наносить удары по наземным целям.

Самолет Tejas, также предлагаемый на замену МиГ-21, по планам уже должен был поступить на вооружение ИВВС, но поставки были перенесены на более поздний срок из-за проблем с производством и изменениями в конструкции, что еще больше задержало начальный ввод машины в эксплуатацию.

ИВВС намеревались купить, по меньшей мере, 126 самолетов, но в настоящее время решили остановиться на 40. Это решение было принято из-за задержек в изготовлении и более низкой по сравнению с самолетами F-16 и Gripen эксплуатационной эффективности касательно полезной грузоподъемности, тяги и дальности.

Хотя в ноябре 2016 года Совет по оборонным закупкам одобрил бюджет на 83 самолета, контракт пока не подписан в связи с задержкой выдачи финального разрешения на готовность к эксплуатации. Первые два самолета Tejas были поставлены в ИВВС в июле 2016 года, еще 9 были получены в сентябре.

ИВВС должны получить от компании HAL 20 самолетов в конфигурации начальной готовности и 20 в конфигурации окончательной готовности. Компания HAL планирует открыть вторую производственную линию по изготовлению самолета Tejas с целью ускорения производства и исключения задержек в поставках. В сентябре 2018 года в рамках программы по самолету Tejas была успешно проведена учебная дозаправка в воздухе и в настоящее время идет подготовка к проведению реальной дозаправки.

Ожидается, что ИВВС в конечном счете приобретут две эскадрильи самолетов Tejas Mk1 плюс четыре самолета Tejas Мк1Ак2025 году (при соблюдении графика). Исходя из своих потребностей, ИВВС скорее всего могут приобрести больше самолетов Tejas, если будут удовлетворены конструктивными изменениями в варианте Tejas Mk2. Истребитель Tejas Mk 2 будет иметь уменьшенную собственную массу при увеличенной вместимости топлива, а также будет оборудован более мощными двигателями General Electric F414. Это позволит самолету Tejas нести больше вооружения при улучшенной маневренности и большей дальности полета.

Помимо программы Tejas компания HAL занимается поэтапной модернизацией платформ Jaguar, МиГ-29 и Mirage 2000. ИВВС должны доработать 61 из своих 123 изготовленных по лицензии истребителей Jaguar более мощными турбовентиляторными двигателями Honeywell F125IN и комплектом авионики Display Attack Ranging Inertial Navigation-Ill (DARIN-HI) местного производства. Из-за шестилетней задержки программы модернизации Jaguar ИВВС планируют в этом году приобрести планеры, подсборки и отдельные комплектующие во Франции, Омане и Великобритании, в основном по сниженной стоимости или бесплатно. Они будут использованы для модернизации существующих устаревших платформ.

В общей сложности порядка 80 самолетов должно быть оснащено двигателями Honeywell F125IN. Компания HAL может купить двигатели напрямую у Honeywell для установки на самолеты Jaguar. По данным ИВВС, эти модернизации могут продлить срок эксплуатации самолета еще на 15 лет. Пока компания HAL не предпринимает никаких попыток покупки двигателей. Начальная эксплуатационная готовность варианта Jaguar DARIN-HI была достигнута в феврале 2017 года. Модификации самолета для финальной эксплуатационной готовности были одобрены и в октябре 2018 года прошли дополнительные испытания.

Расправляя крылья. Индийские ВВС стремятся не отстать от соседей

Вертолет АН-64Е Apache Guardian закупается ИВВС с целью замены российских Ми-25/35. Первый Apache совершил свой первый полет на заводе компании Boeing в Филадельфии в июле прошлого года

Модернизации 64 самолетов ИВВС МиГ-29УПГ до сих пор продолжается, хотя довольно медленными темпами. Российская авиационная корпорация и компания Thales завершили модернизацию шести машин, оставшиеся машины будут модернизированы местной компанией HAL. Модернизированные фронтовые истребители МиГ-29 получили возможность дозаправки в воздухе. Другие нововведения включают установку более мощных двигателей РД-33-3М, радара Жук-МЕ, нового центрального компьютера, системы распознавания «свой-чужой» от Thales, нашлемную информационную систему, катапультное кресло К-36Д-3.5 и обновленные навигационные и коммуникационные системы.

Между тем, ИВВС заключили с HAL контракт на модернизацию 51 истребителя Mirage 2000. Первые две машины были приобретены ИВВС в апреле 2015 года. Модернизация позволяет продлить срок службы самолета примерно еще на 20 лет, повысив общие возможности за счет современной авионики, вооружения и комплектов самозащиты. Контракт был подписан с французскими компаниями Thales Systemes Aeroportes и Dassault Aviation. Начальная модернизация была проведена в соответствии с графиком.

Следующая модернизация парка истребителей Mirage 2000 будет выполняться на заводе HAL в Бангалоре с задержкой примерно два года. Модернизация первой партии самолетов Mirage 2000 была завершена, письмо о ее приемке было подписано штабом ВВС в марте 2018 года. ИВВС ждут теперь сертификат на полную боевую готовность от Центра оценки и сертификации лётной годности военных летательных аппаратов (CEMILAC).

Программа интеграции вооружения по существующим самолетам СУ-З0 МКИ также выполняется компанией HAL. ИВВС успешно провели испытания по отделению от самолета ракеты BrahMos-A и ракеты класса «воздух-воздух» Astra для поражения воздушных целей за пределами дальности визуальной видимости.

В компании HAL подтвердили, что 44 истребители Су-30 МКИ будут модернизированы индийскими, российскими и западными системами. Основные системы, планируемые к модернизации, включают: радар, систему управления вооружением, бортовой компьютер и комплект связи.

Кроме того, на Су-30МКИ будут установлены ракеты пяти типов. Этот проект обсуждается Минобороны, ИВВС и российскими представителями. Недавние исследования показали, что принятие на вооружение BrahMos NG (облегченный вариант BrahMos-A) позволило бы истребителю Су-30 МКИ нести три ракеты вместо одной BrahMos-A. Компания HAL также намерена поставить в ИВВС последние 19 самолетов Су-30 МКИ.

Тем временем, министерство обороны заключило контракт с компанией MBDA по интеграции ракеты «воздух-воздух» ASRAAM (Advanced Short Range Air-to-Air Missile) в истребитель Jaguar. Представитель MBDA сообщил, что контракт был подписан в 2015 году и поставки начались в 2017 году. Подобная же программа с MBDA по закупке ракеты «воздух-воздух» MICA (missile d’interception, de combat et d’autodefense) реализуется для самолета Mirage 2000H.

Также продолжается разработка компанией HAL базового учебного самолета НТТ-40 (Hindustan Turbo Trainer). Свой второй полет в мае 2017 года он совершил спустя год после первого полета. Второй опытный образец находился в воздухе около часа, достигнув высоты 6000 метров и максимальной скорости 350 км/ч, при этом выполняя различные маневры.

ИВВС необходимо порядка 110 средних многоцелевых боевых самолета для выполнения текущих обязательств. Такие компании как Dassault, Lockheed Martin, Airbus, Boeing, Saab и Eurofighter пытаются сотрудничать с частными индийскими компаниями с тем, чтобы попасть в программу производства нового истребителя в рамках инициативы «Делай в Индии».

Расправляя крылья. Индийские ВВС стремятся не отстать от соседей

Су-30 МКИ является флагманским боевым самолетом ИВВС, которые собираются повысить его возможности в рамках обсуждаемой на данный момент программы модернизации вооружений

Вертолеты

Вертолеты в ИВВС выполняют различные задачи, например, борьба с танками, разведка, наблюдение, обеспечение связи, спасение, поддержка специальных сил, логистика, перевозка ВИП-персон и работа на гражданские структуры.

Учитывая устаревшие вертолеты Ми-17, вывод из эксплуатации многоцелевых Ми-8 вертолетов с декабря 2017 года, а также решение по приостановке разборки устаревших вертолетов Cheetah и Chetak для ремонта оставшихся машин, может означать, что ИВВС потребуется порядка 200 легких и средних многоцелевых вертолетов.

Индия закупает 22 вертолета АН-64Е Apache, поставки которых начались в 2018 году. АН-64Е заменит российские ударные вертолеты Ми-35. Хотя характеристики обоих вертолетов примерно одинаковые, более высокий практический потолок и дальность полета АН-64Е могут обеспечить большую оперативную гибкость в более широких условиях эксплуатации. Контракт, подписанный в июле 2018 года по вертолетам АН-64Е включал радары управления огнем, а также вооружение «воздух-воздух» и «воздух-поверхность».

Закупка 15 тяжелых транспортных вертолетов CH-47F Chinook на замену российских Ми-26 должна состояться в 2019 году. Вертолеты Chinook позволят ИВВС расширить зону действия за счет увеличения дальности полета, а также упростить работу в гористой местности. Вертолет Chinook может и не соответствует Ми-26 касательно мощности, размеров, полезной грузоподъемности и высоты полета, но он может перевозиться в военно-транспортном самолете С-17 Globemaster III, что повышает гибкость проведения таких, например, операций, как штурмовые, переброска войск, логистические, воздушный бой, наблюдение и специальные операции.

Помимо двух американских программ Индия также сотрудничает с Россией по закупке и производству разведывательного вертолета Ка-226Т. Понятно, что из 200 вертолетов для индийских вооруженных сил 64 машины предназначены для эксплуатации в ИВВС. Первые 60 вертолетов будут изготовлены в России, а оставшиеся машины будут собираться на заводе компании HAL. Этот легкий многоцелевой вертолет с двумя двигателями мог бы заменить Ми-8 и при этом расширить возможности ИВВС, поскольку конструкция Ка-226Т позволяет устанавливать взаимозаменяемые функциональные модули. Они позволяют легко менять назначение вертолета, например, от транспортировки грузов и людей и до медицинской эвакуации. Он также может нести легкое вооружение.

HAL также ведет разработку Dhruv Mk IV — вооруженного варианта легкого ударного вертолета Dhruv LCH (light combat helicopter). Четыре подобных вертолета находятся на этапе испытаний, а Центр CEMILAC одобрил базовый вариант. LCH получил сертификат на начальную эксплуатационную готовность в конце 2018 года. В марте 2017 года на авиабазе Калайкунда прототип LCH успешно прошел огневые испытания с 20-мм пушкой.

Компания HAL также разрабатывает и производит однодвигательный легкий многоцелевой вертолет LUH (light utility helicopter) на замену устаревшим машинам Cheetah и Chetak.

Второй прототип LUH совершил свой первый полет в мае 2017 года на вертолетном комплексе компании HAL. Из недавних обновлений можно сделать вывод, что HAL работает над снижением массы вертолета с целью перевести его из средней категории в легкую. Как ожидается, вертолет LUH, так же как и Chetak, будет выполнять задачи по борьбе с бронетехникой.

Что касается беспилотных систем, то ИВВС необходимо порядка 400 БЛА для ударных и разведывательных задач, а также задач управления. Военно-воздушные силы стремятся закупать мини, малые и средние беспилотники у местных производителей, в то время как средневысотные и высотные аппараты с большой продолжительностью полета приобретаются у зарубежных компаний.

Расправляя крылья. Индийские ВВС стремятся не отстать от соседей

ИВВС выбрали вертолет CH-47F Chinook для замены российского Ми-26. Несмотря на то, что Chinook имеет меньшую грузоподъемность, чем российская машина, он является более универсальной платформой, которая может повысить оперативные возможности в удаленных и гористых приграничных районах

ИВВС необходимо укреплять свои силы с целью сохранения многозадачных возможностей, включая воздушный бой, атаку наземных целей, разведку, радиоэлектронную борьбу и дозаправку в воздухе. В своем нынешнем состоянии ИВВС будет сложно поддерживать безопасность на своих рубежах, граничащих с семью странами, включая границы с Китаем и Пакистаном.

Потенциал ИВВС снижается во всем диапазоне пилотируемых и беспилотных платформ самолетного и вертолетного типов. Эффективность боевой, транспортной и учебной авиации может повыситься, если правительство примет решение о закупках в течение года-двух. За счет развития беспилотных систем ИВВС могут сохранить необходимые возможности, в том числе разведывательные и оперативного управления. Хотя Индия намерена приобрести около 110 боевых самолетов и такое же количество многозадачных вертолетов, этого может не хватить для поддержания баланса с Китаем и Пакистаном, авиация которых развивается более быстрыми темпами.

Исходя из анализа текущих программ и задержек в закупках новых/модернизированных летательных аппаратов, можно сделать вывод о том, что ИВВС могут нуждаться в закупке систем напрямую у иностранных поставщиков или у совместных предприятий с участием индийского капитала.

Стоимость закупок может повыситься из-за инициативы «Делай в Индии» или стратегического сотрудничества, поскольку стоимость передачи технологий достаточно высока. Вместо этого Индии предпочтительнее было бы выбрать сборку, обслуживание и послепродажную поддержку индийскими компаниями, а не полноценное производство.

Списание HJT-36, неопределенность с программой FGFA и остановка в ближайшем будущем программ Tejas и Hawk не добавляют оптимизма. Индия будет остро нуждаться в многоцелевых истребителях и средних реактивных учебных самолетах.

Закупаемые самолеты и вертолеты должны быть отобраны для таких задач, как удержание превосходства в воздухе, противовоздушная оборона, борьба с наземными целями, РЭБ, разведка и боевые действия на море.

Анализ этих потребностей показывает, что самолеты F-16 Fighting Falcon и Gripen могут претендовать на решения по однодвигательному боевому самолету, а F/A-18E/F Super Hornet, МиГ-35, Typhoon и Rafale могут стать претендентами на двухдвигательный боевой самолет.

Автор:
Николай Антонов


Добавить комментарий

© 2024 Advert Journal
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru