Пятница, 22 ноября 2024   Подписка на обновления
Пятница, 22 ноября 2024   Подписка на обновления
Популярно
9:22, 12 мая 2019

Как модернизировали лучший истребитель Европы?


Как модернизировали лучший истребитель Европы?

Как модернизировали лучший истребитель Европы?

Максим Старчак – научный сотрудник Центра международной и оборонной политики, Университет Куинс

В середине 1970-х гг. ВВС и ВМФ Франции поставили цель заменить существующие истребители и штурмовики одной моделью самолета. Первоначально, чтобы снизить издержки, Франция вошла в европейский проект по созданию истребителя нового поколения, разрабатываемый совместно Германией, Великобританией, Италией и Испанией, однако разногласия по поводу долевого участия и разница требований к самолету вынудили Францию покинуть проект и начать разработку собственного самолета. В итоге в 1986 году компания Dassault спроектировала и создала первый образец Rafale. Однако из-за сокращения оборонного бюджета после 1991 г. и смены приоритетов поступление на вооружение оказалось сдвинутым с 1996 г. на 2001 г. Самолет выпускается в трех основных вариантах: одноместная наземная версия Rafale C, двухместная наземная версия Rafale B и одноместная палубная версия Rafale M.

Rafale был задуман как модульный самолет с легко модернизируемой авионикой открытой архитектуры, предназначенный для быстрой интеграции новых систем и вооружений. Это позволяет производить модернизацию самолета в среднем каждые три года. Первоначальные поставки Rafale шли по стандарту F1 и были оснащены ракетами класса «воздух-воздух». К 2006 г. прошла первая модернизация по стандарту F2, которая добавила возможность проведения операций как с воздуха по земле, так и разведывательных.

Стандарты F-3/F3R

Стандарты F3 и F3R способствовали развитию универсальности самолета. Была проведена модернизация установленных радаров и противокарабельных ракет. Самолеты получили высокоточную ракету Meteor, было внедрено лазерное наведение высокоточных бомб AASM. На самолет была установлена система обнаружения угроз Spectra, военно-тактическая сеть передачи данных L16 и оптическая электронная система дальнего обнаружения TALIOS (Thales). Кроме того, самолеты стали способны нести крылатые ракеты с ядерной боеголовкой ASMP-A. 31 октября 2018 г. стандарт F3R Rafale был сертифицирован французским агентством оборонных закупок для производства.

Стандарт F4

Тем не менее уже 14 января 2019 г. министр вооруженных сил Франции Флоренс Парли объявила о заключении контракта стоимостью в 1,9 млрд евро (в два раза больше, чем на модернизацию по стандарту F3R) на модернизацию истребителя Rafale – до стандарта F4. Первая партия по стандарту F4 будет состоять из 28 Rafale и будет поставлена с 2022 по 2024 г. Второй заказ на 30 единиц Rafale F4 будет сделан в 2023 г. со сроками поставки к 2030 г., в результате чего общее количество самолетов Rafale во французской армии составит 210. Существующий парк самолетов также будет модернизирован до стандарта F4.

Вооружение

По новому стандарту F4 самолеты Rafale получат высокоточную ракету повышенной дальности AASM Hammer с увеличенной до 1000 кг массой, модернизированную ракету Mica NG AAM класса «воздух-воздух», обновленные крылатые ракеты Scalp/Storm и улучшенную версию крылатой ядерной ракеты ASMP-A.

Авионика

Коммуникационный комплекс самолета будет усовершенствован благодаря внедрению нового программного обеспечения Thales Contact, системы спутниковой связи (посредством ввода нового спутника Syracuse IV) и защищенной линии связи истребителя в дополнение к L16. Будут внедрены дополнительные функции радара для обнаружения угроз в сложных условиях, в частности режим наземного индикатора движущихся целей, а также обновлен пакет радиоэлектронной борьбы Spectra с расширенными геолокационными возможностями излучателей и более быстрым и точным ответом на действия по постановке помех. Все самолеты будут оснащены программным обеспечением для управления беспилотниками Dassault Systems.

С появлением стандарта F4 французские летные экипажи будут оснащены установленной на шлеме системой индикации, позволяющей выполнять более точное целеуказание вне зоны видимости при одновременном повышении осведомленности летного состава о ситуации в воздухе и на земле. Кабина Rafale также будет постепенно модернизирована – с установкой новых больших боковых многофункциональных дисплеев.

Усовершенствования позволят летным экипажам более эффективно оценивать тактические ситуации, обрабатывать значительно большие объемы информации в режиме реального времени, безопасно и надежно обнаруживать угрозы, а также анализировать результаты предпринятых действий.

Датчики

Компания Thales активно инвестирует в перспективную технологию нитрида галлия, которая сформирует будущее датчиков Rafale. По сравнению с текущими модулями AESA передатчики/приемники с нитридом галлия будут более мощными, но с уменьшенными требованиями к электроэнергии и системе охлаждения, что позволит значительно увеличить и без того впечатляющую производительность радара RBE2 и выполнять дополнительные функции с помощью антенны радара. Новые многофункциональные антенные решетки с технологией нитрида галлия, вероятно, найдут свой путь на Rafale, тем самым увеличивая число апертур датчиков для увеличения поля зрения радара. Антенны с технологией нитрида галлия также будут применяться для передатчиков помех.

Кроме того, системы датчиков, разработанные для программы Merlin (франко-немецкий спутник), будут применяться и интегрироваться с оптическими/инфракрасными системами слежения VGA и OSF, что позволит пилоту значительно повысить ситуационную осведомленность.

Планер

Предполагается, что хвостовое оперение будет перепроектировано на V-образное с двумя наклонными плавниками, а большой радиолокационный приемник Spectra на хвосте – заменен двумя модулями на одном из двух новых плавников. Это обеспечит дополнительное пространство под модулем, позволяющее интегрировать несколько элементов Thales/Safran. Внешний топливный зонд будет заменен выдвижной моделью, которая складывается во внешний корпус обтекателя. Внешние оболочки системы дальнего обнаружения TALIOS и системы наблюдения за воздушными судами AREOS будут разработаны по технологии стелс. Хотя вряд ли французские ВВС будут делать Rafale полностью самолетом-невидимкой. Господствует мнение, что технологии стелс неэффективны перед новыми пассивными радарами и прежде всего имеют непропорциональные затраты на обслуживание.

Ожидается и модернизация двигателя M88. Выпускные сопла двигателей будут иметь зубчатое строение.

Со всеми этими улучшениями Rafale останется одним из самых совершенных и дорогих боевых самолетов в мире. Долгое время одна единица Rafale стоила около 100 млн евро. Сейчас это 70-80 млн евро – в зависимости от модификации. Из-за большой стоимости в 2011 году даже шла речь о прекращении производства. Однако компании Dassault удалось заключить контракты на поставку истребителей сначала в Египет, а затем в Катар и Индию, что помогло начать новую модернизацию Rafale и продвинуть график производства. Без контракта с Индией предполагалось, что F4 будет может быть создан только после 2025 года. Теперь Rafale будет оставаться в производстве в течение еще многих лет.

Однако новый стандарт F4 может стать последним в семействе Rafale. 19 июня 2018 г. министр вооруженных сил Франции Флоранс Парли и министр обороны ФРГ Урсула фон дер Ляйен подписали межправительственный меморандум о совместной реализации программы по созданию «истребителя шестого поколения» New Generation Fighter. 14 февраля 2019 г. к программе присоединилась Испания. Новый самолет должен встать на вооружение в 2040 г. и заменить испанский F/A18 Hornet, немецкий Eurofighter Typhoon и французский Rafale. Лидерство в программе создания нового самолета будет у Франции. Однако стороны возвращаются к тому, с чего начинали в 1970-х гг. Тогда Франции не удалось договориться с европейскими партнерами, в частности по вооружениям. Сейчас Франции предстоит найти самолет-носитель на свою новую крылатую ядерную ракету ASN4G с гиперзвуковым блоком. А значит, если Франция опять не договорится с Германией по техническим вопросам, Rafale может ждать новый этап развития.


Добавить комментарий

© 2024 Advert Journal
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru