В начале весны 2019 года в небе над Житомирской и Хмельницкой областями проводились испытания боевого беспилотного летательного аппарата Bayraktar TB2 турецкого производства. Как отмечал П. Порошенко, в то время занимавший пост главы государства, испытания прошли успешно.
Соглашение на покупку турецких боевых беспилотников, напомним, было подписано в начале ноября минувшего года в рамках визита главы украинского государства в Турцию. Согласно условиям контракта, предполагалась поставка 6-ти боевых аппаратов, двух станций управления и двух сотен управляемых ракет. Помимо этого, были предусмотрены поставка комплекта запчастей, обучение персонала и сервисное обслуживание. Стоимость данного контракта была оценена в 69 миллионов долларов.
Украинская и турецкая стороны вели переговоры относительно поставок дронов на протяжении нескольких лет, в этот временной промежуток украинские представители военного ведомства посещали Турцию, знакомясь с различными этапами испытаний беспилотника.
Что представляет собой турецкий Bayraktar TB2?
Это оперативно-тактический беспилотник турецкого производства, оснащенный двигателем внутреннего сгорания Rotax 912 мощностью 100 лошадиных сил. Корпус аппарата оснащен системой автоматического взлета и посадки и выполнен из композитных материалов. Дрон способен нести авиационные бомбы и противотанковые управляемые ракеты. В длину аппарат достигает 6,5 метра, размах крыльев – 12 метров. Он может развивать скорость до 222 км/ч, крейсерская скорость при этом равна 130 км/ч. Радиус действия Bayraktar TB2 составляет 150 километров. Дрон способен нести нагрузку до 50 кг.
Турецкий беспилотник, нужно отметить, установил рекорд по продолжительности полета в ходе проведения испытаний – 24 часа 34 минуты.
Если говорить об истории создания Bayraktar TB2, то она весьма проста. Еще в 2007 году две компании, Baykar Technologies и Kale Group, получили от турецкого военного ведомства заказ разработать прототип перспективного беспилотного летательного аппарата. Спустя два года появился Bayraktar Block A, который и взяли за основу. В 2012 году его доработали и под видом Block B приняли на вооружение, после чего и началось серийное производство.
С того времени турецкие войска сделали заказ на 151 дрон, на данный момент получено лишь половину. Помимо этого, один комплекс (6 аппаратов) имеется на вооружении Главного управления безопасности и два комплекса – у Главного командования турецкой жандармерии.
Данные беспилотники достаточно широко используются на территории Сирии против курдов, а также непосредственно в самой Турции. Известно, что как минимум один аппарат был сбит в середине зимы 2018 года на турецко-сирийской границе.
Совсем недавно дрон турецкого производства не мог похвастаться экспортным успехом, и только в начале 2019 года один такой комплекс (6 беспилотников) был поставлен в Катар.
Что же касается украинско-турецкого сотрудничества, то все началось с того, что украинский госконцерн «Укроборонпром» находился в поиске беспилотников, которые уже были бы отработаны в серийном производстве и отвечали требованиям украинской армии. В начале текущего года было подписано соглашение о поставке украинской стороне турецких дронов. Количество закупленных аппаратов остается неизвестным, но осенью прошлого года появилась информация, что в контракте прописана покупка одного комплекса и двух сотен ракет.
Весной аппараты прошли испытания и были отправлены в зону вооруженного конфликта, по некоторой информации – в район Докучаевска в составе 35-й отдельной бригады морской пехоты.
Если в ближайшее время Украина получит еще какое-то количество ударных беспилотников, это будет означать усиление ударного потенциала украинской армии. Войска уже получили неплохой аппарат, который способен поражать цели с высоты около 5 км и имеет большую дальность полета.
Впрочем, с другой стороны, у турецкого дрона имеется и ряд недостатков. К таковым, к примеру, можно отнести относительно небольшую боевую нагрузку, что фактически означает, что авиабомбы или ракеты способны поразить лишь незащищенные объекты. В этом ничего удивительного нет, поскольку производители с самого начала проектировали аппарат для борьбы с партизанскими курдскими отрядами, поэтому основная задача его сводилась к тому, чтобы долгое время находиться в воздухе и в определенный момент, по команде поражать одиночные цели или небольшие караваны.
На юго-востоке Украине, напротив, идет полноценная война с применением танков и серьезных фортификационных сооружений. Поэтому определить, насколько эффективными в таком случае будут турецкие беспилотники, пока не представляется возможным.
К минусам также можно отнести и относительно невысокую крейсерскую скорость – всего 130 км/ч, но при этом достаточно большие размеры. Пока не совсем понятно, как поведут себя турецкие аппараты при активном радиоэлектронном противодействии, потому как боевой опыт использования Bayraktar TB2 ограничивается лишь операциями против небольших партизанских отрядов.
Хотя, вероятно, у украинских военных имеется связная концепция использования беспилотников, которая включает в себя использование не только турецких больших дронов, но и мелких беспилотников-камикадзе Warmate, серийное производство которых налажено в Чернигове. Эти аппараты имеют большую скорость и обладают способностью поразить цель максимально быстро.
Украинские перспективы производства БПЛА
Конечно, то обстоятельство, что Турция и Украина начали сотрудничество в военно-промышленном комплексе, может свидетельствовать об обмене технологиями и опытом. Поэтому, даже не зная всех условий контракта, можно предположить, что после проведения полномасштабных госипытаний украинская сторона захочет подписать контракт на локальное производство аналогичных беспилотников. Кроме того, не стоит забывать о том, что в Украине существует собственная разработка ударного беспилотника от «Антонова» — «Горлица». О ней практически ничего неизвестно, хотя по факту она мало чем отличается по своим техническим характеристикам от турецкого дрона.
Здесь в первую очередь необходимо понимать, что для украинского государства такое направление, как проектирование и производство беспилотников, не было приоритетным вплоть до 2014 года, когда возможности дронов были по достоинству оценены в условиях реальной войны. Конечно, 4 года очень мало для создания полноценного, эффективного беспилотного аппарата. Поэтому даже при наличии производственных мощностей, научно-технического потенциала производство таких аппаратов растягивается на годы.
С приобретением турецких беспилотников украинские военные промышленники приобретают и бесценный опыт в создании дронов подобного типа. Кроме того, БПЛА «Горлица» — это вовсе не предел потенциала украинской «оборонки». Следует напомнить, что в октябре 2018 года украинская сторона представила модель стратегического ударного беспилотника похожего на американский MQ-9 «Reaper». По планам, данная модель должна обладать очень неплохими характеристиками: максимальный вес полезной нагрузки до 1400 кг и взлетная масса до 6 000 кг. Конечно, это только модель, но, тут следует вспомнить еще и о том, что «Антонов» подписал соглашение о сотрудничестве со швейцарской компанией AIR-ION Technologies SA в рамках авиасалона в Фарнборо. Меморандум предусматривает совместные разработку и производство электрических и гибридных беспилотников.
Таким образом, можно говорить о том, что КБ «Антонов» имеет четкое представление о том, какими должны быть украинские ударные беспилотники, и амбиции не заканчиваются на БПЛА «Горлица». Но поскольку украинский оборонно-промышленный комплекс находится лишь в начале пути, то, соответственно, до создания стратегическо-ударных дронов еще далеко.
Отрицать пользу от поставок иностранных стратегических беспилотников, особенно в условиях, когда украинская армия остро нуждается в современном вооружении, нельзя. Пока отечественные аппараты находятся в стадии разработки, необходимо использовать опыт и возможности союзников.
Автор:
Валерий Бовал
Статьи из этой серии: