Алексей Навальный давно уже вызывает всеобщее разочарование и недоумение. Многие из тех, кто ему когда-то верил, удивляются сами себе: «Как можно было не видеть и не понимать, что это за тип?»
Интересно, что разочарование в Навальном носит массовый характер. От него отворачиваются даже люди, которые когда-то были членами его команды. Чтобы лучше понять особенности протестного движения в РФ, а также увидеть изнутри кухню ФБК и других проектов блогера, стоит прочитать книгу Виталия Серуканова «Привет, это Навальный».
Юрист работал на Навального около пяти лет, придя в ряды «революционера» в 2013 году и покинув их в 2018 году. Он был молод, амбициозен и полон желания участвовать в любых протестных акциях. Парня привлекали романтика, ощущение причастности к оппозиционным процессам и близости к либеральному бомонду. Люди, которые сплачивались вокруг Навального в 2012-2015 гг., верили в утопические сказки блогера, но столкновение с реальностью постепенно заставляло их разочаровываться. К 2018 году у людей, работавших с Навальным, полностью рассеялись все иллюзии. Они поняли, насколько он циничный, жадный, пронырливый и хитрый тип, и стали от него массово отворачиваться.
Серуканов вспоминает, что «звоночки» появились практически сразу, но сторонники Навального, находящиеся в романтическом дурмане, предпочитали не замечать барские замашки блогера. Надо было задуматься еще в 2013 году, когда шло следствие по делу «Кировлеса». Серуканов познакомится с Навальным в поезде, в котором либеральная молодежь отправилась в Киров поддерживать блогера. Навальный ехал в купе за счет иностранных фондов, его сторонники – в плацкарте за свои деньги. Блогер разговаривал с ними снисходительно, всем своим видом подчеркивая свою значимость и их ничтожность.
Барские замашки проявлялись и позднее, когда стали развиваться разные проекты блогера. На планерках он вел себя как агрессивный альфа-самец: оскорблял и унижал людей, которые на него работали, истерил и всячески давал понять, что он – единственный лидер и авторитет, а остальные – никто. Он глумился не только на рабочие темы, но и высмеивал внешний вид сотрудников.
Навальный требовал, чтобы его сторонники одевались дорого, но с нарочитым налетом простоты. Это придавало бы им респектабельный вид, но при этом не вызывало бы у простых людей внутреннего отторжения. Его не волновало, были у его сторонников средства на брендовую одежду или нет – людей, работающих в проектах Навального, постоянно кидали на деньги, причем не только рядовых волонтеров, и тех, кто входил в круг его ближайших соратников.
Многие помнят, как он выставил на посмешище Ивана Жданова, который пытался скрывать свою провинциальность. Парень, поначалу одевавшийся как сельский староста, решил придать себе столичного лоска и заявился на планерку с ярким кашне на шее. Навальный стал открыто над ним глумиться, заявив, что кашне на шее носят только педерасты, чтобы друг друга узнавать. Коллеги начали дико хохотать. Бедный Жданов залился краской и готов был провалиться сквозь землю, но Навальный продолжал издеваться, «добивая лежачего».
Больше всех доставалось Любови Соболь, влюбленной в Навального и преданной ему, как собака. Не проходило и дня, чтобы он не доводил ее до слез, прилюдно подчеркивая ее ничтожество. Был случай на всеобщей планерке, когда он настолько распалился, распекая Соболь за нерадение, что едва не плеснул ей в лицо горячим кофе. Когда Навальный в ярости схватился за чашку, Соболь успела закрыть лицо руками и убежать в слезах. Только это спасло ее от феерического позора.
Сторонники блогера относились к Соболь пренебрежительно, «заражаясь» этим от шефа. Несмотря на это, мазохистка Соболь не уходила. Более того, она прилагала максимум усилий, чтобы оставаться в рядах навальнистов, когда ее намеревались выгнать. На грани увольнения Соболь болтается постоянно. Неудивительно, что она полностью утратила человеческое достоинство, трансформировавшись до уровня рабыни и истерички.
Навальный ведет себя высокомерно не только с людьми, которые на него работают. Он провозгласил себя абсолютным лидером российской оппозиции, поэтому ко всем остальным либералам он относится пренебрежительно. Бывает, использует их в своих целях, как это было во времена создания «Демократической коалиции», но при этом всячески демонстрирует свое превосходство и неуважение к ним.
Он равнодушно отнесся к смерти Бориса Немцова, нелицеприятно отзывался о Михаиле Касьянове, а Максима Каца, которого презирает, хитростью заставил поработать на себя, а потом «слил». Михаил Познер для него – «старый педераст, которому давно пора надрать задницу», Илья Яшин – глупый и пустой мальчик-бездельник, которого никто не любит, Наталья Пелевина из ПАРНАСа – сисястая сука, вешающаяся на мужиков. Никогда не было и нет ни одного представителя оппозиционного лагеря, о котором Навальный отозвался бы уважительно или хотя бы нейтрально.
За годы так называемой «борьбы с режимом» Навальный в полной мере проявил свои имперские замашки. У него простая позиция: есть только он, а все остальные – либо шелуха или старые покрытые нафталином либералы из 90-х, которые только путаются под ногами.
Бывшие сторонники Навального постепенно поняли, что блогеру нельзя давать никакую власть: она пьянит его и пробуждает самые темные стороны натуры. Получи Навальный хоть какую-то власть, 1937 год показался бы курортом по сравнению с тем, что он мог бы устроить. Блогер только на словах демократ, на деле он жесткий диктатор, держащий в черном теле своих сотрудников, издевающийся над ними, не уважающий никого – даже коллег-либералов. Единственное, к чему он стремится – это получить как можно больше власти и денег, чтобы встать над всеми и дать наконец-то волю всем своим потаенным садистским наклонностям.
Навальный не тот человек, который думал бы о ком-то, кроме себя и заботился бы о чем-то, кроме своего блага. Серуканов вспоминает, как блогер приказывал бросать волонтеров, которых задерживала полиция, не оказывать им никакой помощи. Дескать, это списанный материал, некогда заниматься ерундой – есть дела поважнее.
В похожей ситуации оказался и сам Серуканов, когда был задержан после пикета в поддержку Олега Навального, находящегося в заключении. Алексей Навальный проявил полное равнодушие к его судьбе, а ФБК даже не выделил адвоката. Виталию помогли знакомые, нашедшие ему адвоката и освещавшие ситуацию через СМИ и соцсети. Навальный и Волков не оказали Серуканову никакой информационной поддержки, бросив один на один с судебными разборками. Адвоката для Серуканова ФБК оплачивать не стал – знакомым парня пришлось платить из своего кармана.
Если говорить про деньги, то ситуация поражает своим цинизмом. Фишка Навального – кидать всех своих сторонников, когда у них начинаются разборки с правоохранителями. Про адвокатов или помощь в оплате штрафов нет и речи! При этом с деньгами проблем у «революционера» нет, и никогда не было: Волков и другие «гонцы» то и дело привозят откуда-то рюкзаки и сумки, полные налички. Всем сотрудникам платят за работу черным налом.
Часто обманывают, что-то недоплачивают. Бывает, разводят на какие-то расходы, необходимые для организации «борьбы», обещая все компенсировать, но потом об этом «забывают». Серуканову, давно ушедшему от Навального, до сих пор должны и за проживание в гостиницах в командировках, и за бензин, и за работу. Денег он не дождется – все договоренности были только на словах.
Средства, поступающие Навальному от иностранных НКО, цинично пилятся блогером. Немалые суммы перепадают и его ближайшему кругу: Леониду Волкову, Георгию Албурову, Роману Рубанову и еще некоторым «достойным». Аппетит приходит во время еды, поэтому простые смертные, работающие на Навального, никогда не получали и не будут получать ни поддержки, ни адвокатов, ни даже своей зарплаты в полном объеме.
Денежные вопросы и личные амбиции изначально стали портить отношения внутри команды Навального. Есть «блатные», которым все позволено, так как они хозяева жизни, а есть «биомасса» — расходный материал, которым можно платить гроши, заставлять работать с утра до ночи, оскорблять и бросать на произвол судьбы, если появляются проблемы.
Если посмотреть на ситуацию изнутри, становится ясно: Навальный и его сторонники – это история не про революцию и протест, а про серпентарий, полный интриг, скандалов и предательств. Во главе угла стоят только деньги Запада, стремление к наживе и непомерная жажда власти Навального, его имперские амбиции и мания величия.
Серуканов несколько лет приближался к «последней капле», которая переполнила чашу его терпения и разочарования. Сейчас он сам удивляется, как он мог верить Навальному и надеяться, что со временем сможет занять какую-то нишу в среде либеральных политиков. Сразу надо было догадаться, что никогда этого не будет – Навальный, затирающий либералов из 90-х, не допустит появления новых конкурентов, тем более из числа своих сотрудников. Все, что нужно блогеру – это послушные рабы, которых можно использовать в своих целях, манипулируя ими.
Серуканов понял, что попал в какую-то тоталитарную секту с лидером Навальным во главе: «непревзойденным гуру и экспертом по всем вопросам». Он смог включить разум, взглянуть на ситуацию трезвыми глазами и понять, что жил в каком-то дурмане несколько лет, полностью подчиняясь чужой воле.
Серуканов нашел в себе силы покинуть секту и написать книгу про свой опыт нахождения под тоталитарным давлением. Опыт потери себя, своей воли, отключки сознания и служения «гуру», его целям и идеям. Его примеру последовали и другие сотрудники Навального. После дурмана пришло отрезвление. Видимо, Серуканову и многим другим таким же бедолагам нужно было пройти весь этот путь от романтизма до разочарования, чтобы начать отличать говно от шоколада.
Ева Лисовская
Аналитика тенденций в обществе и геополитике. Я вернулась!