В московском аэропорту Шереметьево при аварийной посадке сгорел самолет Sukhoi Superjet 100 компании «Аэрофлот». Погиб 41 человек. МГ приводит основные версии развития событий и причин крушения лайнера.
Самолет Sukhoi Superjet 100 (SSJ100) авиакомпании «Аэрофлот» 5 мая в 18:02 вылетел из московского аэропорта Шереметьево в Мурманск. Но через 28 минут вернулся в аэропорт и совершил аварийную посадку, в ходе которой лайнер загорелся. В пожаре погиб 41 человек из 78 находившихся на борту.
Следственный комитет России (СКР) возбудил уголовное дело по этому факту: часть 3 статьи 263 Уголовного кодекса РФ — «нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц». В качестве основных официальных версий причин трагедии СКР называет недостаточную квалификацию пилотов и диспетчеров; техническую неисправность судна; неблагоприятные погодные условия. У экспертов другие варианты.
- Sukhoi Superjet 100 — ближнемагистральный узкофюзеляжный пассажирский самолет, разработанный в России, производится АО «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС). ГСС входит в холдинг «Сухой», в котором 82,1% принадлежит ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация», 17,3% — «Внешэкономбанку», остальное у миноритариев.
- Самолет «Мустай Карим» (назван в честь башкирского поэта) с бортовым номером RA-89098, потерпевший аварию в Шереметьево, летает с 21 июня 2017 года, 28 сентября его получил «Аэрофлот», с тех пор машина совершила 1525 рейсов, налетав 3183 часа. Каталожная цена лайнера — $35 млн.
Aeroflot flight #SU1492 squawked 7700 (emergency) and returned back to Sheremetyevo Airport in Moscowhttps://t.co/mX6VN5WwwC pic.twitter.com/OZHGEiTeYz
— Flightradar24 (@flightradar24) May 5, 2019
Пожар
По разным версиям, «Мустай Карим» загорелся либо в воздухе, либо при соприкосновении с посадочной полосой. На многочисленных видео, снятых очевидцами события и выложенных в интернет, видно, как SSJ100 странно прыгает по полосе. Пилоты, управлявшие самолетом, утверждают, что в воздухе возгорания не было, а возникло оно из-за жесткой посадки: якобы поврежденная стойка шасси пробила топливный бак, из-за чего вспыхнул огонь.
Еще в полете на борту было отключено электричество, экипаж утратил радиосвязь. Некоторое время пилоты общались с диспетчером по резервному каналу, но позже он тоже перестал работать. Во время посадки разрушилась хвостовая часть самолета, часть топлива разлилась и горела на взлетной полосе.
Эвакуация пассажиров длилась всего 55 секунд при нормативе 90 секунд.
Самолет потушили за 20 минут. От него осталась только передняя часть фюзеляжа, лайнер восстановлению не подлежит.
Горящий «Суперджет» несётся по полосе в аэропорту «Шереметьево». На борту десятки пассажиров. pic.twitter.com/0yVQ0jsZkn
— baza (@bazabazon) May 5, 2019
Премьер-министр Дмитрий Медведев поручил создать специальную комиссию для расследования обстоятельств инцидента.
Официальный представитель Кремля Дмитрий Песков сообщил, что президенту Владимиру Путину уже доложили о катастрофе. По его словам, глава государства распорядился оказать помощь всем нуждающимся.
Аэропорт Шереметьево работает в ограниченном режиме, большинство рейсов вылетают с задержкой. В Мурманской области объявлен трехдневный траур — с 6-го по 8 мая.
Видео с камер Шереметьево: "Суперджет" на большой скорости ударяется о полосу, подскакивает, после чего бьётся ещё раз и загорается. pic.twitter.com/zAncjmzBg5
— baza (@bazabazon) May 5, 2019
Версии причин катастрофы
- Версия 1. Попадание постороннего предмета в двигатель
Одна из распространенных причин аварий в авиации. В двигатели могут попасть птицы, металлические предметы (болты, гайки и т.д.) и даже животные, находящиеся на взлетно-посадочной полосе. Предмет становится причиной разрушения компрессора и, как следствие, пожара. Например, 20 апреля 2019 года самолет «Аэрофлота» не смог вовремя совершить посадку в Пулково из-за лисы, заснувшей на взлетной полосе. Зверя вовремя заметили сотрудники аэропорта, лайнер отправили на второй круг, а лису прогнали.
Однако такие инциденты чаще случаются при посадке, а не взлете. Причина в том, что во время посадки самолет тормозит, переводя двигатели в режим реверса, то есть обратной тяги, и они действуют как мощнейшие пылесосы, втягивая в себя все попадающиеся на пути предметы, поясняет заслуженный пилот России Вадим Базыкин. На взлете такое маловероятно, а вот как причина возникновения пожара у SSJ100 — вполне.
- Версия 2. Попадание в самолет молнии
Источник «Интерфакса» сообщает, что на высоте 2 км экипаж самолета подал сигнал бедствия: в него попала молния, из-за чего вышла из строя электроника, в том числе радиосвязь.
Авиаэксперт Вадим Лукашевич в интервью РИА «Новости» опроверг эту версию: все самолеты оснащены защитными системами от молний. Молнии часто попадают в самолеты, но ни пилоты, ни пассажиры не ощущают этих помех, если системы защиты работают правильно. «Возможен выход из строя каких-то приборов, но это не катастрофа», — поясняет Лукашевич. Причиной возгорания молния тоже быть не может, утверждает он, так как при попадании молнии в двигатель должна сработать система пожаротушения. Вот если она не сработала и произошло короткое замыкание в электросистемах лайнера, то мог возникнуть пожар, и экипаж был вынужден совершить экстренную посадку, отмечает Лукашевич.
- Версия 3. Ошибка пилотирования
Самолетом «Аэрофлота» управлял командир судна Денис Евдокимов, у которого достаточный опыт управления — 6800 часов налета, в том числе 1400 часов — на лайнерах SSJ100, утверждают в авиакомпании, исключая версию об ошибке пилота.
Сам Евдокимов говорит, что в самолет попала молния, на борту выключилась радиосвязь, стало «глючить оборудование», из-за чего он принял решение об аварийной посадке. Скорость при посадке была нормальная, утверждает пилот.
В его показаниях усомнился независимый технический эксперт, член Ассоциации технических экспертов России Юрий Антипов в беседе с изданием «Царьград». Антипов считает, что причиной пожара могла стать жесткая посадка и поломка шасси. Но жесткой посадки можно было бы избежать, если, как говорит пилот, самолет садился на нормальной скорости.
- Версия 4. Конструктивные погрешности самолета Sukhoi Superjet 100
Возможно, из-за сбоев в работе систем самолета экипаж не смог выполнить все полагающиеся процедуры для предотвращения возгорания, предполагает в интервью «Коммерсанту» летчик-инструктор первого класса, мастер спорта по высшему пилотажу на реактивных самолетах Андрей Красноперов. Например, лайнер не смог сбросить лишнее топливо. Самолет сажали с полными баками, хотя это категорически не рекомендуется, говорит он. Из-за превышения допустимой посадочной массы самолета стойка шасси могла не выдержать нагрузки и подломиться. «В таком случае утечка топлива почти неизбежна за счет деформации крыльев при ударе о полосу», — считает Красноперов.
«Для того чтобы сбрасывать топливо, должен быть нормальный полет, должны в штатном режиме работать двигатели, и, естественно, должны быть нормальные штилевые условия. В данной ситуации случилось что-то нестандартное, раз летчики пошли на экстренный вариант посадки», — отмечает эксперт.
Какие именно погрешности в конструкции самолета могли спровоцировать аварийную посадку, эксперты предполагать пока не берутся.
«Мустай Карим» и закрылки
С начала коммерческой эксплуатации SSJ100 (2011 год) произведено 186 самолетов. Из них в эксплуатации находятся 139 самолетов, в том числе 106 в России, 33 — за рубежом. Крупнейшие эксплуатанты — «Аэрофлот» (у него около 50 SSJ100), частная российская авиакомпания «Азимут» (ее флот полностью состоит из самолетов «Сухого») и мексиканская Interjet.
«Мустай Карим» произведен на заводе в Комсомольске-на-Амуре. На этом самолете уже случались неполадки, говорит источник «Коммерсанта». Например, в 2018 году «Мустай Карим» во время снижения не смог выпустить закрылки. Тогда аварии удалось избежать, самолет оставили в парке «Аэрофлота».
«Суперджеты» входят в число самых проблемных лайнеров в мире, «Аэрофлот» утверждает, что более половины технических инцидентов у авиакомпании связано именно с этими самолетами.
За время эксплуатации SSJ100 случилось несколько десятков таких инцидентов у разных компаний, в том числе с человеческими жертвами. В 2012 году в Индонезии во время демонстрационного полета самолет разбился, унеся жизни 45 человек. Официальная причина — ошибка пилотирования.
В 2015 году у SSJ100, принадлежащего «Аэрофлоту», оторвалась обшивка пилона левого двигателя, когда он летел из Москвы в Дрезден. Самолет совершил экстренную посадку в Шереметьево. Никто не пострадал. В 2013-м в Рейкьявике SSJ100 приземлился с убранным шасси, у самолета был поврежден правый двигатель. Лайнер отремонтировали и снова отправили летать. В марте 2019 года у SSJ100, летевшего из Москвы в Салоники, треснуло лобовое стекло, он вернулся в Шереметьево. Воздушные суда производства «Сухого» снимали с рейсов из-за сбоев в системе кондиционирования, в работе механизации крыла, датчика герметизации салона, работе двигателей и т.д.
Иностранные авиакомпании не хотят покупать российский самолет, а некоторые, собиравшиеся их приобрести, отказываются от этих намерений — как, например, ирландская CityJet. В конце марта 2019 года СМИ со ссылкой на источники сообщили, что мексиканская компания InterJet тоже намерена отказаться от покупки восьми Sukhoi Superjet 100.
Одна из причин слабой популярности продукции «Сухого» — неважный сервис и дефицит запчастей, говорят эксперты. Эксплуатанты SSJ100 часто вынуждены использовать имеющиеся у них самолеты в качестве доноров деталей для других судов этого типа. Детали для Airbus и Boeing можно заказать и получить в любой точке мира за несколько часов, а для SSJ100 их ждут месяцами. Запчасти для российского самолета производятся в крайне ограниченном количестве из-за очень небольшого спроса на SSJ10, поясняют эксперты.
SSJ100 — очень «сырая» модель, из-за частых поломок и отсутствия запчастей самолеты больше времени проводят на земле, чем в воздухе, и использование этих воздушных судов убыточно для авиакомпаний, не раз заявляли эксперты в СМИ.
Они предполагают, что до выяснения причин аварии «Мустая Карима» и анализа конструктивных проблем SSJ100 самолеты этого типа нужно снять с эксплуатации, как это произошло с судами Boeing 737 MAX после двух авиакатастроф — осенью 2018-го и в марте 2019 года.