Почему стоит посетить этот собор в Турции? Чем завораживает архитектура и его внутреннее убранство? Какова история памятника Всемирного наследия?
Собор Святой Софии по праву считается жемчужиной византийского зодчества и привлекает отечественных и европейских туристов и паломников. Сегодня памятник архитектуры и православия XV века носит название «Музей Айя-София».
Храм задумывался как величайшая постройка, она должна была превзойти по своим масштабам, богатству и красоте собор Соломона в Иерусалиме. Церковь не просто объединила единомышленников и верующих, но и стала символом города Иерусалим. В течение пяти лет над его строительством трудились более десяти тысяч рабочих.
За годы возведения вокруг памятника возникло миллион легенд и мифических историй о том, сколько средств государь выделил на символ города, откуда брали сокровища для украшения и создания внутреннего убранства, и кто был первым епископом. В этом материале мы расскажем вам об истории создания величайшего собора в истории византийской культуры, его архитектурных особенностях и современном состоянии.
Содержание
- История собора
- Уникальность архитектуры
- Мозаика
- Собор в наши дни
- Мифы и легенды
История собора
Собор Св. Софии в Византийской империи находился в центре города, сейчас он располагается в районе Султанахмет. За свою историю собор успел побывать мечетью, а позже стал памятником Всемирного наследия ЮНЕСКО. На протяжении тысячи лет храм был самым большим в мире, обстоятельства изменились после строительства собора Св. Петра в Риме. Высота византийской постройки 55,6 метров, а «размах» купола 31 метр. (см. Вальпургиева ночь)
На месте нынешнего удивительного храма еще в IV веке находилась небольшая христианская базилика. В летописях Сократа указывается даже точная дата освящения церкви.
Постройка просуществовала недолго, ее уничтожил пожар. После император Феодосий возвел новую постройку, которую ждала такая же участь. Руины этих храмов археологи обнаружили во время раскопок на территории собора в середине XX века.
Работа историков позволила воссоздать макеты зданий и предположить, что они были необыкновенных размеров, а внутреннее убранство состояло из мрамора.
Император Юстиниан в 532 году повелел своим зодчим придумать и реализовать масштабный проект – на месте сгоревшего собора в короткие сроки должен был появиться новый храм. Для этого император купил у землевладельцев соседние земли. Авторами новоиспечённой церкви стали Милетский и Тралльский.
Собор возводили из лучшего в стране мрамора, в столицу Византии привозили детали и драгоценности древних построек. Из Рима привезли восемь колонн храма Солнца.
Для украшения зодчие использовали не только мрамор, но и золото, серебро и слоновую кость. Паломников и гостей храма поражала пышность, нарядность и богатство в убранстве собора. Стали ходить легенды о том, что в строительстве храма принимали непосредственное участие Господь и святые апостолы.
Согласно сохранившимся данным, для строительства величайшего собора ушло три годовых бюджета Византийского государства.
Освятили постройку 27 декабря 537 года.
Долгая история храма сохранила немало печальных историй. Памятник культуры и архитектуры заметно пострадал от землетрясения 989 года.
Основополагающей вехой в жизни собора считается 29 мая 1453 года, когда в нем провели последнее христианское богослужение. В эту ночь церковь захватили турецкие народы и превратили ее в мечеть.
Мусульмане перестроили храм, чтобы разместить алтарь в юго-восточной части постройки.
Турки сохранили фрески и настенную живопись, они покрыли стены гладкой штукатуркой.
Внешний вид Святой Софии заметно видоизменился во время правления султанов Селиме II и Мураде III. Они приняли решение расширить постройку и пристроили контрфорсы и минареты. Следующую реконструкцию провели в конце XIX столетия. В 1935 году храм стал музеем, а со стен и купола счистили штукатурку, скрывающую изумительной красоты фрески.
Уникальность архитектуры
Архитектурный памятник уникален тем, что вобрал в себя историю и традиции двух разных культур и религий. Изначально собор возводился как христианская церковь, а спустя десять веков стало местом общения с Богом для мусульман.
Если посмотреть на постройку сверху, мы увидим перед собой четырехугольник с тремя нефами. Поражает своими размерами диаметр купола, аналогов ему в то время не было.
Прочность стен достигается за счет наработок турецких исследователей, придумавших добавлять в раствор экстракт листьев ясеня.
Купольная конструкция состоит из сорока арок с окнами – такой архитектурный прием создает интересную игру света. Стоя под куполом, вы ощущаете полное световое окружение.
Все ниши и нефы также оснащены оконными проемами, они позволяют достичь воздушности и легкости такой массивной постройке.
Отдельное внимание историки и исследователи уделяют внутренней части собора – на ее создание ушло несколько столетий. Туристы не проходят мимо мозаик на золотом полу, колонн из драгоценного камня яшмы. Каждый придел – уголок храма посвящен определенному сюжету из библейской истории.
Мозаика
Мозаичное панно очистили в конце XX века, на стенах храма вновь появились удивительные по своей красоте иконы Иисуса, Богоматери и цитаты из Корана. На некоторых стенах сохранились уникальные рисунки разных времен. Особый интерес представляют надписи, сделанные в домонгольский период. Большая часть мозаик выполнены в период Македонской династии и помогают считать три периода развития монументального искусства Византии.
Первые фрески датированы 867 годом и напоминают образцы живописи VII века: это изображение Божьей Матери, она держит на коленях маленького Иисуса.
В источниках сохранились данные о том, что их автором был иконописец Лазарь. Перед нами объемное изображение, мастер создает впечатление присутствия. Зрителю кажется, что Иисус сейчас выйдет из картины.
Во время правления Льва VI создают входную фреску нарфика, несимметричная композиция которого не представляет ощущения неравновесия.
Изображены на фресках и императоры – так в 912 году неизвестный автор создает мозаику императора Александра. В отличие от более ранних работ, в этой появляется пространство и происходит отказ от плоскостного изображения.
Изменение культуры и религии страны заметно отражается на архитектурных особенностях собора. Зодчие возводят минареты и минбар (кафедра для пятничной проповеди).
Однако создавать полную картину состояния мозаичного и фрескового фонда – крайне сложно. Не все изображения, выполненные в первые века после строительства храма, сохранились. Часть из них уничтожили иконоборцы в период с 726 по 843 годы.
На входе в храм располагается двор с фонтаном, в собор можно войти через девять разных дверей, входить через центральные врата имели права император и патриарх.
Культурное значение собора крайне велико для всего человечества. Удивительный собор-мечеть вобрал в себя многовековую историю народов, проживающих на территории современной Турции, бывшей Византийской империи.
Сегодня, зайдя в него, вы узнаете об особенностях культуры, искусства и религии сразу нескольких народов, и видите, как переплетались христианские и мусульманские верования.
Собор в наши дни
В источниках говорится о том, что значимая веха в истории собора завершается с падением Константинополя в 1453 году, когда в храме ищут спасение более десяти тысяч христиан.
В середине XV века храм становится мечетью Айя-София, а в 1935 году по указанию турецкого президента историки и исследователи начинают восстанавливать храм.
Собор Св.Софии официально становится музеем. Сейчас собор могут посетить все желающие, гости, паломники и верующие (в том числе немусульманских религий) и познакомиться с удивительными фресками и архитектурным ансамблем памятника. (см. иконы по дате рождения человека)
В 2006 году по просьбе мусульман им выделяют небольшое помещение в храме для проведения обрядов. В ближайшее время власти собираются сделать вход в музей бесплатным для гостей столицы Турции.
Мифы и легенды
С величайшим собором связано множество легенд и мифов. На мраморной плите храма сохранился отпечаток руки. В преданиях говорят о том, что его оставил Мехмед II после завоевания города. Во время сражения ему пришлось опереться на стену, чтобы сохранить равновесие.
В одной из ниш храма люди могут слышать шум в стенах, рассказывают, что один из священников укрылся в нише от штурма. Шум, который слышат гости собора – это бесконечная молитва Богу о спасении.
Нельзя не сказать и о плачущей колонне, покрытой медью. В легендах говорится, что нужно, положив руку в отверстие, ощутить влагу и загадать желание, оно непременно исполнится. Местные говорят о загадочном холодном окне, из которого в любой даже самый знойный день дует прохладный свежий ветер.