Лидер ФНПР потребовал вернуть обязательные индексации зарплат работающих стариков
С резкой критикой повышения пенсионного возраста в России выступила Федерация независимых профсоюзов (ФНПР) — крупнейшая профсоюзная ассоциация в страны. Итогом могут стать некоторые послабления пенсионной реформы.
По словам главы ФНПР Михаила Шмакова, профсоюзы считают необходимым «вернуться к вопросам индексации пенсий, снятия ограничений при формировании пенсионных прав для работающих пенсионеров». В результате этих дискриминационных решений рынок уже лишился миллионов рабочих рук. А социальный бюджет — миллиардов рублей, пояснил профлидер.
Кроме того, Шмаков выступил резко против внедрения системы индивидуального пенсионного капитала (ИПК) на принципах автоподписки. ИПК должен быть добровольным — по личному заявлению работника. «Мы не можем допустить снова вовлечения работников в непрозрачные, сомнительные схемы», — декларировал профлидер.
Требованиями, касающимися пенсионной реформы профсоюзы не ограничились. Так, ФНПР настаивает на освобождении от подоходного налога (нулевая ставка НДФЛ) тех, чьи доходы ниже прожиточного минимума. «У бедных есть расходы, а не доходы. Если богатые не хотят социального взрыва, пусть платят», — безапелляционно заявил Шмаков.
Еще одно интересное требование: установить в Трудовом кодексе РФ норму о ежегодной индексации заработной платы в соответствии с прогнозом индекса потребительских цен. Причем, для работников всех предприятий независимо от формы собственности. Сейчас такого нет даже для бюджетников, снова «лягнул» правительство глава федерации.
И в завершении прозвучало буквально революционное предложение — об увеличении МРОТ до 25−27 тысяч рублей. МРОТ должна соответствовать минимальному потребительскому бюджету (МПБ), а не прожиточному минимуму, как сейчас, уверены в ФНПР.
Методика МПБ разработана профсоюзами еще в 2011 году. Этот вопрос уже внесен в Генеральное соглашение федерации на 2018−2020 годы.
Удивительно, но со стороны правительства наблюдается некое движение навстречу. Так, присутствовавшая на съезде ФНПР вице-премьер Татьяна Голикова анонсировала пересмотр потребительской корзины с 2021 года. Тогда же, по ее словам, возможен и пересмотр МРОТ, и индексация зарплат бюджетников.
Звучит обнадеживающе. Главное — чтобы не обманули.
Останутся ли предложения ФНПР благими пожеланиями или воплотятся в реальность — покажет время. Что важно: не исключено, что они сделаны «с подачи» президента РФ. Ведь в феврале Владимир Путин встречался со Шмаковым. Реакция властей на инициативу масс — традиционный в России способ внедрения социально-экономических новаций.
Одна из резолюций съезда была направлена против «карманных» профсоюзов. Очевидно — против тех, кто играет на стороне работодателя и государства. Надо сказать: это заявление выглядит неоднозначно. Ведь в чрезмерной связи с Кремлем нередко и не без оснований часто упрекают саму ФНПР. Парадокс, но возможно, теперь эта связь окажется выгодной миллионам обобранных пенсионной реформой россиян.
Чуть подробнее об свежих инициативах профсоюзов «СП» рассказал секретарь ФНПР, главный редактор газеты «Солидарность» Александр Шершуков.
— Пенсия сейчас в нашей стране, независимо от пенсионного возраста, — относительно небольшая. И не соответствует требованиям конвенции МОТ, которой установлена нижняя планка в 40 процентов от заработка. В России выплаты существенно меньше. Поэтому многие люди в старости просто вынуждены работать. Чтобы элементарно выживать.
«СП»: — Еще у вас интересная инициатива с отменой НДФЛ для бедных. Но ведь у нас никто не получает меньше прожиточного минимума? МРОТ же недавно установили на уровне ПМ?
— Да, но это если работник находится на полной ставке. А если его перевели на полставки, то ему могут платить и меньше МРОТ.
Эта та же история, что и с «играми» власти вокруг майских указов и повышения зарплат бюджетникам. За счет чего регионы начали их выполнять? За счет «игр» со статистикой. И за счет того, что стали учитывать и тех, кто оформлен не только на ставку, но и на полторы-две.
Сейчас чтобы выйти из-под контроля ограничителя — МРОТ на уровне ПМ — начали платить по полставки, оставляя прежний объем работы. Это — проблема. Хотя и касается, в основном, только низкооплачиваемых работников.
«СП»: — Даже нынешнюю куцую МРОТ могут де-факто не платить. Очевидно, повысить МРОТ до 25−27 тысяч рублей, как вы предлагаете, вообще нереалистично…
— Это нереалистично только в контексте той финансово-экономической политики, которую сейчас проводит правительство. Если профицит бюджета откладывать в финансовые резервы, а не стимулировать реальный сектор экономики, создание рабочих мест и (как следствие) — рост доходов граждан, то конечно таких результатов не добиться.
«СП»: — Есть мнение, что финансово-экономический блок правительства буквально саботирует развитие страны, держит экономику на голодном финансовом пайке.
— Среди национальных проектов, которые сейчас пытаются запустить, проект повышения производительности труда и создания новых рабочих мест финансируется в наименьшей степени. Более того, по оценке Счетной палаты деньги на него даже не начали расходовать. Это показатель приоритетов, которые выстраивает правительство. Для достижения нижней планки доходов в 25 тысяч рублей необходимо их изменение.
Доцент кафедры экономики труда СпбГЭУ Андрей Песоцкий отмечает полезность предложений ФНПР, критикуя при этом саму федерацию:
— С профсоюзами в России сложилась парадоксальная ситуация. Формально в них десятки миллионов человек. Однако в общественной жизни России профсоюзы совсем незаметны. Не в последнюю очередь — оттого, что «официальные» российские профсоюзы представлены ФНПР — бюрократическим «динозавром из СССР во главе с Михаилом Шмаковым. Удерживающим лидерство в этой организации с «раннеельцинских» времен.
Если в Индии профсоюзы разом выводят на улицы городов по миллиону человек под красными знаменами, то у нас «официальные» профсоюзы давно срослись с государством.
«СП»: — Если ФНПР, имеющая разветвленную региональную сеть и 20 млн членов, хоть на этот раз сможет добиться пользы для людей — это наверное не так уж плохо?
— ФНПР часто создает информационные поводы, чтобы периодически напоминать о себе. Причем — подчас это вполне содержательная повестка.
Господин Шмаков не впервой выполняет роль своеобразного советника «императора», предлагая ему назревшие решения «от имени народа». Которые Владимир Владимирович может в той или иной степени одобрить. В этой плоскости, если смотреть по существу, инициативы Михаила Шмакова заслуживают поддержки: проблема старости в России — острейшая. У нас бедная, позорная старость.
Поэтому видится разумной инициативы ФНПР по введению индексации пенсий для работающих пенсионеров.
«СП»: — Там есть и другие предложения.
— Еще одна инициатива ФНПР, направленная не только в отношении пенсионеров — снижение ставки НДФЛ на доходы ниже прожиточного минимума. Тоже вполне разумная мера. Однако против выступает правительство, озабоченное наполнением бюджетов субъектов РФ (а этот налог поступает почти полностью именно в региональные бюджеты). И тем, что создается прецедент отхода от «плоской» шкалы налогообложения (равные налоги и для бедных, и для богатых). Которой российская власть старается избежать.
Схожее мнение об освобождении бедных от НДФЛ высказал и руководитель налоговой практики юридической компании BMS Law Firm Денис Зайцев:
— Такое требование не будет выполнено. Налог поступает в региональный и местный бюджеты. Это выпадающие доходы субъектов и местных администраций. Соответственно, отказ от налога в какой-либо части приведет к «обеднению», в первую очередь, регионов и местных администраций.
С подобной инициативой уже обращались депутаты Государственной думы. Однако тот законопроект был отклонен. Обеспечить же ФНПР такое требование, не являясь субъектом законодательной инициативы», ещё сложнее.