14 мая отмечается 5 православных церковных праздников. Перечень событий информирует о церковных праздниках, постах, днях почитания памяти святых. Список поможет узнать дату значимого религиозного события для православных христиан.
Церковные православные праздники 14 мая
Еремей Запрягальник
Пророка Иеремии
В честь пророка Иеремии. Был убит иудеями за одно из предсказаний. Является автором нескольких книг.
Второй великий пророк, проходивший служение в самое трагическое время жизни избранного народа, был сыном священника Хелкии из Анафофа, расположенного в колене Вениаминове.
Избрание на пророческое служение — яркий пример всеведения Господа, Который сказал Иеремии: прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя (Иер 1, 5).
Служение свое он начал совсем юным, в тринадцатый год царствования Иосии, то есть в 627 году до Р. Х. Апогея его проповедь достигла в годы, предшествовавшие разрушению Иерусалима. С раннего утра он неустанно возвещал царю Седекии, вельможам и народу волю Божию. Слово слышалось на площадях, во дворе храма, в царском дворце и в домах. Ему сопутствовала ненависть сограждан, люди преследовали его поношением и клеветою, князья требовали у царя казнить его. За обличение лжепророков он подвергся аресту и побоям. После падения Иерусалима пророк остался в Иудее. Когда был убит правитель Годолия, остававшиеся в Палестине евреи бежали в Египет и насильственно увели Иеремию. Согласно преданию, которое сообщают преподобный Ефрем Сирин, святитель Епифаний, блаженный Иероним, великий пророк был побит камнями в Тафнисе за обличение иудеев.
В пророческих речах Иеремия призывал народ к покаянию и предсказывал грядущие народные бедствия. Книга Иеремии показывает великое долготерпение Божие. Даже после тяжелого испытания, посланного Богом народу за упорное отвержение воли Божией, Господь через Иеремию возвещает народу надежду: возвращу Израиля на пажить его, и будет он пастись на Кармиле и Васане, и душа его насытится на горе Ефремовой и в Галааде (Иер 50, 19).
Господь обещает не только прощение грехов и прекращение плена. Через Иеремию Бог возвещает время, когда Он заключит Новый Завет и напишет Закон на сердцах их: буду им Богом, а они будут Моим народом (Иер 31, 33).
Преподобного Пафнутия Боровского, игумена
Память святого Пафнутия (в крещении Парфений). Годы жизни: 1394-1477. Игумен Покровского монастыря.
Преподобный Пафнутий Боровский родился в 1394 году в селе Кудинове, недалеко от Боровска, и при крещении был назван Парфением. Его отец Иоанн был сыном крестившегося татарина-баскака Мартина, мать Парфения носила имя Фотиния, 20-ти лет Парфений оставил родительский дом и в 1414 году принял постриг с именем Пафнутий в Покровском монастыре на Высоком от настоятеля Маркелла. Много лет подвизался инок Пафнутий в обители. Когда скончался настоятель монастыря, братия избрала его игуменом. Святитель Фотий, митрополит Киевский, рукоположил преподобного в священный сан (около 1426 г.). Тридцать лет провел преподобный в Покровской обители, где был и настоятелем, и старцем-духовником. На 51-м году жизни он тяжело заболел, оставил игуменство и принял великую схиму. После выздоровления в день святого великомученика Георгия Победоносца, 23 апреля 1444 года, ушел из монастыря и поселился с одним иноком на левом берегу реки Протвы, при впадении в нее реки Истерьмы. Вскоре на новое место к нему стала собираться братия. Число иноков быстро возрастало. Был построен новый каменный храм, вместо прежнего деревянного, в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В росписи храма принимал участие лучший иконописец того времени Дионисий и его помощники. Преподобный Пафнутий подавал пример братии, ведя строгую жизнь: келлия его была беднее всех, из пищи брал худшее. В понедельник и пятницу не вкушал совсем, а в среду держался сухоядения. Из общих работ преподобный избирал самые тяжелые: рубил и носил дрова, копал и поливал огород, в то же время первым приходил на церковную службу.
Преподобный Пафнутий пользовался глубокой любовью и почитанием не только братии своего монастыря, но и других обителей. Промыслом Божиим в обитель к преподобному был направлен двадцатилетний юноша Иоанн Санин. Испытав пришедшего, преподобный постриг его в иночество с именем Иосиф. Впоследствии преподобный Иосиф Волоцкий, твердо хранивший чистоту Православной веры, возглавил борьбу против ереси жидовствующих, осужденной на Соборе 1504 года. На этот подвиг молодого инока благословил преподобный Пафнутий.
За неделю до смерти преподобный предсказал свою кончину. Исполнив последнюю молитву и благословив братию, он отошел к Богу 1 мая 1477 года. Преподобный Пафнутий был последователем Преподобного Сергия, игумена Радонежского.
Священномученика Макария, митрополита Киевского
День чествования святого Макария. Был Киевским митрополитом. Убит вторгшимися на Русскую землю татарами в 1497 году.
В 1495 г., после смерти Киевского митрополита Ионы Глезны, собором русских архиереев совершилось рукоположение архимандрита Макария в сан митрополита. В 1497 г., послушный пастырскому долгу, митрополит Макарий решил посетить Киевскую кафедру, особенно пострадавшую от нашествия татар, и на пути, в селе Стриголово, когда совершал богослужение, был ими убит. Тело святителя было привезено в Киев и положено в соборном храме Святой Софии, где прославилось чудесами в 1625 и 1634 гг. Неоднократно возжигались чудным образом свечи перед иконостасом в соборе, где почивал святитель, а от гробницы его исходили свет и огонь.
Благоверной Тамары, царицы Грузинской
Празднование памяти царицы Грузии Тамары Великой. Годы жизни: 1165-1213. Способствовала распространению христианской веры в Грузии, возведению храмов и монастырей.
2013 год объявлен Святейшим Патриархом-Католикосом всея Грузии Илией II годом царицы Тамары, ибо, по мнению большинства историков, прошло 800 лет с того момента, как эта удивительная святая правительница Иверии отошла ко Господу. Портал Православие.Ru представляет жизнеописание святой царицы Тамары, подготовленное по чрезвычайно интересным грузинским летописям.
В Грузии народ питает исключительную любовь к двум святым женам — равноапостольной Нине и благоверной царице Тамаре[1]. За столетия, прошедшие с её кончины, эта любовь нисколько не ослабевает, да и не может ослабнуть, ибо святая Тамара не только возвысила Грузию во времена своего земного царствования, но и по смерти лишь умножила молитвы о страждущей родине, которая на долгие столетия оказалась ввергнутой в нестерпимый ужас исламского ига. Само правление благоверной царицы стало настоящим чудом и подарком для Грузии, так как именно в этой хрупкой, необыкновенно красивой женщине, грузины обрели лучшего своего правителя, справедливого и милосердного, не по-женски мудрого, но по-ангельски рассудительного. А главное, именно в ней обрели вечного, до самого Страшного Суда неусыпного молитвенника и предстателя у Престола Божия.
До нашего времени дошло два крупных сочинения, в которых современниками святой царицы описывается её жизнь и царствование. Первое из них — «Жизнь царицы цариц Тамар» — написано, по мнению наиболее авторитетных грузинских исследователей, приближённым царицы Басили Эзосмодзгвари. В этом сочинении внимание уделено в первую очередь нравственному облику святой, что собственно и должно в наибольшей мере отвечать житийному жанру. Другое произведение — «История и восхваление венценосцев» — написано человеком более светским по духу, чем автор «Жизни царицы цариц», но также очевидцем большинства описываемых им событий. Оно изобилует подробнейшими географическими сведениями, описаниями битв и государственных советов. Вкупе оба этих произведения с достаточной подробностью воссоздают быт рассматриваемой эпохи. Все прочие сведения о жизни святой Тамары содержатся в отдельных сохранившихся указах и документах наподобие дарственных грамот. К счастью, оба сочинения были переведены на русский язык ещё в первой половине XX века, так что мы можем опираться на первоисточники, подробную информацию о которых можно прочесть в соответствующих статьях
Преподобномучеников Афонских Евфимия, Игнатия, Акакия
Церковь чествует 3 святых. Евфимий, Игнатий, Акакий пострадали за христианскую веру на Афоне.
Этот святой мученик родился в благочестивой зажиточной семье, происходившей из деревни Димицани на Пелопоннесе и поселившейся в Яссах в Молдавии. При крещении его нарекли Елевферием.
Во время учебы Елевферия охватило желание стать монахом. Бедствия, вызванные русско-турецкой войной 1806 года, помешали ему добраться до Святой Горы Афон, и он провел некоторое время в Бухаресте. Там мирские знакомства заставили юношу забыть благочестивое намерение и завлекли на путь греха. Пожелав избавиться от дурных знакомств, он отправился в Константинополь и поступил на службу к посланнику султана. Во время путешествия в столицу он под влиянием одного отступника отрекся от Христа и принял обрезание. Однако благодать Христова его не оставила, и он, терзаемый угрызениями совести, обильно проливал слезы, призывая имя Сладчайшего Иисуса, от Которого отрекся. Хозяева-турки, видя его печальный вид, догадались о том, что с ним происходит, и запретили Елевферию куда-либо выходить.
Когда они прибыли в Адрианополь, юноша обманул бдительность других слуг и попытался встретиться с митрополитом Кириллом, будущим патриархом Константинопольским (1813–1818), чтобы исповедать свой грех. Но священник кафедрального собора вместо того, чтобы пожалеть заблудшую овцу, выгнал его вон с громкими криками – из страха перед репрессиями турок. Все попытки Елевферия воссоединиться с христианской общиной и примириться с Богом оказались неудачными, и он пребывал постоянно в огорчении, будучи предметом насмешек и глумлений слуг.
По прибытии в Константинополь он поспешил в патриархию, где исповедал грех и попросил одеть его в христианское платье. Но и там священник, который принял его исповедь, отклонил эту просьбу и отослал Елевферия, прежде призвав к покаянию. Отвергнутый своими и избегающий турок, он наконец нашел убежище в русском посольстве, где его знали со времен учебы. Елевферию дали христианские одежды и посадили на корабль, отплывающий на Афон.
Прибыв на Святую Гору, он направился в Великую Лавру, чтобы встретиться с бывшим патриархом Григорием V (память10 апреля), которому и рассказал свою историю. Святой патриарх доверил Елевферия опытному старцу. Тот после 40 дней приуготовления помазал отступника святым миром, дабы он снова был принят в Церковь. Возвращенный в христианство, юноша немедля отправился в скит святой Анны к иерею Василию, который был известен тем, что помогал с риском для жизни нескольким святым мученикам, исповедавшим веру перед турками. Через 20 дней Василий дал Елевферию благословение вернуться в Константинополь, чтобы, если Провидению будет угодно, он был обнаружен и исповедал свое обращение. Но при этом священник велел ему не подвергаться опасности по своей воле.
Елевферий вернулся в город и появился рядом с домом бывших хозяев перед давними товарищами, но они его не узнали. В день Преображения он решил предать себя на мученичество после литургии, но встретил одного монаха из лавры, который разубедил его и посоветовал вернуться на Святую Гору, дабы прежде последней мученической битвы пройти испытание подвижничеством.
По возвращении на Афон Елевферий, обойдя несколько монастырей, пришел в скит Предтечи Господня Иоанна, на подворье монастыря Ивирон. Там его поручили духовному руководству старца Акакия. За короткое время молодой человек двадцати лет постом, бдением и полным отречением от своей воли сумел умертвить в себе всякое плотское вожделение. Он вызывал удивление всех монахов, потому что казался уже перенесенным за пределы этого мира и не мечтал более ни о чем, кроме славы мученика и благ небесных. Чем более он возрастал в подвиге, тем более лицо его, бывшее прежде сумрачным, озарялось сверхъестественной радостью. «Меня печалит лишь то, – говорил он, – что я не обладаю множеством тел, дабы принести их в жертву за любовь ко Христу».
Когда Бог дал его старцу уверение в том, что ученик готов к мученичеству, тот облек юношу в великую схиму, изменив его имя с Елевферий на Евфимий, и позволил ему готовиться к битве. Ученик часто изумлял наставника тем, что упражнялся подставлять свой затылок под топор. В другой раз, когда старец спросил его, что означают числа 5000, 3000, 2000, которые он написал на табличке, Евфимий ответил, что, поскольку он не сможет исполнять молитвенное правило и класть земные поклоны на пути к месту мученичества, он выполняет их заранее.
Воину Христову явилась Пресвятая Матерь Божия и уведомила, что настал желанный день. Он попрощался с братиями, которые заметили, что он уже источает благоухание, какое обычно исходит от святых мощей. Затем он отплыл в Константинополь вместе с монахом Григорием, водителем прочих святых мучеников.
В Вербное воскресенье 1814 года Евфимий надел вместо монашеского облачения турецкие одежды, взял в руку, как оружие битвы, крест и пальмовые ветви, которые благословили в этот день, и направился во дворец к визирю. Здесь он громким голосом исповедал свое отречение и последующее обращение, поправ ногами свой головной убор мусульманина.
Визирь подумал, что юноша сумасшедший или выпил слишком много вина, и хотел приказать выставить его вон, но Евфимий возразил: «Нет, я в здравом рассудке и хочу умереть ради любви ко Христу – моему Богу!» Поскольку святой выказывал все возрастающую смелость во время повторявшихся допросов, несмотря на пытки, которым его подвергали, визирь осудил его на смерть.
Евфимий отказался идти со связанными руками, говоря, что он добровольно идет причаститься страданиям Господа нашего Иисуса Христа. С радостным лицом и торжествующим видом, держа в руке крест и пальмовые ветви победы, он прошел через город. По пути он испрашивал прощения у христиан, которые собирались вдоль дороги. Прибыв на место казни, мученик повернулся к востоку, в молитве попросил Христа укрепить Православную Церковь в истине и даровать покой миру. Затем христианин поцеловал крест и подставил затылок палачу. Когда тот промахнулся, Евфимий сказал: «Ударь хорошенько!» Со второго удара палач смог отрубить только кусок плоти и поэтому, придя в ярость, набросился на святого и перерезал ему горло, как агнцу на заклании.
Очевидец сообщает, что обезглавленное тело Евфимия не упало на землю и в течение трех дней из него непрестанно текла горячая кровь. Совершилось также чудо еще более удивительное: когда Григорий поцеловал главу прославившегося подвижника, святой, к его великому изумлению, открыл глаза, и его лицо озарилось сверхъестественной радостью.