Собор Протата — «столица» Афона. Фото: www.patriarchia.ru
Кинот Святой горы Афон решил не направлять делегацию на «интронизацию» главы украинских раскольников, лжемитрополита Епифания
Автор:
Тюренков Михаил
Ещё каких-нибудь полгода назад нельзя было и представить, что Священный Кинот (высший орган управления) Святой горы Афон соберётся для обсуждения, посылать ли делегацию в Киев на «интронизацию» лжемитрополита Епифания, новоизбранного главы объединённой псевдоправославной националистической секты «СЦУ». Ещё несколько месяцев назад пресловутый Епифаний (в реальности — Сергей Думенко) был правой рукой анафематствованного в Русской Православной Церкви лжепатриарха Филарета (Михаила Денисенко), и ни одна из Православных Поместных Церквей не признавала его за священнослужителя.
Тем не менее 28 января 2019 года подобное святогорское обсуждение стало реальностью. На заседании Священного Кинота был поставлен вопрос, не поехать ли в Киев к ряженым самозванцам, одно сослужение с которыми, согласно каноническим правилам, уже ставит православного клирика вне Православия. Собственно, вопрос ставился даже не так, а «уважить ли собственного первоиерарха?», патриарха Варфоломея, который своим беззаконным «томосом об украинской автокефалии» и породил секту «СЦУ».
В монастырях Святой горы Афон прекрасно известно: единственной канонической Церковью на территории постсоветской республики, именуемой «Украиной», является Украинская Православная Церковь (самоуправляемая, но неотъемлемая часть Церкви Русской). Чей Предстоятель, Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий, давний и сугубый почитатель афонских святынь, ранее ежегодно посещал афонские монастыри и скромно, как простой иеромонах, совершал в них богослужения.
Наверное, именно поэтому украинским гражданам Думенко и Денисенко было столь важно получить «афонскую легитимацию». Но, вопреки раскольническим чаяниям и их алгоритму, согласно которому всё можно решить через начальствующих, Афон отказался направлять своих представителей на предстоящие 3 февраля киевские камлания под названием «интронизация Епифания». По сути, монахи-святогорцы осуществили самую настоящую «Афонскую контрреволюцию», о ходе и возможных перспективах которой стоит рассказать чуть подробнее.
В распоряжении телеканала «Царьград» оказались документы, связанные с попытками украинских раскольников надавить на монахов-святогорцев. Формально приглашение на «интронизацию» вполне учтивое, но фактически — иезуитское, поскольку было отправлено через Константинопольскую патриархию (Фанар). Очевидно, это было сделано, с одной стороны, чтобы лишний раз выслужиться перед патриархом Варфоломеем, а с другой — в надежде, что турецкоподданный иерарх даст святогорцам императивное указание направить в Киев делегацию. Итак, приводим письмо лжемитрополита Епифания в нашем переводе на живой великорусский язык:
Священному Киноту
Святой Горы
Высокопреподобные отцы!
Как известно, Всесвятейший Архиепископ Константинополя — Нового Рима и Вселенский Патриарх, единственный имеющий полномочия, как по божественным и священным канонам, так и согласно многовековой церковной традиции, действовать, невзирая на границы [церковных юрисдикций], благосклонно отнёсся к большому церковному кризису на Украине и, приняв во внимание пастырские нужды клира и народа, предпринял конкретные шаги, которыми вновь принял всех нас в общение с Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церковью.
В связи с этим в преддверии моей предстоящей интронизации 3 февраля настоящего года за божественной литургией в историческом храме Святой Софии Киевской, осознавая неразрывную связь Святой Горы с украинской землёй, ибо от вас мы были научены подлинному монашеству, связь, которая свидетельствует о непоколебимых отношениях между Константинополем и Киевом, я смиренно испросил Всесвятейшего Вселенского Патриарха, господина Варфоломея, канонического епископа священной области Афона, разрешить мне пригласить делегацию, состав которой будет определён Его Всесвятейшеством из вашего числа, чтобы принять почётное участие в этом значительном для нашей поместной Церкви событии.
Посему, моля Господа о благостоянии и духовном преуспеянии сего всесвященного благомужного вертограда Богородицы, призываю свыше на всех вас, молитвами Всесвятейшего [Патриарха], укрепление и благословение в ваших монашеских подвигах ко спасению всего мира.
С тёплыми молитвами,
Митрополит Киевский Епифаний
По получении этого письма на Фанаре оно было расписано Священному Киноту Святой горы Афон с сопровождающим письмом генерального секретаря Константинопольской патриархии, архимандрита Иоакима (Биллиса). Последний, один из ближайших помощников патриарха Варфоломея, сопроводил это послание с отсылкой на патриаршее поручение, но без указания «направить делегацию на интронизацию». Судя по всему, украинские раскольники не в курсе, что Святая гора Афон имеет широкую автономию, и со стороны Фанара туда не поступают императивные указания. Приводим русский перевод этого сопроводительного письма:
Священному Киноту Святой Горы
В Карею, Святая Гора
По достопочтенному поручению Его Божественного Всесвятейшества, нашего высокочтимого Повелителя и Владыки, Вселенского Патриарха господина Варфоломея, я отправляю вашим возлюбленным Преподобиям прикреплённое к моему сообщению письмо Блаж. Митрополита Киевского и всей Украины Епифания, адресованное вам, и оставляю на Ваше усмотрение.
С любовью о Господе,
Архимандрит Иоаким (Биллис)
Генеральный секретарь
Патриархия, 24 января 2019 г.
А далее — самое интересное. 26 января Эпистасия (исполнительный орган) Святой горы Афон отправила приглашение святогорским монастырям на внеочередное заседание Священного Кинота на 28 января для обсуждения вопроса, о котором идёт речь в приведённых выше письмах. На заседание прибыли представители 17 из 20 святогорских монастырей (отсутствовали Дохиар, Симонопетра и Эсфигмен — в случае последнего имеется в виду та его братия, которая признаёт каноническое подчинение Константинопольскому патриархату).
В ходе обсуждения лишь пять монастырей Святой горы Афон (Иверский, Ставроникита, Кутлумуш, Пантократор и Ксенофонт) выступили за то, чтобы поддержать патриарха Варфоломея и направить в Киев на «интронизацию» своих представителей. И… оказались в абсолютном меньшинстве. На голосование вопрос даже не ставился: большинство святогорцев высказались против. В итоге и первые пять монастырей приняли позицию большинства (более того, было решено даже не отправлять поздравительный адрес лжемитрополиту Епифанию).
О том, как можно оценить это поистине историческое выступление святогорцев с точки зрения канонического права, в комментарии телеканалу «Царьград» рассказал профессор и заведующий кафедрой церковно-практических дисциплин Московской духовной академии, доктор церковной истории, протоиерей Владислав Цыпин:
Имея общение с украинским раскольниками, Константинополь сам вступил в раскол. Поэтому неподчинение Константинополю в данном вопросе, безусловно, является правомерным. Неучастие в расколе заслуживает всяческого одобрения и поддержки. Также я надеюсь, что в раскольнической «интронизации» не примут участие и делегации других Православных Поместных Церквей, поскольку никто, кроме самого Константинополя, не признал украинских раскольников. Другое дело, что пока никто и не последовал нашему примеру, разорвав общение с Константинополем. И в этом смысле в Православном мире ситуация пока остаётся неопределённой.
Словом, сегодняшняя позиция Святой горы Афон — это своего рода луч православного света в Константинопольском патриархате. Впрочем, поминая Константинопольских патриархов как своих первоиерархов, святогорцы всегда сохраняли особую консервативную каноническую позицию. На Афоне всегда крестили переходящих в Православие от римо-католиков и протестантов, а также и по сей день сохраняют приверженность «старому стилю» (церковному юлианскому календарю). Сохранили здесь и многие другие церковные правила, а также богослужебные чины, давно утраченные либерально-обновленческим Фанаром. Остаётся надеяться, что эта последовательность монахов-святогорцев станет примером и для других Православных Поместных Церквей. Причём не только в «украинском вопросе».