Понедельник, 23 декабря 2024   Подписка на обновления
Понедельник, 23 декабря 2024   Подписка на обновления
Популярно
18:52, 04 мая 2019

Без «Мстителей». Евангелие, милосердие, русский балет и шпионаж. Что смотреть в кино на праздниках?


  • Без «Мстителей». Евангелие, милосердие, русский балет и шпионаж. Что смотреть в кино на праздниках?

Фото: www.globallookpress.com

Две серии длинных выходных с короткой и ленивой рабочей неделей располагают к походу в кино. Одна беда — смотреть там по большому счёту нечего. Российские кинотеатры не порадуют зрителей разнообразием, они захвачены американской командой комиксных супергероев «Мстители», дающих свой последний и решительный бой мировому злу

Автор:
Холмогоров Егор

Мстители ***

Идти на «Мстителей» имеет смысл, только если вы смотрели предыдущие фильмы по киновселенной Marvel — фильм получился чисто «фанатский», для непосвящённого зрителя ответ на вопрос о том, кто все эти люди и еноты и что они тут делают, так и останется загадкой. К тому же лента перегружена либеральными идеологическими штампами, а её мораль можно свести к следующей формуле: «Добро сумеет победить зло и геноцид (подозрительно похожие на Трампа и Путина), только если русские принесут себя в жертву, а все силы света под руководством орды боевых феминисток и Америки в лице её капитана сумеют обернуть прошлое вспять и вернут мир к временам Обамы, когда белые герои передадут пост чернокожим». Всё это, скажем прямо, не свежо и обращено ко вчерашнему дню. 

Российским кинопроизводителям противопоставить «Мстителям» оказалось практически нечего. Усиленно поддерживаемый Минкультом «Миллиард» со Владимиром Машковым из неплохой и смешной комедии в начале превращается в третьесортный криминальный цирк про жуликов в Монако в конце и имеет настолько невнятный финал, что его не слишком выдающийся зрительский успех был вполне предсказуем: до миллиарда сборов «Миллиарду» оказалось далеко.

С 9 мая, вопреки всем обещаниям Минкульта не оскорблять воинов-афганцев, выйдет в прокат скандальное «Братство» Лунгина, на которое уже заманивают лживым трейлером, в котором чернушный и нудный фильм представлен как героико-патриотическая драма со слоганом «Своих не бросаем».

Купится ли зритель на этот обман, увидим. 

Варавва ****

И всё-таки в обойме российского кино есть фильм, который заслуживает просмотра, хотя его сеансы придётся буквально «выуживать» в утренние и дневные часы по маленьким залам третьеразрядных кинотеатров. По сути, прокатчики и пресса объявили фильму бойкот — заговор молчания и непоказа. И это неслучайно, ведь фильм об Иисусе Христе.

Причём это не гнусная «альтернативка» вроде пресловутого «Последнего искушения Христа». Напротив, фильм в догматическом смысле вполне чёткий: Иисус Христос — Сын Божий, бессеменно зачатый, человек, умерший ради нас и нашего спасения и воскресший на третий день. История страстей Христовых и события, ведущие к Воскресению, показаны глазами разбойника Вараввы, отпущенного Пилатом по требованию толпы иудеев (в подчёркнутом тезисе о коллективной вине за распятие и таится, пожалуй, главная причина бойкота).

В фильме очень ярко и интересно показаны Пилат, его суд и его последующие терзания по поводу осуждения невинного.

Невозможно без страха и благоговения смотреть на сцену Распятия. Ясно, как факт, показано Воскресение. Православного зрителя смутят, конечно, некоторые вольности: излишняя апологетика римлян и попытки оправдания Иуды, которого «развели втёмную» первосвященник и блудная женщина, но эти вольности происходят из первоисточника, романа английской писательницы XIX века Марии Корелли.

Не может не порадовать в «Варавве» и то, насколько удачно наш Крым — пещерные города, крепость в Судаке, древние монастыри — сыграл роль античной Палестины. Всё выглядит очень аутентично.

Конечно, «Варавва» не может конкурировать с таким шедевром, как «Страсти Христовы» Мэла Гибсона, но это первый в российском кинематографе фильм, посвящённый евангельской теме, и этот опыт нельзя не признать удавшимся.

Игры разумов (Профессор и безумец) *****

Мэла Гибсона, одного из немногих в современном Голливуде христиан и консерваторов, мы вспомнили неслучайно. Без особого шума и внимания прессы идёт в кинотеатрах и фильм с его участием — история сотрудничества в создании «Оксфордского словаря английского языка» британского профессора Джеймса Мюррея (Гибсон) и американского хирурга и заключённого в лечебнице психопата-убийцы Уильяма Майнора (Шон Пенн).

В приступе паранойи Майнор застрелил в Англии человека и был помещён в принудительную лечебницу для умалишённых, где провёл 39 лет. Ему было разрешено покупать книги, и он вызвался быть помощником при создании «Оксфордского словаря» — из прочитанного им огромного количества литературы он выписывал примеры словоупотребления.

Предоставленный им материал был настолько огромен и высококачественен, что редактор словаря Джеймс Мюррей признавался:

Мы могли бы проиллюстрировать последние 400 лет английского языка только примерами, подобранными Майнором.

В 1910 году министр внутренних дел Англии Уинстон Черчилль по просьбе Мюррея разрешил освободить Майнора, и тот вернулся в Америку.

Мэл Гибсон и Шон Пенн при участии покойных героев «Игры престолов» Натали Дормер (королева Маргери), сыгравшей жену убитого Майнором человека, и Стивена Дилэйна (король Станнис Баратеон) сыграли душераздирающую христианскую драму о безумии, любви, науке, покаянии и прощении. Это, как всегда у Гибсона (именно он был вдохновителем и продюсером фильма, а режиссёром выступил Фарад Сафиниа — автор сценария к «Апокалипто»), интеллектуально сложное, богатое содержанием и при этом наделённое невероятной внутренней энергией кино, которое заставляет содрогаться без комиксных спецэффектов. Оказывается, что такая скучнейшая вещь на свете, как работа над словарём, может стать основой для закрученного сюжета. Чтобы сделать хороший словарь, нужно проследить историю слова, а это невозможно без титанического и безумного мозга. А ещё чтобы осуществить такой проект в эру без Интернета (а Интернет не возник бы без бумажных словарей), нужно преодолеть косность бюрократии, издателей, не понимающих важности дела учёных коллег… Эту титаническую борьбу и выигрывает Джеймс Мюррей, герой Гибсона.

Шон Пенн, сыграв безумца, осознающего своё безумие и пытающегося искупить его кровавые последствия, сыграл одну из лучших ролей в своей карьере, а Натали Дормер великолепно показала путь жертвы от ненависти к состраданию. В общем, «Профессор и безумец» — это фильм из категории «увидеть любой ценой».

Нуреев: Белый ворон *****

Объективно лучшим русским фильмом в сегодняшнем прокате оказался… фильм англичанина Рэйфа Файнса (известного всем как тёмный властелин Волан-де-Морт), посвящённый знаменитому и скандально известному танцовщику Рудольфу Нурееву, оставшемуся после гастролей «Кировского балета» в 1961 году во Франции и ставшему главной звездой мужского балета второй половины ХХ века.

На Нурееве не так давно собрал грязный хайп Кирилл Серебренников, поставивший за бешеные деньги гомоэротический перформанс с голыми задами в Большом театре (на сцене которого Нуреев никогда не танцевал). Фильм Рэйфа Файнса наглядно доказал, что российский креаклитет — это реальное собрание бездарей, паразитирующих на русской культуре при полном её непонимании.

При небольшом бюджете и камерности повествования — идеальный сценарий, великолепная актёрская игра, причём российские актёры играют так, как в большинстве российских фильмов (у того же Серебренникова в том числе) они никогда не играют, глубокое проникновение как в смыслы русской культуры, так и в реальные отношения в СССР между людьми и советским начальством.

Невозможно не зааплодировать от восторга, когда смотришь на то, как идеально передана атмосфера общего вагона на уральской железной дороге в 1930-е годы, где появляется на свет будущий гений балета. Когда слышишь великолепный выговор петербургской интеллигенции. Когда видишь абсолютно узнаваемые типажи советских начальников и слышишь их удушающе лицемерную риторику.

При этом фильм абсолютно свободен даже от намёков на русофобию. Основной его смысл в том, что Россия — не провинция западного культурного мира, а мощный излучатель энергии, и, мешая русской культуре свободно развиваться, большевистская диктатура обкрадывала и русских, и Европу.

Нуреев в исполнении Олега Ивенко целеустремлён, влюблён в искусство, экспансивен, эгоистичен и нетерпим. Он одновременно крестьянин из-под Уфы, жаждущий признания, и новатор и творец в балете, которого легендарный наставник Александр Иванович Пушкин (в исполнении самого Файнса, выучившего русский) учит, что в танце недостаточно грамотно двигаться, нужно рассказать историю. А место нуреевской гомосексуальности, которая Файнсом к негодованию западных и российских ЛГБТ-мафиози попросту выброшена, занимает роман с женой Пушкина Ксенией Юргенсон, сыгранной Чулпан Хаматовой.

Сам нуреевский «прыжок к свободе» показан не как бегство из «неказистой России» (напротив, Нуреев показан как патриот, а Россия и особенно город на Неве — как пространство, где можно получить доступ к высочайшей культуре), а как следствие привычки советской системы к отупелому давлению. Фактически КГБ сам провоцирует бегство Нуреева, сняв его с гастролей в Лондоне и попытавшись отправить в Москву. Даже пятью-шестью годами позже относительно аполитичных художников советская власть таких ошибок больше не повторяла, приберегая их для диссидентов.

Фильм снят практически идеально: чрезвычайно насыщенный и информативный сценарий, много ярких диалогов и сцен (например, как во французском магазине игрушек Нуреев требует себе Транссибирский экспресс), великолепная операторская работа, очень хорошая актёрская игра русских актёров и более чем сносный русский у иностранцев.

Вообще, снимать про Россию и русских на русском становится трендом современного западного кино, прежде всего британского. И даже столь любимые Серебренниковым голые задницы у Файнса исключительно женские, в монмартрском кабаре.

В итоге получился восторженный гимн русской культуре и праву каждого русского (даже если он башкир из-под Уфы) на подлинную свободу творчества, которую бессмысленно ограничивала тоталитарная диктатура. Остаётся смотреть (обязательно смотреть) и стыдиться, что такие фильмы про нас снимают англичане, пока у нас царит вульгарный русофобский гей-парад.

Код красный (Красная Джоан) ****

Фильм, вызвавший изрядный скандал в Англии, апология знаменитой «бабушки-шпионки» Мелиты Норвуд (переименованной в фильме в Джоан Стенли), атомной шпионки, передававшей СССР секреты британской ядерной программы в 1940-1950-е годы и активно работавшей аж до 1970-х. Лишь в 1999 году Норвуд была разоблачена в результате предательства офицера КГБ Митрохина, однако из-за старости британское правительство не стало её преследовать, и кавалер Ордена Красного Знамени мирно скончалась в своём доме в возрасте 93 лет.

В современной Британии, одержимой русофобской истерией и шпиономанией, выпустить на экраны фильм, в котором русская шпионка однозначно вызывает сочувствие и симпатию — само по себе смелый поступок. Рецензенты уже исходят ядом: создатели фильма, мол, плюнули во всех жертв «Новичка» с высоты солцберецкого шпиля, а добровольные помощники всячески «топят» его рейтинги на сервисах типа «Тухлых помидоров».

На самом деле получилось добротное английское кино про Вторую мировую войну — сдержанное, лаконичное, чёткое. Великая Джуди Денч в образе бабушки-шпионки бесподобна. Софи Куксон в роли молодой героини очаровательна. Хорошо передана военная и политическая атмосфера тех лет — обилие коммунистов в студенческой среде, нежелание англичан оказаться в хвосте у американцев.

Тема «Новичка» тоже представлена — «КГБ» (без комплексов используется эта неисторичная, зато всем известная аббревиатура) вроде как убивает одного из своих агентов, но в итоге всё оказывается гораздо сложнее… И тут апология.

Вообще, в английском шпионаже — деятельности «кембриджской пятёрки», приключениях Норвуд и прочем — есть немало загадочного. При внимательном изучении возникает подозрение, что советские агенты в самом сердце английского истеблишмента были на самом деле двойниками, и поставки стратегически важной информации осуществлялись под контролем британского правительства с целью выравнивания стратегического баланса с американцами.

Если в 1947 году англичане вполне официально продали советам чертежи реактивного авиадвигателя от «Роллс-Ройса», лёгшего в основу истребителя МиГ-15, всего через три года задавшего жару американцам в Корее, то что уж говорить о нелегальных поставках. В «кембриджскую пятёрку» входил один из ближайших к королевской семье людей — Энтони Блант. Так что, возможно, причина многолетней неуязвимости Мелиты Норвуд и отказа от её преследования заключалась в аналогичном «контролируемом» характере её деятельности.

Хотя подлинные мотивы героини в фильме сильно изменены — она якобы соглашается передавать документы ядерной программы только из-за Хиросимы и в интересах глобального мира и неприменения ядерного оружия, а тоталитарный сталинский режим её ужасает. На деле Норвуд была членом компартии и стремилась помочь системе, которая в её представлении прилагала усилия для установления социальной справедливости.

Но нельзя не отметить, что, по сути, новая интерпретация, данная в фильме, современной России более выгодна — коммунизм мы (слава Богу) больше не строим, а вот то, что Россия выравнивает стратегический баланс, окорачивая распоясавшегося гегемона, нравится в мире довольно многим.

В погоне за Бонни и Клайдом (The Highwayman) ***** 

Наконец, главный фильм этого сезона, который нужно посмотреть обязательно, хотя в кинотеатрах он не идёт вовсе. Выпущенный стриминговой платформой Netflix криминальный боевик доступен у нас только на торрентах и даже в США вышел лишь в ограниченный прокат, хотя его можно однозначно назвать фильмом года.

Кевин Костнер и Вуди Харрельсон играют двух пожилых техасских рейнджеров Фрэнка Хеймера и Мэнни Голта, вынутых из нафталина, чтобы остановить самых знаменитых убийц в американской истории, настоящих медиазвёзд — Бонни Паркер и Клайда Бэрроу.

На стороне Бонни и Клайда — молодость, наглость, жестокость, раздуваемый жёлтой прессой романтический культ, а главное — молчаливая поддержка простых людей, верящих, что те грабят банкиров, которые ограбили в ходе Великой депрессии простой народ. Против Хеймера и Голта не только банда, но и правительство штата Техас, руководимое женщиной-губернатором, демократкой Мириам Фергюссон (вполне узнаваемая отсылка к Хиллари Клинтон), которая распустила устаревших и нетолерантных рейнджеров и хочет раскрутить собственные «современные» спецслужбы.

Выбор актёров на роли главных героев далеко не случаен и очевидно ироничен. С Кевином Костнером ассоциируется его благородный разбойник Робин Гуд — Принц воров. Вуди Харрельсон стал звездой после «Прирождённых убийц», по сути, пародировавших в декорациях 90-х годов историю Бонни и Клайда. Его Микки стал самым стильным, жестоким и циничным «Клайдом» в истории кино.

Фильм «Бонни и Клайд» 1967 года был своего рода манифестом «Нового Голливуда» — циничного, жёсткого, отрицающего старые христианские ценности и мораль, воспевающего насилие, секс и антисоциальное поведение, ставящего прикольность выше моральности. Фактически это был главный фильм американской контркультуры, а знаменитые убийцы стали её символом. И вот спустя полвека наконец прилетела «обратка».

Пафос The Highwayman — деромантизация насилия, убийства и криминала, ненависть и презрение к медиа и оболваненной массовым психозом публике. Это фильм про серьёзных, брутальных белых мужчин-христиан, которые знают только три ценности — Бога, Закон и Семью — и готовы ради них противостоять кому угодно.

Фильм ожесточённо «антиэйджистский» — в нём совершенно отсутствует культ молодёжи, и он мог бы называться, в противоположность знаменитому фильму братьев Коэнов (в котором, кстати, тоже ярко выступил Харрельсон), «Старикам здесь самое место». Там старый шериф всё никак не успевает за событиями, здесь старый рейнджер находит способ опередить их. Знание жизни, опыт, здравый смысл оказываются важнее навороченных современных «штучек».

Неполиткорректность этого фильма по меркам современного Голливуда просто зашкаливает. Тут и сатира на медиа. Тут и ядовитые выпады в адрес либерального «женского политического лидерства». Тут и восторг перед обширными «мужскими» арсеналами оружия и оружейными магазинами. Тут и предельно чёткое раскрытие темы криминально-мигрантского напора из-за мексиканской границы, проблема которого может быть решена только жестоко и радикально.

Это получилось ультратрамповское кино, причём соответствующее Трампу 2016-го, а не 2019 года. То, что оно оказалось возможно в современном Голливуде, пусть и на маргинальных позициях, совсем удивительно.

Спешите видеть — такого уже больше не делают.


Добавить комментарий

© 2024 Advert Journal
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru