Контрабанда, нелегалы, бесконечные тревожные выезды и сотни километров в дозорах. Все это ежедневная служба пограничников, рутинной которую никак не назовешь. Даже в редкие часы отдыха военнослужащие на заставах постоянно находятся в боевой готовности. Призвавшись на границу всего на день, я убедился в этом воочию.
Теребунь. Это небольшая деревенька в Брестском районе. Так же называется и здешняя погранзастава. До Польши всего несколько километров. Совсем рядом — трасса М-1 и пункт пропуска «Козловичи». Местность словно магнитом притягивает желающих нелегально попасть на сопредельную территорию. О том, что ты попал в зону особого внимания, напоминают аншлаги и наряды, проверяющие документы на дорогах.
Начальник заставы капитан Руслан Альхименок вкратце знакомит меня с героическим прошлым подразделения. Здесь в первые часы войны после артобстрелов наступали танки Гудериана. Застава превратилась в осажденную крепость, до последнего отчаянно сдерживавшую гитлеровцев.
Экскурс окончен. Готовлюсь заступить в дозор. И тут раздается вой сирены: «Застава — в ружье!» На участке, что ближе к пункту пропуска, кто-то проник через сигнализационный комплекс. Бойцы собираются в считаные секунды. Каждое действие отточено до автоматизма. И вот уже тревожная группа грузится в «уазик». Никогда не думал, что машина, именуемая в народе «таблеткой» или «буханкой», может так быстро мчать по грунтовке. Подлетаем к участку, где, возможно, прорвался нарушитель. Выскакиваем. Первым делом бойцы осматривают контрольно-следовую полосу, где нелегал мог оставить след. Так они узнают направление, в котором он шел. Если в сторону Польши, говорит Руслан Альхименок, счет времени идет на минуты.
— Заградительный забор — только часть охранной системы. По нему проведен ток. Когда нарушитель дотрагивается — раздается сигнал.
И на место выезжает тревожная группа. Некоторые думают, что перелез через забор — и сразу попал на сопредельную сторону. На самом деле до Польши еще нужно потопать.
И путь этот непростой. Дороги петляют так, чтобы запутать нелегала, идущего даже по навигатору. А в лесу — бурелом, колючка и другие «сюрпризы». Все это дезориентирует возмутителя спокойствия, и в итоге его задерживают. Пройти систему здесь еще никому не удавалось. Для справки: только в прошлом году пограничники заставы задержали около 20 нарушителей. Нигерийцев, африканцев, жителей стран СНГ. Некоторые — с преступным прошлым. Руслан Альхименок вспоминает недавний случай:
— Муж с женой из Монголии. Шли вдоль трассы М-1, прячась от местных жителей и дальнобойщиков. Свернули в сторону от пункта пропуска, подошли к системе и сделали небольшой подкоп. Я даже сразу не понял: человек это пролез или животное. По следам их задержали. Мужчину, оказывается, дома уличили в махинациях. Тогда он бежал в Россию, а потом решил через нашу страну попасть в ЕС.
Не ищите на заставе легкого времени года. Летом — зной, зимой — метель, в межсезонье — дожди
…На опушке леса — молодой человек в камуфляже. Крадется тихо, озирается по сторонам. Но явно не подозревает, что его уже «ведут». Бойцы тревожной группы подлетают к нарушителю, и начинается потасовка с предсказуемым результатом. С ловкостью заправских самбистов пограничники скручивают нелегала и ведут к машине.
Дальнейший алгоритм прост. Задержанного отправляют в пограничную группу, в изолятор. И уже там с ним работают те, кому положено. Наш «перебежчик» оказался гражданином России с темным прошлым. А шел он ни много ни мало наниматься во Французский легион. Верил в легенду, что если нелегально пройдет белорусско-польскую границу, то примут на службу без экзаменов. Что ж, как говорится: садись, два! Штраф и депортация обеспечены.
В большей степени нелегалы идут в Евросоюз. И здесь Европа должна сказать большое спасибо Союзному государству, которое сдерживает их поток на белорусских рубежах. К слову, часть техники на белорусскую границу закупается из средств союзного бюджета. В том числе «УАЗ», на котором выезжала тревожная группа.
А какая угроза может идти с запада? Руслан Альхименок отвечает примером:
— В пункте пропуска «Домачево» в Брестском районе за прошлый год задержали свыше 430 килограммов наркотиков. Пункт назначения — Москва. Мы на заставах сдерживаем поток наркотиков, оружия и другой опасной контрабанды.
…Отставить разговоры. Время идти на фланги. Это два участка вдоль рубежа, по которому идут дозорные. Каждый где-то по 10 километров. Застава — примерно посередине. Начальник отдает приказ заступить на охрану границы, и мы выдвигаемся в дозор с рядовым Денисом Мисюлей и ефрейтором Артуром Кончаком. Парни экипированы по последнему слову военного дизайна. Двухслойные утепленные куртки, удобные ботинки, разгрузочный жилет, куда помещаются бинокль, ракетница, радиостанция и многое другое. Первые километры отматываются легко. Потом идти становится тяжелее. Местами ноги вязнут в грязи. Кажется, летом попроще. И одежды меньше, и дорога суше…
— И гнуса больше, — с улыбкой перебивает меня Денис. — Не ищите на заставе легкого времени года. Летом — зной, зимой — метель, в межсезонье — дожди. А нарушитель порой специально выбирает непогоду. Наверное, думает, что мы в это время где-то отсиживаемся.
— Ты сам хотел на заставе служить?
— А сюда берут только по желанию. Я имел представление о службе. Два моих дяди — кадровые военные. Мне хотелось попробовать себя на границе.
— Дома ждут? Родные, девушка?
— Конечно. Моя семья в Пружанах. Подруга в Москве. Мы семьями дружим. Корнями вышли из одной деревни. Так что москвичам — пограничный привет из Бреста. Пусть живут спокойно. Граница на замке.
Еще раз о столице России я услышал в этот день от командира отделения сержанта Вадима Ярмошевича, дежурного по заставе. Парень — потомственный пограничник. Его дед и отец служили еще в советские времена в погранвойсках. Вадим продолжает династию. А старшина заставы Алексей Тихончук на границе уже более 20 лет. Службу начал как раз тогда, когда образовалось Союзное государство.
День на заставе пролетел незаметно. Я вернулся домой поздно вечером и рухнул спать без задних ног. А в это время парни на флангах продолжали нести службу.
Знаете ли вы, что…
— Пограничная контрольно-следовая полоса (вспаханный грунт) впервые появилась именно в Беларуси 88 лет назад: по некоторым данным, в 1931 году военный фельдшер на территории современной Минской области, неподалеку от берега Немана, обнаружил на полосе вспаханной земли подозрительные следы. По горячим следам пограничники задержали тогда двух контрабандистов. Идею обустройства контрольно-следовой полосы переняли потом на других участках границы СССР.
— Брестская пограничная группа — самая крупная в Беларуси: государственная граница протянулась здесь на 350 километров. Среди приграничных стран — Польша и Украина.
— На погранзаставах наравне с военными служат и собаки — преимущественно бельгийские и немецкие овчарки, которые поступают на границу в возрасте 4-6 месяцев. В основном это щенки из Сморгони, где находится один из крупнейших в Беларуси кинологических центров. Меню для собак разрабатывается в Госпогранкомитете. В день каждому питомцу положено 400 граммов мяса.
— На вооружении у белорусских пограничников, охраняющих границы Союзного государства, — легендарный автомат Калашникова. А вот современные гаджеты на территории погранзастав запрещены. Родственникам можно позвонить с таксофона либо по старинке написать им письмо.
— В 1975 году в Брестском погранотряде на заставе «Казимирово» служил рядовой Александр Лукашенко. Ныне — президент Беларуси.
Из досье «СОЮЗа»
Защита западных рубежей Союза — дело общее. С 1999 года ежегодно разрабатывается и принимается совместная директива об охране внешней границы Союзного государства. И хотя граждане Российской Федерации не могут служить в органах пограничной службы Беларуси, из союзного бюджета финансируются различные программы по укреплению и обустройству границы. Приобретаются техника и оборудование, вводятся в строй новые объекты. Затраты существенные.
К примеру, только на программу «Укрепление пограничной безопасности Союзного государства на период 2012-2016 годов» на территорию Беларуси союзным бюджетом предусматривалась сумма в миллиард российских рублей. Ни одна копейка не потрачена впустую. В частности, на многих объектах были модернизированы автоматизированные системы контроля. Вместо огромных и шумных вертолетов Ми-8 у белорусских пограничников появились легкие автожиры. 170 единиц инженерной и автомобильной техники, две лодки и три катера повысили эффективность работы пограничников. Также на союзные деньги реконструирован ряд пограничных переходов.
А в прошлом году стартовала очередная программа: «Совершенствование пограничной безопасности Союзного государства на период 2017-2021 годов». Вот что рассказал о ней официальный представитель Госпогранкомитета Беларуси Антон Бычковский:
— Программа направлена на обустройство белорусско-украинского участка границы. Предусматривает строительство двух комплексов пограничных застав, четырех общежитий, двух интегрированных систем охранной сигнализации и видеонаблюдения.
Кроме того, запланировано укомплектование подразделений автомобильной и инженерной техникой, беспилотными летательными аппаратами и современными средствами связи.
источник: Российская газета
https://rg.ru/2019/03/13/kak-o…