Максим Старчак – научный сотрудник Центра международной и оборонной политики, Университет Куинс
В 2006 году Министерство обороны США инициировало разработку бомбардировщика нового поколения (Next-Generation Bomber), который должен был вступить в строй в 2018 году. В конкурсе на разработку нового бомбардировщика участвовали компания Northrop Grumman и команда в составе Boeing и Lockheed Martin. Однако в 2009 году министр обороны Роберт Гейтс объявил о закрытии программы нового бомбардировщика. Минобороны хотело изучить новые технологии и решить – должен ли новый самолет пилотироваться дистанционно и иметь возможность нести ядерное оружие. Был проведен дополнительный анализ, и в 2011 году сформирована программа нового бомбардировщика – Long-Range Strike и новые требования к проекту.
В 2015 году Министерство обороны выбрало главным исполнителем программы нового бомбардировщика корпорацию Northrop Grumman и заключило с ней контракт. Стоимость программы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ оценивается в $80 млрд. Проектируемый бомбардировщик получил официальное наименование B-21 Raider. B-21 будет иметь большую дальность полета и станет носителем как обычных, так и ядерных вооружений с возможностью проникновения и выживания на передовых рубежах ПВО. Средняя стоимость единицы самолета оценивалась в $564 млн в ценах 2016 года. Все это говорит о том, что самолет будет дозвуковым. B-21 Raider будет иметь конструкцию летающего крыла, не отличающуюся от B-2, хотя с более простой формой. Его размеры будут примерно такими же, что у B-2. Проект предполагает, что B-21 будет многоцелевой машиной, способной выполнять роль как классического бомбардировщика-невидимки, так и истребителя, а также сможет использоваться для сбора информации и управления боем. По-видимому, из-за своей формы B-21 будет работать на больших высотах, чтобы отражать радиолокационные волны.
По проекту B-21 способен пилотироваться как экипажем, так и дистанционно. Однако первые модели B-21 станут пилотируемыми самолетами. Беспилотные возможности пилотирования и ядерный потенциал будут разработаны через несколько лет после оперативной готовности первых самолетов. Так как проект был в высокой степени разработки до заключения контракта, оперативной готовности самолетов планируется достичь примерно в 2025 году. К этому сроку Министерство обороны должно получить 21 бомбардировщик, плюс 2-3 испытательных образца.
Такая скорость – 10 лет от контракта до первой партии – считается очень быстрой, так как на схожие проекты обычно уходит около 20 лет. На скорость производства B-21 повлияет то, что бомбардировщик создается не через отдельную программу, а как часть обширного «семейства ударных систем», то есть многие системы B-21 будут заимствованы у уже существующих самолетов ВВС США. Схожие с B-2 габариты предполагают такое же количество вооружений. В частности, ожидается 2 отсека для боеприпасов, каждый из которых способен нести 8 бомб или ракет. Известно, что отсек для боеприпасов будет иметь гибкую структуру для возможности установки как текущих, так и будущих вооружений. Чтобы снизить расходы, военно-воздушные силы могут выбрать вращающуюся пусковую установку бомбардировщика B-2.
Предполагается, что ядерная модель B-21 будет вооружена крылатой ракетой большой дальности следующего поколения и модернизированными ядерными гравитационными бомбами свободного падения B61-12. Комбинация двух видов оружия позволит B-21 использовать свои крылатые ракеты, чтобы расчистить путь через сеть противовоздушной обороны противника, прежде чем сбросить бомбы B-61 на первичные и вторичные цели.
Для конвенциональных миссий B-21 будет нести крылатую ракету большой дальности AGM-158 JASSM и бомбы со спутниковым наведением GBU-31. Кроме того, B-21 может быть использован в качестве ракетного грузовика, для запуска до 16 AGM-158 JASSM по вражеским целям на расстоянии или для проникновения через менее изощренную ПВО противника для доставки GBU-31 до цели. B-21 также должен будет нести противобункерную авиационную супербомбу в 13,6 тонн – самую большую конвенциональную бомбу в арсенале США. По косвенным данным можно судить, что в качестве двигателей рассматриваются два варианта: F-100 (размещенный на истребителях серии F-15 Eagle) и F-135 (размещенный на многоцелевых истребителях F-35 Joint Strike Fighter). Вероятно, выбор будет в пользу последнего из-за его потенциала роста и возможности снижения стоимости.
Несмотря на имеющиеся сходства с бомбардировщиком B-2, есть важные различия. В B-21 двигатели будут расположены ближе к основанию крыла, где они займут место между крылом и фюзеляжем, в то время как парные двигатели B-2 заметно отделены от фюзеляжа. Воздухозаборники двигателей B-21 будут расположены под углом и не будут иметь зубцов, как у B-2. У B-21 также появятся надкрыльные сопла, что поможет замаскировать четыре двигателя в инфракрасном диапазоне.
Бомбардировщик будет создаваться с так называемой аппаратно-программной системой «открытой архитектуры». В результате, в отличие от B-2, B-21 может стать первым в США многоцелевым бомбардировщиком. Спецификация открытой архитектуры должна гарантировать, что будущие обновления легко интегрируются в B-21. Отсек для боеприпасов может превратиться в отсек полезной нагрузки, в который будут загружены средства наблюдения и разведки, связи, радиоэлектронной борьбы и беспилотники, что облегчит выполнение различных задач в различных условиях.
Минобороны США планирует закупить минимум 100 самолетов. Предположительно их производство должно завершиться в конце 2030 гг. B-21 предназначен для первоначальной замены 20 стратегических бомбардировщиков B-2 и 63 B-1, которые планируется вывести из состава ВВС к 2040 году. Таким образом, бомбардировочный флот увеличится с 159 до 176 самолетов (76 B-52 и 100 B-21). Первоначально штаб ВВС США заявлял, что им нужен флот из 165 бомбардировщиков. Однако позднее было объявлено о планах увеличить флот бомбардировщиков на 56% – с 9 до 14 эскадрилий. 5 эскадрилий – минимум 75 самолетов, что говорит о возможности увеличения числа B-21 на 58 единиц. Также на развитие программы нового бомбардировщика может оказать необходимость дополнительного финансирования ядерного потенциала B-21. Возможно, количество ядерных моделей B-21 будет уменьшено в пользу других носителей.
В настоящее время на заводе ВВС 42 в Палмдейле, Калифорния, где планируется производить B-21, ведется подготовка производственной линии. В конце ноября 2018 года ВВС успешно провели критический анализ проекта B-21. Он прошел соответствие техническим требованиям, и корпорация Northrop Grumman получила разрешение на сборку и испытание самолета.