Воздушные силы самообороны (ВСС) Японии имеют достаточно хорошее состояние и способны решать поставленные задачи. Однако в средней перспективе парк истребительной авиации будет нуждаться в существенном обновлении. Токио планирует модернизировать эту часть авиационного парка двумя основными путями. Первый предусматривает закупку импортных истребителей пятого поколения, а второй подразумевает создание собственного проекта аналогичной машины.
Зависимость от импорта
Авиационная промышленность Японии не может претендовать на лидирующие позиции в мире, а кроме того, существуют известные факторы политического характера. Как следствие, японские ВСС пока вынуждены строить качественное обновление своей материальной части на поставках из-за рубежа. На данный момент и единственным типом истребителя пятого поколения у Японии является американский Lockheed Martin F-35 Lightning II. Такой статус он будет сохранять в течение нескольких следующих лет.
Согласно ранее подписанным контрактам, ВСС Японии в ближайшие годы получат в общей сложности 147 самолетов F-35 двух модификаций. Более сотни будут построены в версии «A», а оставшиеся 42 относятся к модификации «B» с укороченным взлетом и посадкой. Порядка четырех десятков машин планируется построить на японском заводе «Мицубиси»; оставшиеся прибудут из США в готовом виде.
К настоящему времени японские ВСС успели получить лишь 13 заказанных F-35A. Продолжается освоение этой техники, но его омрачило недавнее крушение. В начале апреля один из новейших самолетов упал в море, пилот погиб. Несмотря на это, эксплуатация техники будет продолжаться. То же касается и планируемых поставок. Таким образом, F-35A/B на определенный срок останутся единственными истребителями своего класса в Силах самообороны.
Дополнительный заказ
27 мая появилась любопытная новость о дальнейшем развитии японского парка истребителей нового поколения. По итогам переговоров в высших кругах президент США Дональд Трамп заявил, что Япония собирается увеличить свой заказ на «Лайтнинги». В дополнение к 147 уже заказанным машинам планируется приобрести еще 105.
По результатам выполнения существующего и запланированного контракта Япония станет крупнейшим эксплуатантом истребителей F-35 после США. Впрочем, планы на поставку даже 147 машин уже гарантируют ей «почетное второе место», и дополнительный контракт эту ситуацию не меняет.
Подробности будущего соглашения, анонсированного Д. Трампом, пока остаются неизвестными. Вероятно, поставки новых самолетов начнутся после завершения выполнения текущего контракт и будут продолжаться до конца двадцатых или начала тридцатых годов. Все это определяет примерный облик истребительной авиации ВСС Японии в середине века.
Собственный проект
Несмотря на наличие твердого контракта и договоренность о дальнейших закупках, Япония достаточно давно занимается разработкой собственного проекта истребителя пятого поколения. Уже выполнены некоторые предварительные работы, но дальнейшая судьба проекта все еще остается неясной.
В апреле 2016 года состоялся первый полет летающей лаборатории X-2 «Синсин» разработки компании «Мицубиси». При помощи этой машины, созданной в рамках программы ATD-X, осуществлялась проверка различных технологий и компонентов, необходимых при создании полноценного боевого самолета. По результатам испытаний X-2 были приняты основные решения, предопределяющие дальнейшее развитие японского пятого поколения.
В прошлом году Япония посчитала, что самостоятельно не справится с разработкой и строительством истребителей пятого поколения, и потому нуждается в помощи зарубежных партнеров. Был объявлен тендер, по результатам которого ВСС Японии планировали выбрать подрядчика для дальнейшей совместной работы со своими авиастроителями.
Одно из технических предложений поступило от американской компании Lockheed Martin. Оно предусматривало использование наработок и компонентов из проектов истребителей F-22 и F-35. С применением готовых агрегатов и с заимствованием технологий предлагалось создать самолет, полностью соответствующий требованиям заказчика.
Международное сотрудничество
Несколько дней назад ряд японских СМИ сообщил предварительные результаты тендера. ВСС Японии достигли предварительной договоренности с авиастроителями из «Локхид-Мартин». Именно они помогут японским предприятиям выполнить разработку нового проекта, а затем наладить сборку опытного образца и серийной техники.
Утверждается, что переговоры на государственном уровне начались еще в марте. В ближайшие месяцы Япония и США должны обсудить все аспекты будущего контракта и разработки нового самолета. Все условия сотрудничества должны быть определены до конца текущего года.
Полный список тактико-технических требований к перспективному истребителю для японских ВСС пока неизвестен, однако некоторые его пункты уже назывались. Так, заказчик хочет получить современный самолет, соответствующий нынешним взглядам на истребители пятого поколения. Требуется создать малозаметную во всех спектрах машину, оснащенную развитыми радиоэлектронными средствами и способную нести широкий спектр вооружений для поражения воздушных и наземных целей. Гипотетический истребитель пока носит неофициальные названия F-3 или F-X.
На выполнение опытно-конструкторских работ и запуск серийного производства перспективных F-3 / F-X уйдет не менее 10 лет. Таким образом, новый этап перевооружения наберет желаемые темпы только в тридцатых годах, а реальные его результаты появятся еще позже.
Смена поколений
В среднем, ВСС Японии не могут похвастать небольшим возрастом истребителей. Самые старые машины поступили на службу в конце семидесятых годов, самые новые – в последние годы. При этом перед последними поставками F-35A имел место перерыв в несколько лет. Одновременно на вооружении стоят несколько типов истребителей третьего и четвертого поколения.
Не позднее 2020 года Токио планирует избавиться от устаревших истребителей F-4E Phantom II и от разведчиков на их базе. Более новые F-15J/DJ будут оставаться в строю в обозримом будущем. То же касается и современных F-2A/B (лицензионная версия американского F-16). Ожидается, что эти машины смогут дослужить, как минимум, до второй половины следующего десятилетия.
В течение двадцатых годов ВСС Японии смогут списать устаревшую морально и физически технику разных моделей. На смену ей придут новейшие F-35A/B американской и японской сборки. Существующий контракт на 147 машин и ожидаемый на 105 обеспечат необходимое перевооружение с сохранением численности парка на желаемом уровне или даже с некоторым его увеличением.
После этого, в начале тридцатых годов, Воздушные силы самообороны должны будут получить первые машины F-3 / F-X. Их появление позволит запустить процесс замены устаревших образцов, ныне являющихся основой истребительной авиации Японии.
Таким образом, текущие планы и международные соглашения должны обеспечить планомерное развитие истребительной авиации ВСС Японии с постепенной сменой поколений техники и улучшением ее боевого потенциала.
Впрочем, пока все это является только планами. На данный момент сделан только один реальный шаг: подписан контракт на поставку почти 150 истребителей F-35 двух модификаций. Еще одно соглашение на сотню с лишним машин пока не подписано. Фактическая разработка перспективного F-3 / F-X не начиналась. Таким образом, Токио имеет самые смелые планы по развитию своей боевой авиации на следующие несколько десятилетий. Осталось лишь выполнить их – и можно только гадать, насколько сложным и длительным будет этот процесс.
Автор:
Рябов Кирилл
Использованы фотографии:
Минобороны Японии / mod.go.jp