Один мой старый знакомый решил переквалифицироваться из собкоров газеты Верховной Рады Украины (еще в те времена, когда она еще на стала Верховной Зрадой) в… Нет, не управдомы, а в политолога, социолога, политконсультанта и пиарщика. В общем, всего понемногу. Он даже собственный институт политических исследований завел с мудреным названием. Весь институт – это он, секретарь для ответов на звонки и печатания бумажек и пара человек на подхвате.
Весь институт умещается в однокомнатном офисе, но зато на стенах висят многочисленные фотографии, на котором мой знакомый обнимается и ручкается со всеми президентами и всякими разными нардепами и министрами помаститее.
В пиаре есть такое правило – если ты рядом с кем-то крутым да еще и в обнимку, то все начинают думать, что ты тоже круче, чем яйца и горы. Ну, и внутренние понты от этого возрастают, если человек не особо умен.
Мой знакомый не был особо умен, но и дураком никогда не был. Все это он успешно использовал, чтобы зарабатывать на социологических опросах и выборах уровня район-область и иногда в Верховную Раду.
Знаете, есть такие люди, которым абсолютно ничего не светит, но у них есть деньги, и они готовы их потратить, чтобы стать каким-нибудь депутатом или мэром. Вот таких лохов на бабки мой знакомый и лохматил, причем, так, что на жизнь ему хватало.
И вот однажды он прокололся. В общем, ему заказали социологический опрос на тему, у кого из кандидатов какой уровень поддержки. Результаты таких опросов (опять же из правил пиара) служат одним из инструментов формирования общественного мнения в нужном направлении. А так как, если помните, мой знакомый был не особо умен, он сразу так в лоб и спросил, потому что от этого зависит размер оплаты его услуг: «А какой результат нужен?». В общем, он жидко обгадился, потому что этот разговор записали и обнародовали. Но мой знакомый не стал унывать. Он просто переключился на другие регионы и уже многие годы продолжает лохматить лохов.
К чему вся эта история? К тому, что на Украине опять выборы. Выборы, выборы, кандидаты… Кандидаты меряются рейтингами. Даже кандидатки с кандидатами меряются. Во всех рейтингах в первую тройку входят три кандидата. Но в практически одновременно появляющихся рейтингах, основанных, конечно же, на социологических исследованиях, но проведенных разными исследователями, они занимают разные места.
Порошенко, Тимошенко, Зеленский.
Тимошенко, Порошенко, Зеленский.
Зеленский, Тимошенко, Порошенко.
И так далее в разных конфигурациях.
Это может показаться странным. Но если вспомнить моего знакомого, то ничего странного нет. Не один он такой. Даже у серьезных социологических институций есть грань, за которой сумма оплаты начинает перевешивать опасение потерять репутацию независимых и объективных. Бабло всегда побеждает зло, особенно, когда речь идет о том, как убедить людей выбрать именно тот, в вовсе не этот сорт дерьма.
Но учитывая все это, где гарантия, что именно эти три кандидата – это действительно лидеры предвыборной гонки? «А какой результат нужен?». То-то же…