Сайт о рекламе, экономике, событиях
Специалисты РГО завершают исследования на острове Гогланд.
За спиной почти полтора месяца работы, но несмотря на то, что июль считается золотым сезоном для работы на острове, погодные условия скорректировали планы ученых.
За минувший месяц рабочих дней у ученых выдалось всего несколько. Но и за это время им удалось обнаружить уникальные находки, которые достойны стать музейными экспонатами.
Гогланд не зря называют островом затонувших кораблей. И разгадывать подводные тайны наверняка будут еще несколько поколений. Это своего рода Мекка для археологов и историков.
Комплексная подводная экспедиция началась 25 июня и продлится до 10 августа. Что уже нашли ученые? На дно Финского залива вместе с исследователями спустился и корреспондент телеканала «Санкт-Петербург» Артем Шарипов.
Всего каких-то пять километров до границы — некогда многолюдный курорт, — конечно, финский, — сегодня — почти необитаемый остров. На Гогланде одна российская военно-морская база и тринадцать местных жителей. Им не скучно. Напротив, жить непредсказуемо интересно.
МИХАИЛ АВДЕЕВ,техник-метеоролог: «Обычно море выносит гильзы, остатки кораблей. Я находил гильзы».
Гильзы — самая безопасная часть находок. В лагере Русского географического общества не разводят костры, пока не проведут по земле металлоискателем — боятся тяжелых снарядов и пуль. Хотя они могут попасться не только в земле. На Гогланде они могут быть где угодно.
ЕГОР СУХОТСКИЙ,матрос: «Рубил дрова. Увидел пулю, которая полностью заросла».
Великая Отечественная война на острове закончилась будто вчера. Ее следы заметны даже непрофессиональному взгляду. В лесу стоят деревья, изуродованные осколками, видна колючая проволока — ржавая, она спокойно лежит на пляже. Находки называют эхом войны. Но она — лишь часть богатой истории Гогланда.
АРТЕМ ШАРИПОВ,корреспондент: «Если бы Гогланду посвятили серию марок, изобразили бы на них, конечно, это судно — «Академик Демин». Он оторвался от буксира, когда его тащили на утилизацию в Прибалтику. Символично, что покой судно нашло на острове, акваторию которого называют кладбищем кораблей. Прекрасный вид. Он в полной мере передает суть и настроение Гогланда».
Если «Академика Демина» и столбы Струве рядовому туристу все-таки можно посмотреть, если очень постараться и как-нибудь доехать до Гогланда, то тайны Балтийского моря от него скрыты навсегда. Именно вода хранит настоящие секреты. Их разгадывают постепенно подводные археологи.
АРТЕМ ШАРИПОВ,корреспондент: «Известно о нескольких десятках кораблей, которые утонули вблизи острова Гогланд. Большинство из них при помощи новой техники начали совсем недавно изучать. Сейчас мы спускаемся к Британскому судну «Кеч», которое лежит на глубине 60 метров. И увидеть его можно только при помощи этого современного глубоководного аппарата».
Аппарат ласково называют «Апельсинкой» за цвет и форму, хотя назвать машину можно было бы, скажем, «люстрой». Именно как люстра работает «Апельсинка» на темном морском дне. Только ее мощные лампы справляются с мутной водой Балтики. В их свете заметны тарелки и чашки, с британского судна, фарфоррвые и фаянсовые. Прекрасно, кстати, сохранившиеся. Ощущение, будто их еще вчера купили в магазине.
Посуда не только красива, она еще удобна, сразу видно, графин для людей делали, горлышко рельефно, удобно держать и наливать. Большая часть имеет штамп с датой 1856 год, как раз когда кончилась Крымская война. Удивительно, что люди, причастные к таким творениям, были озабочены наживой и хотели доставить в Петербург неподъемное количество товаров.
СЕРГЕЙ ФОКИН, исполнительный директор центра подводных исследований РГО: «Посуда стояла на палубе. За все годы они пытались отыграться, упущенную выгоды возместить!»
Именно этим можно объяснить то, с какой скоростью «Кеч» пошел ко дну.
Здесь что не год, то находка. Например, линейный корабль «Лефорт» — тоже важное для истории судно. Во время крушения погибли около тысячи человек. На борту были женщины и дети.
АНДРЕЙ ЛУКОШКОВ,директор по научной работе центра подводных исследований: «Объект в хорошем состоянии, но представьте там палубы скелетами завалены. Мы оттуда ничего и не поднимали, могила и могила».
«Лефорт» навсегда останется лежать на дне Балтийского моря в акватории острова Гонланд. О других кораблях говорят, что место им в музеях. Когда-нибудь некоторые из них обязательно поднимут и поставят на берегу. Для таких экспонатов хотят обустроить в Кронштадте Петровский док. Хорошая идея, а то как-то неправильно получается, что такое «золото» видят только избранные.
Читайте нас в «Яндекс.Дзене».
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
© 2024 Advert Journal Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru
Хотите получать обновления?
Подпишитесь, чтобы не пропустить новые публикации