2 октября отмечается 3 православных церковных праздника. Перечень событий информирует о церковных праздниках, постах, днях почитания памяти святых. Список поможет узнать дату значимого религиозного события для православных христиан.
Церковные православные праздники 2 октября
Трофим и Зосима
Мучеников Трофима, Савватия и Доримедонта |
Считается днем памяти трех мучеников, пострадавших за веру в Христа в период правления римского императора Проба. |
Благоверных князей Феодора Ростиславича Черного, Смоленского, и чад его Давида и Константина, Ярославских чудотворцев | Приурочен князю Феодору Черному (внуку Владимира Мономаха) и его двум сыновьям. Их святые мощи покоятся в Феодоровском кафедральном соборе в г. Ярославле. |
Благоверного князя Игоря (во Святом Крещении Георгия) Черниговского и Киевского | Праздник в честь великого князя Игоря — сына Олега Святославича. Похоронен в Спасо-Преображенском соборе в Чернигове. |
2 октября отмечается 3 православных церковных праздника. Перечень событий информирует о церковных праздниках, постах, днях почитания памяти святых. Список поможет узнать дату значимого религиозного события для православных христиан.
Церковные православные праздники 2 октября
Трофим и Зосима
Мучеников Трофима, Савватия и Доримедонта.
Считается днем памяти трех мучеников, пострадавших за веру во Христа в период правления римского императора Проба.
Житие святого мученика Трофима приходилось на третий век нашей эры в период правления римского императора Проба. Во время странствия по Антиохи Трофим и его друг Савватий стали свидетелями проводимого в городе большого языческого праздника, на котором рекой лилось вино, повсюду царил разврат и бесчинства. Видя это моральное разложение горожан, святые Трофим и Савватий стали проповедовать о скорейшем покаянии для спасения души.
Стражники схватили проповедников и повели их на расправу к градоправителю. Языческие судьи учинили показательный суд над Трофимом и Савватием. Обвиняемым было предложено добровольно, во избежание мученической смерти отречься от христианского вероучения и принести жертвы в языческое капище. Святые Трофим и Савватий мужественно отказались от подобного богохульного предложения. Судьи приговорили их к жестоким пыткам. Во время истязания святой Савватий скончался. Трофима же погнали обутого в металлические сандалии с шипами внутри в город Синнад. Пешее мучение длилось три дня. Правитель Фригии Дионисий специально прибыл в Синнад для показательных мучений над святым мучеником. Дионисий вошел в историю как один из самых изощренных и безжалостных палачей. Он подверг святого Трофима немыслимым мучениям, пытаясь добиться от последнего отречься от Христа, но все было тщетно.
Трофима бросили в темницу умирать от полученных ран и увечий, после чего отрубили ему голову. Потому 2 октября (день памяти Трофима и Зосимы) он почитается как мученик.
О житии святого мученика Зосимы известно, что жил он в четвертом веке в Киликии. Дометиан, правитель Киликии, во время охоты в пустыне узрел, как какой-то старец ходит среди диких животных и беседует с ними, подобно с людьми. Когда же охотники попытались поохотиться на тех животных, то их ждала неудача. Звери разбежались. Тогда ловцы схватили старца и привели его к правителю, полагая, что поймали колдуна.
Дометина спросил, как зовут старца. Старец ответил, что его зовут Зосима и является он христианином. Зосиму отвели в город, где над святым мучеником учинили суд. Дометиан обвинил Зосиму в колдовстве и вопрошал, как ему удается общаться с животными как с людьми и почему он пустыне, а не в городе среди людей. Зосима отвечал, что он не может жить среди нечестивых язычников, оттого и пошел жить в пустыню среди зверей. Господь же наделил его даром понимать язык зверей.
Узнав о том, что Зосима восхваляет Господа, Дометиан повелел отправить святого Зосиму в Назарет в оковах, дабы учинить над ним казнь. В Назарете святого мученика подвесили вниз головой, к шее подвязали большой камень, а палачи принялись рвать его тело металлическими когтями. 2 октября (день памяти Трофима и Зосимы) его чтят как мученика.
После истязания Дометиан вновь стал допрашивать Зосиму, обвинять его в волшебстве. Зосима же вновь отвечал, что он не волшебник и что даром понимания зверей его наделил Христос. Тогда Дометиан предложил Зосиме призвать к себе хищного зверя, а взамен обещал самолично креститься. Тогда Зосима стал молить Господа прислать к нему льва. Свершилось чудо, о котором вспоминают 2 октября (день памяти Трофима и Зосимы). В Назарет прибежал огромный лев и подошел к подвешенному Зосиме, подлез под камень, который висел на шее у мученика и тем самым облегчил его страдания. Когда палачи отвязали святого, то увидели, что тот испустил дух. Тело святого Зосимы был похоронено со всеми христианскими почестями.
Благоверных князей Феодора Ростиславича Черного, Смоленского, и чад его Давида и Константина, Ярославских чудотворцев
Приурочен князю Феодору Черному (внуку Владимира Мономаха) и его двум сыновьям. Их святые мощи покоятся в Феодоровском кафедральном соборе в г. Ярославле.
Внук Владимира Мономаха, родился около 1237-1239 гг. С юных лет отличался смирением, строгой нравственностью и благочестием. При разделе отцовского наследства Феодор получил только маленький городок Можайск. Терпеливо перенося обиду, в короткое время умный и добрый князь сделал свой удел и людным, и не бедным, заслужив благоговейную любовь народа. В 1260 г., женившись на ярославской княжне Марии Васильевне, св. Феодор становится князем Ярославским. От этого брака у него родился сын Михаил.
В 1277 г. князь участвовал и отличился ратными подвигами в осетинском походе, чем привлек особое расположение к себе хана Менгу-Тимура. Три года пробыл святой князь в Орде, а когда вернулся на Русь, оказалось, что его супруга умерла, а теща, княгиня Ксения, не впустила его в Ярославль, и св. Феодор должен был опять возвратиться в Орду. Здесь он женился на дочери хана, нареченной в крещении Анной. Такой брак имел для Руси большое значение. Здесь же, в Орде, у св. князя Феодора родились сыновья — Давид и Константин.
Огромное влияние, которое святой приобрел в Орде, он использовал во славу Русской земли и Русской Церкви. В Орде святой построил несколько храмов. В 1290 г., после смерти первого сына — князя Михаила, св. Феодор с семьей возвратился в Ярославль, где стал ревностно заботиться об усилении и благоустройстве города и княжества, о благе своих соотечественников. Он построил много храмов, снабдил их утварью.
18 сентября 1299 г., чувствуя приближение смерти, святой князь принял схиму. Трогательно испросив прощения у множества собравшихся ярославцев, он мирно почил о Господе 19 сентября 1299 г.
5 марта 1463 г. были обретены нетленные мощи святых князей Феодора и чад его Давида и Константина, которые прославились чудесами. Ныне они покоятся в одной раке в Феодоровском кафедральном соборе г. Ярославля.
Благоверного князя Игоря (во Святом Крещении Георгия) Черниговского и Киевского
Праздник в честь великого князя Игоря – сына Олега Святославича. Похоронен в Спасо-Преображенском соборе в Чернигове. Святой благоверный князь Игорь Черниговский.
Середина XII века была для Руси скорбным временем непрерывных междоусобных браней за Киевское княжение двух княжеских группировок: Ольговичей и Мстиславичей. Все они были в близком родстве, все – правнуки Ярослава Мудрого. Мстиславичи назывались по имени своего отца – святого Мстислава Великого (+ 1132), сына Владимира Мономаха (отсюда другое их название «Мономашичи»). Ольговичи назывались по имени Олега Святославича (+ 1115), прозванного за свою горькую судьбу «Гори-славичем». Олег Гориславич был сыном Киевского князя Святослава (+ 1076), который участвовал в 1072 году в перенесении мощей святых страстотерпцев Бориса и Глеба (сведения 2 мая) и вошел в историю Русской Церкви как владелец двух замечательнейших богословских сборников того времени – «Изборника Святослава 1073 г.» и «Изборника 1076 г.».
В некоторых древних месяцесловах и сам князь Святослав почитался угодником Божиим, но особенно прославились два его внука: преподобный Никола Святоша (+ 1143) и двоюродный брат его, сын Олега Гориславича, – святой князь-мученик Игорь Ольгович (+1147).
Преподобный Никола Святоша и святой Игорь Ольгович представляют два различных пути христианской святости в Древней Руси. Преподобный Никола, отрекшийся от мира и княжеских обязанностей, стал простым иноком и мирно почил, проведя почти сорок лет в монастыре. Святой Игорь, волей Божией вступивший в борьбу за Киевское княжение, мученическим подвигом должен был искупить наследственный грех княжеских усобиц.
В 1138 году великим князем Киевским стал старший брат Игоря Всеволод Ольгович (прадед святого Михаила Черниговского). Хотя его княжение длилось всего несколько лет и было наполнено непрерывными войнами, князь считал Киев своим наследственным княжеством и решил передать его в наследство своему брату Игорю. Он ссылался при этом на пример Владимира Мономаха и говорил, как бы нарочно подзадоривая Мономашичей:
«Владимир посадил Мстислава, своего сына, после себя в Киеве, а Мстислав – брата своего Ярополка. А вот я говорю: если меня Бог возьмет, то я после себя даю Киев брату моему Игорю».
Но Бог гордым противится. Горделивые слова Всеволода, которого и так не любили киевляне, стали предлогом для возбуждения ненависти против его брата Игоря и всех Ольговичей. «Не хотим быть в наследстве», — решило киевское вече. Злоба и гордыня князя вызвали ответную злобу и гордыню киевлян: святой Игорь, против воли вовлеченный в самый центр событий, стал невинной жертвой нараставшей ненависти.
Грозные события разворачивались стремительно. 1 августа 1146 года умер князь Всеволод, и киевляне целовали крест Игорю как новому князю, а Игорь целовал крест Киеву – справедливо править народом и защищать его. Но, преступив крестное целование, киевские бояре сразу же призвали Мстиславичей с войском. Под Киевом произошла битва между войсками князя Игоря и Изяслава Мстиславича. Еще раз нарушив крестное целование, киевские войска в разгар сражения перешли на сторону Изяслава. Четыре дня Игорь Ольгович скрывался в болотах около Киева. Там его взяли в плен, привезли в Киев и посадили в поруб. Это было 13 августа, все его княжение продолжалось две недели.
В «порубе» (это был холодный бревенчатый сруб, без окон и дверей; чтобы освободить из него человека, надо было «вырубить» его оттуда) многострадальный князь тяжело заболел. Думали, что он умрет. В этих условиях противники князя разрешили «вырубить» его из заточения и постричь в схиму в Киевском Феодоровском монастыре. Божией помощью князь выздоровел и, оставшись иноком монастыря, проводил время в слезах и молитве.
Борьба за Киев продолжалась. Возбуждаемая гордыней и ослепленная ненавистью, ни одна из сторон не хотела уступать. Желая отомстить роду Ольговичей, а заодно и всем князьям, киевское вече год спустя, в 1147 году, постановило расправиться с князем-иноком.
Митрополит и духовенство старались вразумить и остановить их. Правивший в Киеве князь Изяслав Мстиславич и особенно его брат князь Владимир пытались предотвратить это бессмысленное кровопролитие, спасти святого мученика, но сами подверглись опасности со стороны ожесточенной толпы.
Восставшие ворвались в храм во время святой литургии, схватили молившегося пред иконой Божией Матери Игоря и потащили его на расправу. В воротах монастыря толпу остановил князь Владимир. И сказал ему Игорь: «Ох, брате, куда ты?» Владимир же соскочил с коня, желая помочь ему, и покрыл его корзном (княжеским плащом) и говорил киевлянам: «Не убивайте, братья». И вел Владимир Игоря до двора матери своей, и стали бить Владимира». Так повествует летопись. Владимир успел втолкнуть Игоря во двор и затворить ворота. Но люди выломали ворота и, увидев Игоря «на сенях» (крытая галерея второго этажа в древнем киевском тереме), разбили сени, стащили святого мученика и убили на нижних ступенях лестницы. Ожесточение толпы было столь велико, что мертвое тело страдальца подвергли избиению и поруганию, его волочили веревкой за ноги до Десятинной церкви, бросили там на телегу, отвезли и «повергли на торгу».
Так святой мученик предал Господу дух свой, «и совлекся ризы тленнаго человека, и в нетленную и многострадальную ризу Христа облекся». Когда вечером того же дня тело блаженного Игоря было перенесено в церковь святого Михаила, «Бог явил над ним знамение велико, зажглись свечи все над ним в церкви той». На другое утро святой страдалец был погребен в монастыре святого Симеона, на окраине Киева.
В 1150 году князь Черниговский Святослав Ольгович перенес мощи своего брата, святого Игоря, в Чернигов и положил в Спасском соборе.
Чудотворная икона Божией Матери, именуемая Игоревская, пред которой молился мученик пред убиением, находилась в Великой Успенской церкви Киево-Печерской Лавры (празднование ей 5 июня).