Согласно документам Нюрнбергского процесса, на принудительные работы из СССР в Германию нацисты угнали почти 5 млн советских граждан, а по архивным данным рейха этих лиц было порядка 3,3 млн, из которых более половины — женщины. Их использовали на производстве в сельском хозяйстве или в качестве домашней прислуги. По статистическим отчетам рейха, производительность остарбайтера-мужчины была выше немецкого на 60—80%, а у женщины доходила до 100%.
Кого угоняли на работу
После провала блицкрига и окончательного перевода экономики на военные рельсы Германия ощутила дефицит рабочих рук. Весной 1942 года с территории СССР началась массовая отправка молодежи, и поначалу из-за широкой агитационной кампании часть людей ехала на работу добровольно, однако поток «остовцев», как их называли в Германии, быстро остановился.
Оккупационная власть при помощи местных коллаборационистов проводила облавы и выпускала для советских сел и городов специальные квоты. Предпочтение отдавалось молодежи в возрасте 16-18 лет, при этом парней и девушек старались набирать поровну. С 1943 года немцы стали менее разборчивы и угоняли просто всех пригодных к работе людей. Например, в Белоруссии нацисты вывозили остарбайтеров целыми селами.
Для принудительного труда на территории рейха использовались французы, скандинавы, чехи и жители прочих оккупированных вермахтом стран, однако граждане СССР были в наихудшем положении.
Биржа труда
Мужчин и женщин перевозили в товарных вагонах, и естественные нужды приходилось справлять в отверстие, которое заранее выбивали в полу. «Остовцы» прибывали на распределительные пункты, которые одновременно были и биржами труда. Здесь, как на рынках рабов в древности, девушек осматривали, проверяя отсутствие физических недостатков, после чего несчастным присваивали порядковый номер и фотографировали.
По воспоминаниям очевидцев, процесс напоминал отбор скота на деревенской ярмарке. Если мужчин из Советского Союза чаще всего отправляли в шахты и на заводы, то девушки, помимо производства, могли попасть помощницами на фермы или прислугой в богатый бюргерский дом.
Где и как работали советские женщины
Физически сильных и образованных «остарбайтерок» распределяли на заводы, где они жили в обнесенных колючей проволокой бараках. Вместе с ними работали и военнопленные, а за порядком следили старосты. Чаще всего женщины, как и мужчины, трудились по 12 часов 6 дней в неделю.
В ноябре 1941 года Геринг издал директиву о том, что труд восточных работников должен оплачиваться. Однако на деле советские женщины практически не получали денег. Их труд стоил в три, а местами в пять раз дешевле немецкого, при этом работодатель вычитал из зарплаты стоимость питания, проживания, проезда к месту работы. На деле девушки получали минимальные карманные деньги в виде специальных марок, потратить которые можно было в магазинах при лагерях.
Остарбайтеры были ограничены в своем передвижении и нередко подвергались побоям. Девушкам запрещалось иметь всякие контакты с немцами, а несанкционированное оставление рабочего места и попытка бегства карались смертью. Жизнь девушек, попавших в сельские усадьбы, складывалась в зависимости от характера их новых хозяев. Часть немцев старалась облегчить положение остарбайтеров, а были и такие, кто относился к девушкам как к рабочему скоту. Их кормили отбросами, одевали в лохмотья и селили в сараях.
Часто молодых девушек с востока использовали как домашнюю прислугу для многодетных семей бюргеров. При этом предпочтение отдавалось блондинкам. Девушки работали у чиновников, адвокатов, врачей, банковских служащих, клерков, — их положение было легче, чем у граждан СССР, попавших на заводы или шахты. Для коммуникации с хозяевами девушкам предоставляли специальные разговорники, из которых они заучивали фразы, относящиеся к готовке еды, уборке и прочим бытовым вопросом.
Что писали в письмах
До 1944 года остовцам разрешалось получать посылки из дома, а вести переписку с родственниками можно было до ноября 1942-го. Позднее они могли писать только на поздравительных открытках. При этом писать что-либо плохое о жизни в рейхе запрещалось, однако часто угнанные использовали иносказательные форму. Например, украинцы писали, что в Германии живут сытно, как дома в 1933 году, когда был голод. Однако изучение писем показывает, что условия жизни и работы советских девушек отличались. В архивах хранятся письма, в которых девушки пишут о том, что получают хорошие зарплаты и даже поправляются. Часто они даже высылали деньги родственникам.
Александр Бражник
Источник