Фото: Автор: AlexLMX/shutterstock.com
Десятилетиями в нашей стране внедрялась американская система медстрахования, но, судя по всему, этот курс потерпел фиаско
Автор:
Фоменко Виктория
Россия, похоже, нащупала свой, альтернативный западной модели, общественный консенсус: народ мирится с невысоким уровнем доходов, а государство, как ни крути, берёт на себя обязательства по обеспечению базовых потребностей населения. В США и отчасти в Европе ситуация прямо противоположная: там элиты позволяют гражданам зарабатывать относительно много. Но если случилась серьёзная неприятность, например, со здоровьем, «никто никому ничего не должен».
Есть хорошая медстраховка и деньги на адвоката — отлично. Нет — что ж, как говорят простые американские трудящиеся, shit happens. Тем, кто не сильно представляет себе тяготы американского здравоохранения, в помощь знаменитый сериал Breaking Bad («Во все тяжкие»). Весь его сюжет раскручивается вокруг того, как простой школьный учитель, заболев раком, внезапно обнаруживает, что не может позволить себе дорогостоящее лечение. Сценаристы отлично сумели передать тот ужас, который испытывает небогатый человек, глядя, как принтер распечатывает ему метровый счёт за посещение клиники.
Смена курса
Довольно долго российские власти пытались тащить аналогичный формат организации медпомощи и в нашу страну. Под это дело была создана система обязательного медицинского страхования (ОМС) — «личинка», из которой должна была развиться страховая медицина американского образца. Должна была, но, судя по всему, уже не разовьётся. Об этом свидетельствуют последние новшества, которые фундаментально меняют характер российского здравоохранения.
В мае вступили в силу сразу два нормативных документа, напрямую влияющих на то, как и чем будут лечить граждан России. В начале месяца Минздрав официально изменил порядок прохождения диспансеризации. Теперь гражданам старше 40 лет предоставили право проходить обследования не раз в три года, как это было раньше, а ежегодно.
Из программы обследований убрали малоинформативные анализы и добавили скрининги, нацеленные на раннюю диагностику онкологии. В общем, то, за что с американца содрали бы три шкуры, нашим гражданам теперь предлагается безвозмездно, то есть даром.
Фото: Sergey Zaykov/shutterstock.com
А 28 мая вступили в силу новые правила оказания медицинских услуг по ОМС. Изменения, как и в предыдущем случае, введены приказом Минздрава. К слову, замечено, что когда власти реально заинтересованы в результате, они в плане принятия решений предпочитают обходиться без лишнего пафоса. Поэтому если принимается какой-то законопроект с громким названием, скорее всего, можно ожидать, что он работать не будет. И наоборот: действительно важные документы зачастую имеют неказистые названия и на глаза широкой публике попадают не сразу.
Так вот, в этом приказе можно выделить два важных момента. Во-первых, предполагается в ближайшие два года провести широкомасштабную диспансеризацию и профилактический осмотр граждан нашей страны. Это необходимо, чтобы составить представление о базовом уровне здоровья населения и получить карту наиболее распространённых в каждом регионе заболеваний.
Другой важный момент касается уже непосредственно работы с людьми. При выявлении хронических заболеваний человеку теперь автоматически будет даваться право на два и больше бесплатных обследования за год. Это даст врачам возможность в кратчайшие сроки оценить эффективность лечения и, если оно не совсем удачно подобрано, оперативно его подкорректировать.
Чтобы гражданин случайно не прогулял назначенные ему обследования, Минздрав обязал медработников и страховые компании, занимающиеся распространением полисов ОМС, напоминать о них электронными письмами и СМС-сообщениями.
Кто захочет — жить будет
Следует отметить, что страховщикам в документе уделено довольно много внимания. Если новые правила заработают так, как прописано в документе, страховые компании имеют все шансы превратится из «пятого колеса» системы в действительно нужный и полезный элемент. В частности, им поручено играть роль арбитра в спорах между медучреждениями и пациентами, убеждёнными, что они получили не вполне качественную медуслугу. Пути разрешения конфликтных ситуаций также предложены вполне прогрессивные — от экспертизы вынесенного лечащим врачом решения другим специалистом того же профиля до проведения дистанционных консультаций с ведущими специалистами России. Всё вместе это называется «правом пациента на второе мнение».
Граждане смогут обращаться к страховщикам и в случаях, когда медучреждения предлагают им пройти обследования и процедуры за дополнительную плату. Если эти манипуляции входят в утверждённую программу лечения, то руководству лечебного учреждения придётся объясниться. А если это действительно процедура, не включённая в государственный стандарт, — что ж, имеют право.
Фото: Alexey Kartsev/shutterstock.com
В целом должна получиться довольно сбалансированная система, где страховые компании за мелкий прайс контролируют клиники и не позволяют им раздувать бюджет лечения за счёт необязательных процедур, а те, в свою очередь, работают по утверждённым Минздравом стандартам и получают деньги как от государства (за выполнение обязательного минимума), так и от граждан (за дополнительные услуги).
Критически важным узлом этой конструкции становятся утверждённые стандарты и программы лечения. Например, если чиновники не включат в него какие-то жизненно важные процедуры или препараты, ситуация вновь откатится к нынешней, условно говоря, «недоамериканской». С другой стороны, проблема совершенствования методов лечения актуальна во все времена и при любой организации здравоохранения.
Ещё один плюс модернизации — то, что на выходе должна получиться медицина, ориентированная на профилактику и раннее лечение, в том числе и очень опасных заболеваний. Десятилетиями в России происходило снижение числа больничных коек на душу населения. И в рамках старого советского подхода это действительно проблема. Нынешняя же реформа — как раз попытка выстроить систему так, чтобы не доводить человека до койки. Если, конечно, больной для этого не постарается сам, пренебрегая обследованиями и здоровьем.
Учитывая, что в марте Минздрав подготовил законопроект о введении юридической ответственности медучреждений и их руководителей за некачественное лечение, становится очевидно, что государство системно взялось за наведение порядка в здравоохранении и приведение всех звеньев системы к одному знаменателю: работе по официально утверждённым планам и программам.
Так что если в ближайшие годы с нашей экономикой не случится никаких катаклизмов, между нашими гражданами и квалифицированными врачами уже не будет стоять ничего, кроме собственного нежелания людей заниматься своим здоровьем. Конечно, это не означает, что наша медицина быстро поднимется на уровень немецкой или израильской. Но вот простым американцам точно скоро будет чему позавидовать.