Сайт о рекламе, экономике, событиях
В годы Великой Отечественной войны российские музеи, библиотеки и архивы утратили больше миллиона экспонатов. Периодически музейные сотрудники обнаруживают уцелевшие предметы на европейских аукционах или в частных коллекциях, а потомки солдат Вермахта добровольно отправляют их в Россию. Артем Шарипов — об историях справедливого возвращения.
Немецкий солдат Отто Хоффман представлял, кого видит на фото, а вот советские начальники одного из лагерей не предполагали, и, отпуская военнопленного, вернули ему похищенные из Гатчины экспонаты. Кто ж в 1947 году знал, как выглядит царская семья? Братья и сестры Николая II в непринужденной домашней обстановке, пьют чай, рыбачат.
АЛЕКСАНДРА ФАРАФОНОВА,старший научный сотрудник ГМЗ «Гатчина»: «Николая II нет. Он редко бывал в Гатчине, а если и бывал, то официально».
Возвращают и картины. Числятся утраченными тысяча полотен, вновь обретенные пока только 400. Одним из последних нашли молодого Павла неизвестной кисти. Возвращать полотна также тяжело, как и фотографии: нужно, чтобы на картине сохранился номер и маркировка музея.
АЙСУЛУ ШУКУРОВА,старший научный сотрудник ГМЗ «Гатчина»: «Эти номера можно попытаться убрать, их можно отрезать. В некоторых случаях это делается».
Номера — единственное доказательство. Не покупать же картины на собственные деньги. Такой статьи в бюджете музея просто нет. Можно, конечно, попробовать вернуть выставленные на торги ценности через Интерпол, но пока машина розыска набирает ход, товар обычно продают. Так было с офицерским кортиком, появившимся на торгах в 13-м году.
МАРИЯ КИРПИЧНИКОВА,старший научный сотрудник ГМЗ «Гатчина»: «Чтобы обратиться в Интерпол, надо было пройти нашу инстанцию. Я пришла в полицию и сказала, что у нас похитили кортик в 45-м году. На меня косо посмотрели».
Даже на государственном уровне нет договоренности, а значит и системы, по которой бы страны обменивались вывезенными ценностями. В России в 98-м вышел закон о реституции, в котором говорится, что страна не должна возвращать приобретенные во время войны раритеты. В Германии также признают безграничность подобной работы.
КОРИННА КУР-КОРОЛЕВ,историк: «Тема всегда продолжается. Постоянно что-то происходит, сложно остановиться».
Остается только восхищаться подвигом работников, которые в 1941 году смогли эвакуировать самые ценные, — вернее, бесценные экспонаты,— загрузив эшелоны сверх меры.
Читайте нас в «Яндекс.Дзене».
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
© 2024 Advert Journal Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru
Хотите получать обновления?
Подпишитесь, чтобы не пропустить новые публикации