Адепты расовой гигиены
За недолгий век существования евгеники её последователи успели организовать всего три международных конгресса. Два из них были проведены в Нью-Йорке в 1921 и 1932 гг., что наглядно указывает на мирового лидера в этой области.
Гарри Лафлин
Евгеника в начале XX века делилась на позитивную и негативную. Позже, после чудовищных преступлений Третьего рейха на расовой почве, к евгенике стали относиться с презрением. В разделе негативной евгеники в Соединённых Штатах активно использовалась принудительная стерилизация тех, кого руководство посчитало вредными для дальнейшего развития нации. Именно американский истеблишмент можно с чистой совестью считать родоначальником расовой истерии в Германии 30-40-х годов. По крайней мере, с юридической точки зрения.
Так называемый Модельный закон Гарри Гамильтона Лафлина (имеющий рекомендательную силу) стал лекалом для немецкого закона о предупреждении рождения потомства с наследственными заболеваниями. Закон приняли в 1933 году, более 350 тыс. человек стали его жертвами. Американцы еще и гордились этим: в журнале The Eugenical New опубликовали перевод фашистского нормативного акта как доказательство собственного влияния. Главным зачинщиком всей евгенической чистки в Соединенных Штатах стал упомянутый выше Гарри Лафлин, которого позже на родине назовут «одним из самых расистских и антисемитских евгенистов начала XX века». Этот учитель средней школы из Айовы в один прекрасный момент вдруг загорелся идеями новой на то время науки генетики и решил перенести приемы селекции животных и растений на человека. Получилось у него неплохо — за значительный вклад в «науку расового очищения» Лафлин был в 1936 году торжественно произведен в почетные профессоры Гейдельбергского университета, наиболее престижного учебного и научного центра Германии.
Чарльз Девенпорт
У себя на родине Лафлин далеко не считался маргиналом. Его поддерживали в той или иной степени Томас Эдисон, президент страны Вудро Вильсон и один из основателей евгеники, одиозный генетик Чарльз Девенпорт. Последний в 1910 году получил деньги на организацию станции экспериментальной эволюции в Колд-Спринг-Харборе, которая на десятилетия стала мозговым центром американской евгеники. Здесь Девенпорт изучал популяционную генетику человека, особенно вникая в наследование всех форм психических заболеваний и отклонений. Спустя год ученый издал книгу «Наследственность и ее связь с евгеникой», в которой, помимо прочего, на голубом глазу рассказывал о наследовании неких генов кораблестроительства, любви к музыке и лошадям. Или, к примеру, Девенпорт утверждал, что способен по фамилии рассказать о генетической предрасположенности человека к той или иной работе, а также о психических отклонениях.
Так, по мнению Девенпорта, наследуется талант кораблестроителя
В Колд-Спринг-Харборе работал под руководством Девенпорта упомянутый Гарри Лафлин, но, так как он не особо разбирался в генетике, то отвечать его обрядили за пропаганду евгенических идей.
В США было издано немало книг на злободневную тему евгеники. Одним из таких стал труд о расовой гигиене по-американски «Конец великой расы», которая появилась в США в 1916 году за авторством нью-йоркского адвоката Мэдисона Гранта. Труд очень понравился Адольфу Гитлеру, возможно из-за таких слов:
«В сложившихся условиях наиболее практичным и многообещающим методом расовой оптимизации представляется устранение наименее желательных представителей нации путем лишения их возможности оставлять потомство. Селекционерам хорошо известно, что масть коровьего стада можно изменить, последовательно выбраковывая особей с нежелательной расцветкой, что, безусловно, подтверждается и на других примерах. Так, черных овец практически не осталось, потому что животные такой масти тщательно уничтожались из поколения в поколение».
Также Гитлер пришел в восторг от книги «Аргументы за стерилизацию», которую издали в Американском евгеническом обществе.
Мэдисон Грант и его книга «Конец великой расы», которую Гитлер назвал своей «библией»
Среди организаций, опорочивших себя сотрудничеством с евгениками, в разное время были Институт Карнеги, Фонд Рокфеллера, престижные университеты «Лиги плюща» и заведения помельче. Вудро Вильсон, по праву называемый самым расистским президентом США, в своей книге «Государство» чуть ли не слово в слово повторяет изречения из «Моей борьбы», касающиеся превосходства одних рас над другими. Вильсон без проблем делил мир на «инертные расы», которым требуется сильная рука, и на прогрессивные демократические народы. Еще в бытность губернатором штата Нью-Джерси будущий лидер страны содействовал созданию Совета экспертов по слабоумным, эпилептикам и другим дефективным. Собственно, весь американский истеблишмент в первой половине XX века был серьезно увлечен евгеникой. Одним из коронных выражений в этой связи является:
«Мы знаем о сельском хозяйстве столько, что при применении этих знаний объемы производства продуктов сельского хозяйства в стране могли бы увеличиться в два раза; мы знаем о болезнях столько, что при использовании этих знаний большую часть инфекционных заболеваний в Соединенных Штатах можно было бы победить за два десятка лет; мы знаем о евгенике столько, что при применении этих знаний неполноценные классы исчезли бы в течение жизни одного поколения».
Это сказал советник президента Франклина Рузвельта Чарльз Ван Хайз.
Немецкие врачи успешно переняли опыт заокеанских коллег в области евгеники и расовой гигиены
Предельное упрощение наследования признаков и твердая уверенность в том, что человек вправе селекционировать себе подобных, отличали американскую евгенику начала XX века. Самые сочные плоды семян расовой гигиены, которые были выведены в США, как оказалось позже, собрали в фашистской Германии. И американцы коллегам из Старого Света откровенно завидовали. Так, на Международном конгрессе в 1932 году в Нью-Йорке евгеники говорили:
«Нет никакого сомнения, что если бы в Соединенных Штатах Закон о стерилизации применялся в большей мере, то в результате меньше чем сто лет мы ликвидировали бы по меньше мере 90% преступлений, безумия, слабоумия, идиотизма и половых извращений, не говоря уже о многих других формах дефективности и дегенерации. Таким образом, в течение столетия наши сумасшедшие дома, тюрьмы и психиатрические клиники были бы почти очищены от своих жертв человеческого горя и страдания».
Первые и лучшие в своем деле
Справедливости ради стоит сказать, что не только американцы были ярыми сторонниками поголовной стерилизации «неполноценного» населения. Заигрывали с евгеникой и англичане. Одним из таких были писатель Герберт Уэллс, открыто высказывавшийся о негодности цветных рас. Так, в его утопической «Новой республике» не было места «массам черных и коричневых, а также грязно-белых и желтых людей». Его слова четко проясняли смысл дальнейших действий:
«Возможность улучшения человеческой породы связана именно со стерилизацией неудачных экземпляров, а не с выбором наиболее успешных для продолжения рода».
Не давала покоя перспектива оказаться в будущем в среде юродивых, умалишенных и убийц и Нобелевскому лауреату Джорджу Бернарду Шоу. От женщин он требовал очень тщательно подходить к выбору спутников жизни, а высшей формой супружества видел многоженство. А всех мужланов, которые на демократических выборах способны привести к власти неугодные элементы, предстояло, по Шоу, выбраковать. Ну и самое важное, что нужно знать про классика британской литературы:
«С многочисленными извинениями и выражениями сочувствия, а также великодушно исполняя их последние желания, мы должны поместить их в камеру смерти и избавиться от них».
Это строчки из книги «Человек и сверхчеловек» (1903 год) и сказаны они о преступниках и несчастных с психическими отклонениями. Пройдет всего несколько десятилетий, и предложения Шоу будут творчески переосмыслены в фашистской Германии.
Что же нужно было сделать, чтобы оказаться в числе «неполноценных» с точки зрения Запада начала XX века и стать претендентом на стерилизацию? Достаточно было просто не справиться с интеллектуальными тестами. Предлагаю нашим читателям ознакомиться с типичным американским интеллектуальным тестом, который, в частности, проходили новобранцы, направляемые на поля Первой мировой войны:
Выберите один из четырех вариантов.
Виандот — это вид:
1) лошадей; 2) домашней птицы; 3) коров; 4) гранита.
В амперах измеряется:
1) сила ветра; 2) сила тока; 3) напор воды; 4) количество осадков.
Сколько ног у зулуса:
1) две; 2) четыре; 3) шесть; 4) восемь.
По данным знаменитого генетика и Нобелевского лауреата Джеймса Уотсона, примерно половина молодых людей проваливала этот тест, а это автоматически переводило их в разряд умственно отсталых. В американском обществе поднималась волна возмущения и гнева. В умах представала картина, что через несколько поколений таких «дураков» будет еще больше и надо запретить им размножаться. Евгеническая истерия раскручивалась с еще большей силой. Однако в некоторых случаях для стерилизации было достаточно увлеченно… мастурбировать. Именно с таким диагнозом в 1899 году заключенный американской тюрьмы в Индиане был направлен на операцию по перевязке семявыносящих протоков — вазэктомию. Осуществил стерилизацию врач Гарри Шарп и очень этим гордился, так как избавил общество от потомков этот дегенерата, как считалось тогда. Самое неприятное в этой истории даже не то, что несчастный оказался в итоге бесплодным, а чрезвычайная активность Гарри Шарпа. Он смог убедить всех вокруг, что вазэктомия – это универсальное решение евгенических проблем не только в Соединенных Штатах, но и по всем миру. И именно в США были наработаны обширный статистические, юридические и методические материалы, ставшие базой для истинного расцвета самой порочной стороны евгеники – расовой гигиены в фашисткой Германии.
Продолжение следует…
Автор:
Евгений Федоров
Использованы фотографии:
eugenicsarchive.org, indicator.ru, ru.wikipedia.org