Споры вокруг закона о повышении возраста выхода на пенсию не утихают который месяц. Многие надеялись, что президент страны не утвердит реформу, но в октябре Владимир Путин всё-таки подписал федеральный закон. Выходить на пенсию россияне теперь будут на 5 лет позже, чем было до этого: женщины — в 60 лет, мужчины — в 65.
Главные проблемы пенсионной реформы
1. Людей лишили выбора. Раньше они могли сами выбирать, уходить на пенсию или продолжать работать. Сейчас всем в обязательном порядке продлили срок обязательного труда. При этом нет «подушки безопасности» для людей, которые по старым правилам должны были выйти на пенсию, а по новым — нет. Их просто поставили в другие условия — и всё.
— На Западе, когда проходило повышение пенсионного возраста, были продуманы меры социальной поддержки для людей, попавших в переходный период. То есть для тех, кто должен был выйти на пенсию в определенном возрасте, и срок вдруг сдвинулся, — прокомментировала Елена Здравомыслова, профессор факультета социологии и философии Европейского университета в Санкт-Петербурге.
2. Размеры пенсий у разных категорий очень сильно отличаются. Лишь малая часть имеет право на какие-то привилегии. И если про льготы для работающих на Севере и военных всем известно, то про выплаты чиновникам обычно умалчивают.
— Например, в Перми есть нормативный муниципальный акт: если человек проработал чиновником десять лет (в любой должности, просто был муниципальным служащим), то он потом до конца жизни ежемесячно получает доплату до трех четвертых своей зарплаты, — рассказала депутат гордумы Надежда Агишева. — То есть, если он получал 40 тысяч, а социальную пенсию назначили в размере 20 тысяч, то еще 10 тысяч он каждый месяц получает. Для Перми цена вопроса — 100 миллионов. Такую сумму городской бюджет тратит на доплаты ежегодно.
3. Уровень общественного контроля в сфере пенсионного обеспечения низкий. У людей разного возраста, к примеру, масса вопросов о том, что происходит с накопительной частью пенсии.
4. Для людей предпенсионного возраста не продумана система перевода на более легкий труд. Для беременных или получивших травму такая норма закреплена в законе, для людей старшего возраста — нет. Работодатель по своему усмотрению может облегчить условия работы. Но точно так же при этом он может существенно снизить оплату.
5. Людям предпенсионного возраста сложнее переучиваться. Многие были бы не против получить новую профессию. Но возможностей это сделать у людей в возрасте почти нет.
6. Из-за изменений законодательства возможно демпингование зарплат, то есть их искусственное занижение. С повышением пенсионного возраста растет нагрузка на рынок труда: работающих людей становится больше. Работодателям легко сыграть на страхе потерять работу у людей за 50, не попадающих под закон о запрете увольнения, и ухудшить им условия оплаты.
7. Молодежи будет сложнее устроиться на работу. Пункт вытекает из предыдущего: пока старшее поколение держится за рабочие места, что делать молодым? Сидеть на шее у старших родственников?
8. Изменится структура семейной взаимопомощи. Нынешние бабушки и дедушки могут сидеть с внуками или, если они подрабатывают на пенсии, помогать детям финансово. Повышение пенсионного возраста лишает обоих вариантов помощи.
— В частности, это актуально для малых территорий, где пенсии и детские пособия — часто единственные «живые» деньги в семье. Особенно для тех, кто ведет натуральное хозяйство, — отметила во время обсуждения Надежда Нартова, научный сотрудник Центра молодежных исследований НИУ ВШЭ (Санкт-Петербург).
9. Продолжительность жизни растет, а качество — нет. Долгие годы — совсем не обязательно здоровые годы. Все знают и про очереди в поликлиниках, и про сложности с получением рецептов. Но проблема шире: отсутствие лифтов и пандусов лишает многих пожилых возможности просто выйти на улицу. В результате они годами сидят дома. Социальная смерть наступает раньше физической. Если раньше пожилым помогали их дети, только-только вышедшие на пенсию (женщины — в 55 лет), то сейчас срок такой помощи отодвинулся на пять лет. Либо кому-то из родственников среднего возраста приходится бросать работу, чтобы ухаживать за пожилыми.
10. Нет практически никакой поддержки семей, члены которых ухаживают за очень пожилыми родственниками. Людям за 70 нередко требуется постоянный уход. А полноценных государственных институтов, готовых помочь, нет. Как нет и законов о поддержке семей с пожилыми. Особенно хорошо это видно при сравнении ситуации с поддержкой молодых семей с маленькими детьми (для них предусмотрены выплаты, детские сады и пр.).