В романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» дуэль между Печориным и Грушницким занимает очень важное место. Автор не только показал характер своего главного героя, но о обозначил конфликт между образами-двойниками. Обе эти цели писатель поставил себе неслучайно: так он придал действию динамичности и драматизма, а содержанию – глубины и психологизма.
В столкновении Печорина и Грушницкого раскрывается противоречивый характер героя. Григорий до последнего не исключает возможности того, что простит и помилует юнкера, но только если он признает свой обман. Увидев упорство молодого человека, он решает стрелять. Позже он даже не чувствует укора совести после убийства, хотя даже циник Вернер отворачивается от него. Эта сцена обнажает и обостренное чувство справедливости героя, и его аномальную равнодушную безнравственность. Печорин является и борцом за правду, готовым простить раскаявшегося грешника, и аморальным убийцей, которого даже не тревожит пролитая кровь. Видя эту парадоксальность образа, читатель понимает, почему успешный, красивый и умный дворянин стал «лишним человеком».
Кроме того, писатель с помощью дуэли показал столкновение двух двойников. Один из них – позер, который нагло пользуется маской тоски и цинизма, чтобы придать себе веса в обществе. Другой – настоящий «страдающий эгоист», который действительно скучает и не находит себе места в банальном и предсказуемом окружении. Но в то же время Печорин подсознательно борется против конкуренции Грушницкого, он не хочет, чтобы люди сравняли их и воспринимали одинаково. Он презирает общество, но дорожит его мнением о своей персоне. В его мотиве еще раз проявляется парадоксальность характера, но это лишь догадки читателя. Сам Григорий ни за что бы не признал своей зависимости от мнений света. Пусть его ненавидят, боятся, критикуют, но не вышучивают, принимая его отчуждение за модную позу. Именно поэтому герой выживает юнкера из своего окружения и охотно примиряется с необходимостью его уничтожить.
Таким образом, значение целей дуэли Печорина и Грушницкого состоит в том, чтобы показать читателю все грани противоречивого характера «страдающего эгоиста» и сравнить его с менее удачной копией.