Фото: globallookpress.com
Глава Турции Реджеп Тайип Эрдоган ответил на новый ультиматум США по С-400. Он предложил одуматься, пока не поздно, иначе 10-миллиардной сделке с Boeing конец. В это время Россия сообщила о намерении расширить контракты с Турцией по авиации и ПВО. Не исключено, что Анкаре удастся продать не только Су-57, но и авиалайнеры SSJ100 и МС21.
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что надеется на здравомыслие США в вопросе поставок российских зенитных ракетных систем С-400 Анкаре. Также он мягко намекнул, что если Вашингтон не одумается, то могут пострадать американские компании.
Что произошло
Сенатор США Линдси Грэм пообещал Турции санкционный иммунитет, если страна не будет вводить в строй российские системы ПРО С-400. А чтобы подсластить пилюлю, американский политик также пообещал Анкаре возвращение к переговорам о свободной торговле.
«Моё предложение для Турции было таким: забудем о С-400 и начнём переговоры по соглашению о свободной торговле», — сказал он.
В ответ президент Турции заявил, что надеется на здравомыслие США в вопросе с С-400. А если Вашингтон продолжит в том же духе, то под угрозой могут оказаться контракты Анкары с американскими компаниями. Например, Турция может пересмотреть покупку у компании Boeing 100 пассажирских самолетов за 10 миллиардов доларов.
«Мы хорошие покупатели. Но если так пойдет и дальше, нам придется пересмотреть этот вопрос», — сказал Эрдоган.
С чего всё началось
Разлад между Анкарой и Вашингтоном начался ещё летом 2016 года после попытки военного госпереворота в Турции. После того как заговорщики были побеждены, Эрдоган потребовал от США выдать ему стоявшего за попыткой госпереворота проповедника Фетхуллаха Гюлена, но получил отказ.
Вскоре после этого произошло сближение Турции с Россией, которая сразу выступила против заговорщиков и помогла Эрдогану сохранить жизнь и власть. Был заключен контракт на покупку российских ЗРК С-400, что вызвало жуткое недовольство в Вашингтоне.
Последние два года США предпринимали различные попытки сорвать контракт. Вначале Вашингтон всячески задабривал Анкару предложениями о выгодных сделках. Затем США перешли к прямым угрозам. Однако ни первое, ни второе не повлияло на решение Турции о покупке российских С-400 вместо американских ЗРК Patriot.
Месть США
На минувшей неделе российские самолеты доставили в Турцию первые С-400, что окончательно вывело Вашингтон из себя. Президент США Дональд Трамп собрал совещание с сенаторами-республиканцами, на котором обсуждалась месть Турции за излишнее своеволие.
В качестве основной меры было предложено запретить продажу Анкаре американских истребителей F-35, в проект создания которых Турция вложила немалые средства. В ответ на это турецкие власти пригрозили Вашингтону, что если он это сделает, то с него потребуют значительную денежную компенсацию.
Также в США всерьёз обсуждают введение против Турции санкций, аналогичных тем, что были введены против России на волне истерии вокруг недоказанного «российского вмешательства» в американские выборы. Речь идет о законе «О противодействии врагам США при помощи санкций» (CAATSA), который хотят распространить на Турцию. То есть фактически Вашингтон планирует записать Анкару, члена НАТО, во враги США.
А что же Россия
Россия собирается расширить контракты с Турцией по авиации и ПВО. Рособоронэкспорт готов предложить президенту Турции расширение сотрудничества в сфере постройки самолётов, вертолётов и систем ПВО. Это связано с установлением «полного взаимного доверия» между Анкарой и Москвой, чему поспособствовали поставки С-400. В частности, Россия может продать Турции истребители пятого поколения Су-57 вместо американских F-35. Также не исключено, что вместо Boeing Турция купит у России SSJ100 и МС21.
Досье
Sukhoi Superjet 100 — российский ближнемагистральный узкофюзеляжный пассажирский самолёт, предназначенный для перевозки 98 пассажиров на дальность 3000 или 4600 км. Разработан компанией «Гражданские самолёты Сухого» при участии ряда иностранных компаний. Первый пассажирский самолёт, разработанный в России после распада СССР. Спроектирован только с применением цифровых технологий.
МС-21 («Магистральный самолёт XXI века») — российский среднемагистральный узкофюзеляжный пассажирский самолёт. Предполагается, что он составит конкуренцию китайскому самолёту Comac C919, а также авиалайнерам Boeing 737 MAX, Airbus A220 и Airbus A320neo. Первоначально предполагалось, что доля отечественных комплектующих для МС-21 составит 38%, однако правительство поставило задачу довести этот показатель до 97% к 2022 году, чтобы практически не зависеть от импортных поставок.