США является ведущей военно-морской державой в мире. Военно-морской флот США планирует закупить более пяти десятков кораблей и в итоге иметь 355 судов к 2034 году. Одним из новых кораблей будет новая подводная лодка стратегического назначения.
Фото: media.defense.gov
Разработка нового класса подводных лодок стратегического назначения началась в США в 2007 году. Так как предыдущие подлодки класса «Огайо» имеют срок службы до 2040 года, за 33 года необходимо было разработать и испытать подлодку. В 2008 году была открыта программа по разработке концепции новой подлодки, а через год Министерство обороны США выбрало вариант замены «Огайо». К 2010 году Совет по оборонным закупкам одобрил замену нынешних 14 подводных лодок с баллистическими ракетами класса «Огайо» по окончании срока их службы на 12 подлодок нового класса. В марте 2016 года ВМФ США объявили, что компания General Dynamics Electric Boat была выбрана в качестве генерального подрядчика строительства и сборки новой подлодки. В этом же году программа замены подлодок «Огайо» официально получила имя «Колумбия».
Конструкция
Подлодка будет комплектоваться модульными ракетными отсеками по четыре в блоке, которые разрабатываются совместно с Великобританией для ее подлодок «Дредноут». Размеры пусковых установок останутся прежними с диаметром в 221 см. Всего проект подлодки нового класса включает в себя 16 ракетных отсеков, использующих ракеты Trident II D5, в отличие от 24 установок в подлодках «Огайо».
В отличие от подлодок «Огайо», имеющих ядерный реактор, требующий дозаправки топливом на экваторе срока службы, новая подлодка «Колумбия» будет оснащена ядерным реактором с достаточным количеством топлива для питания корабля в течение всего срока ее эксплуатации. Хотя новым подлодкам не понадобится дозаправка, им все еще потребуется капитальный ремонт после 20 лет эксплуатации.
В отличие от других подлодок ВМФ США с механическим приводом, «Колумбия» будет оборудована силовой установкой с электроприводом. Ожидается, что это поспособствует ее более тихой и незаметной работе. Кроме того, электропривод оптимизирует использование мощности ядерного реактора более эффективным способом по сравнению с подводными лодками с механическим приводом, направляя получаемую энергию не только для движения судна, но и для других механизмов лодки.
Размер «Колумбии» в сравнении с «Огайо» останется примерно тем же. Только диаметр корпуса увеличится на 30 см. В то же время водоизмещение «Колумбии» будет на 2 тонны больше. Подлодка «Колумбия» (как и «Огайо» до нее) будет самой большой подлодкой, когда-либо построенной в США. Кроме этого, по сообщениям ВМФ США, лодки класса «Колумбия» будут оснащены самыми современными технологиями скрытности. Ожидается, что новые подводные лодки будут служить как минимум до 2080-х годов.
Сроки
ВМФ США хочет закупить первый корабль класса «Колумбия» в 2021-м, а второй – в 2024 году, остальные 10 – из расчета один в год с 2026 по 2035 год. В соответствии с этим графиком головная лодка будет построена в 2028 году, вторая в 2031-м, а остальные 10 – по одной в год с 2033-го по 2042-й. Головная подлодка с 2028 года будет проходить многократные испытания, а в 2031 году выйдет на боевое дежурство.
Стоимость программы
Первоначально, по оценкам ВМФ, в ценах 2017 года стоимость головного корабля оценивалась в $8,2 млрд, а стоимость последующих 11 единиц – в $6,5 млрд. Стоимость проектирования оценивалась в $13 млрд. В 2018 году Главное бюджетно-контрольное управление США оценило программу в $102,1 млрд, в том числе $12,9 млрд на проектирование и $89,1 на производство. Без учета стоимости модернизации ракеты Trident II D5 стоимость эксплуатации каждой подлодки оценивается ВМФ в $119 млн в год.
Финансовые проблемы
Как показывает история реализации других проектов ВМФ США, строительство многих судов обходилось значительно дороже, чем предполагалось. Несмотря на то, что многие технические решения «Колумбии» будут заимствоваться у уже строящихся подлодок класса «Вирджиния», существенно повлиять на снижение стоимости программы это не сможет. Так, доклад ВМФ от 24 января 2017 года указал, что у флота нет уверенности в стоимости свинца для «Колумбии» и в закупочной стоимости 2-12 кораблей. Это означает, что флот предполагает рост расходов на производство подлодок.
В 2018 году ВМФ пересмотрел свои оценки программы и увеличил стоимость головного корабля на $5 млрд, что составило $13,2 млрд. Последующие корабли оцениваются в $6,6 млрд каждый, что на $0,1 млрд выше предыдущих оценок. Предполагаемая общая стоимость 12 подводных лодок составит $85 млрд, или в среднем $7,1 млрд за каждый корабль. Затраты на проектирование были оценены в прежнюю сумму в $13 млрд, в результате чего общая стоимость программы, по данным ВМФ, составила $98 млрд долларов.
Еще более негативно оценивает бюджет программы «Колумбия» Бюджетное управление Конгресса. По его оценкам, покупка головной подлодки обойдется в $13,6 млрд, а производство всех 12 подводных лодок – в $93 млрд, или в среднем в $7,7 млрд каждая. Проектирование оценивается в дополнительные $13-17 млрд. Однако (по ценам 2018 года) с учетом инфляции к 2030 гг. стоимость может возрасти минимум до $128 млрд.
Сократить стоимость программы могла бы покупка сразу всех подлодок или блока из нескольких субмарин. Однако это снижает гибкость программы. Если по каким-либо причинам количество требуемых подлодок сократится, купленные материалы и оборудование останутся невостребованными.
Другими вариантом является сокращение числа самих подлодок. Тем более что в разное время независимые исследовательские центры и Бюджетное управление Конгресса предлагали варианты производства от 6 до 10 подводных лодок. Однако «Обзор ядерной политики администрации Трампа», выпущенный в феврале 2018 года, говорит, что минимум 12 подлодок класса «Колумбия» придут на замену нынешнему флоту. То есть никакой вариант сокращения числа подлодок невозможен.
Технические проблемы
В программе «Колумбия» уже возникли по меньшей мере две технические проблемы. О первой стало известно в 2017 году – связана она с проблемами в разработке электропривода. Через год обнаружилась еще одна проблема – в первых блоках пусковых установок был обнаружен дефект сварных швов. Кроме того, сложности могут возникнуть у проектирования интегрированной энергетической системы. ВМФ давно не строил подобных лодок, а время на испытание этой системы отвел только между 2018 и 2020 годом. Это также может негативно повлиять на проект.
Проблемы с силовой установкой до сих пор не решены. Так, Главное бюджетно-контрольное управление США в апреле 2019 года заявило, что военно-морской флот продолжает испытывать проблемы с электроприводом, которые потенциально могут повлиять на конструкцию подводной лодки. Производственный дефект, который повлиял на первый приводной двигатель системы, потребовал обширного ремонта и девяти месяцев незапланированных испытаний. Это может ограничить возможности для принятия своевременных корректирующих действий в случае обнаружения проблем во время испытаний подлодки.
Проблема сроков
Военно-морской флот планирует начать строительство головного корабля в 2021 году и рассчитывает построить его через 84 месяца. Это значительно меньше, чем сроки строительства любой другой подводной лодки, в том числе во время холодной войны, когда темпы строительства находились на самом высоком уровне. ВМФ, чтобы избежать срыва проекта по срокам (в том числе из-за вероятной задержки в поставке некоторых компонентов), принял решение начать предварительное строительство модулей управления кормовой и носовой части подводных лодок за шесть месяцев до октября 2020 года, когда будет заключен контракт и выделены средства на строительство головной субмарины. До этого срока элементы подлодки должны быть готовы на 83%. Однако ускорение строительства может еще больше усугубить проблемы нестабильности конструкции, поскольку существуют некоторые компоненты, которые все еще разрабатываются, хотя находятся в механизмах, включенных в строительство до заключения контракта.
Тем не менее проблемы «Колумбии» некритичны. С 2013 года ВМФ США определяет программу «Колумбия» в качестве приоритетной, то есть она будет финансироваться, даже если это произойдет за счет других военно-морских программ. Поэтому или ВМФ будет жертвовать строительством других кораблей либо искать финансовые решения, например переложит финансирование программы из своего бюджета на бюджет Министерства обороны.
Автор: Максим Старчак – научный сотрудник Центра международной и оборонной политики Университета Куинс