Фото: www.globallookpress.com
«Антиотмывочная» истерия в российской банковской сфере вышла на новый уровень – клерки стали интересоваться, на что граждане потратят снимаемые со счетов деньги.
Автор:
Мельников Михаил
«Известия» собрали несколько свежих примеров странных запросов от сотрудников банков, но, вполне возможно, вы и сами слышали о подобных казусах. Открывая счёт, нужно теперь быть готовым предоставить письменное пояснение по происхождению и дальнейшему использованию денег. При неубедительном ответе на этот вопрос деньги могут просто не выдать.
Нельзя сказать, что это совсем уж новация – если бы в СССР вы принесли в сберкассу несколько миллионов рублей, вам бы тоже задали соответствующие вопросы («противодействие нетрудовым доходам»). Но в современной реальности подобные вещи вызывают недоумение и протест. За тридцать лет капиталистического рая мы как-то привыкли, что наши деньги – это наше дело.
Оказывается, это не так.
Мы – Дмитрий Захарченко?
Нет сомнений, что перед нами – чистейший произвол. Россия до сих пор не применяет пресловутую 20-ю статью Конвенции ООН по борьбе с коррупцией, а статья эта подразумевает как раз контроль расходов чиновников. Так нельзя, это нарушает презумпцию невиновности, говорил Дмитрий Медведев. А вот презумпция виновности для граждан его, кажется, никоим образом не смущает.
Кстати, знаменитые девять миллиардов полковника Захарченко, осуждённого на 13 лет, не были признаны неправедно нажитым состоянием. Следствию не удалось доказать криминальное происхождение этих средств. Захарченко хитрец, он не хранил деньги в российских банках. И, возможно, нам стоит последовать этому примеру.
Д. Захарченко. Фото: www.globallookpress.com
При этом на банки, по крайней мере небольшие, обижаться не следует; эта ситуация раздражает их точно так же, как и нас. Кому нужна лишняя головная боль и обиженные клиенты? Банку, в общем, всё равно, где вы взяли свои деньги и на что собираетесь их потратить, лишь бы он получил с этого свой нескромный процент. Нет, заказчики очередного витка подозрительности сидят выше.
Во-первых, это Центробанк, стремящийся контролировать оборот абсолютно всех денег в стране. Для облегчения этой задачи ЦБ, контролирующий эмиссию рублей, поддерживает денежную массу в стране на исключительно низком уровне. Сумма наличных и безналичных рублей у нас составляет менее 50% годового ВВП – в несколько раз меньше, чем в развитых экономиках. В России самый настоящий дефицит денег, но и те немногие триллионы, которые находятся у населения, очень хочется изъять. И прецедентов блокировки счетов безо всякого серьёзного повода всё больше.
Во-вторых, это Минфин, главной задачей которого является наполнение бюджета. Бюджет – это в первую очередь налоги, а налоги платят те, кто работает или ведёт бизнес легально. Чем выше процент «лигалайза», тем больше денег в казне. Значит, надо вывести теневиков на чистую воду. Борьба с гаражной экономикой и незарегистрированным фрилансом ведётся у нас последние годы всерьёз, но не сказать, что с заметными успехами. Активное отслеживание доходов граждан и сравнение их с расходами вполне может стать тем чудо-оружием, которое обеспечит явный перевес государства в этой затяжной войне с экономической «тенью».
Во главе процесса находится, как и полагается, Сбербанк, контрольный пакет которого принадлежит Центробанку, а обращающиеся на рынке акции – в основном американским инвесторам. Получив подавляющую долю рынка, «Сбер» в полном соответствии с мрачными пророчествами Маркса об ужасах монополизации стал кошмарить клиентов. Здесь распоряжения Центробанка выполняют не для галочки, а от души, благо деваться людям, в общем, некуда – без вездесущего «Сбера» жить в нашей стране сейчас сложно. Банки обязаны с пристрастием проверять операции на суммы от 600 тысяч рублей, но именно Сбербанк может докопаться буквально до любой суммы, хотя как раз ему санкции Центробанка явно не грозят.
Фото: www.globallookpress.com
Виновны все
Казалось бы, в чём проблема – заплати налоги и спи спокойно: если деньги были получены и будут потрачены законно, то волноваться не о чем. Но это ошибочное мнение.
Во-первых, унизительна сама обязанность доказывать, что ты не верблюд, ничего не украл, не продаёшь наркотики и не прячешься от налогов; это, в конце концов, просто оскорбительно для человеческого достоинства.
Во-вторых, в подтверждение вашего «неверблюдства» банк имеет право запросить что угодно, любую фантастическую справку, ибо конечного списка требуемых документов не существует, всё на усмотрение кредитной организации. И пользуясь этим, под предлогом недостаточности документов, подтверждающих законность происхождения денег, можно надолго заблокировать счёт любого предприятия, тем самым парализовав его деятельность. Это абсолютно законно, то есть выполняя подобный заказ, банк ничем не рискует.
В-третьих, настойчивая забота о легальности всех финансовых операций приводит к вечному вопросу о том, насколько далеко тут можно зайти. Нас защищают от преступности, но какой ценой? В концлагере, где ты каждую секунду под присмотром охранников, вполне можно добиться нулевой преступности, вопрос лишь, порадует ли это обитателей концлагеря. Конечно, такой путь проще, чем многолетние программы нравственного воспитания общества, повышение уровня благосостояния, искоренение нищеты…
Но при этом общество жёстко делится на контролирующих и подконтрольных, что совсем не одно и то же с христианским образом пастыря и стада. Мы уже построили один раз такое общество. Повторить, конечно, можно, но нужно ли?