Понедельник, 23 декабря 2024   Подписка на обновления
Понедельник, 23 декабря 2024   Подписка на обновления
Популярно
8:02, 08 июня 2019

Конные стрелки византийской армии VI века


 

Снаряжение

Исходя из тактики византийских войск, в том числе описанных в Стратегиях, ключевой принцип ведения боевых действий сводился к перестрелкам и попыткам как можно дольше не сходиться врукопашную. А вот, например, решение короля Тотилы не использовать луки и стрелы, а только копейщиков, в сражении у Тагина в 552 г. стоило ему победы. Битва на реке Касулине в 553 г. (совр. Вольтурно) была выиграна Нарсесом в том числе и благодаря тому, что находящиеся на флангах конные стрелки безнаказанно расстреливали «свинью» алеманов и франков.

Конные стрелки византийской армии VI века

 

Пряжка в виде коня. Вестготы. VI в. Археологический музей. Мадрид. Испания. Фото автора

Конные стрелки византийской армии VI века

Изображение всадника. Лен. Египет. V—VII вв. Инв. № Е26536. Лувр. Париж. Франция. Фото автора

Лучники-всадники (ίπποτоξόταί) составляли, согласно «Стратегикону» Маврикия, две третьих от всех курсоров. Курсоры – это всадники, находящиеся в передовой линии и которые участвуют в преследовании врага. Наличие защитного вооружения — забы, дававшего возможность кавалеристам попеременно сражаться то копьем, то луком, в принципе, делала воинами-стрелками всех всадников. Об этом говорил Агафий Миринейский:

«Всадники были расставлены по краям с обеих сторон, вооруженные копьями и легкими щитами, мечами и луками, некоторые имели сариссы».

Конные стрелки византийской армии VI века

Медальон с охотящимися. Сирия VIII вв. Лувр. Париж. Франция. Фото автора

Стрелки были в защитном вооружении и без него, как писал Фиофилакт Самокитта:

«Они не были одеты в доспехи, так как не знали, что им предстоит встретить. Ни шлемы не прикрывали их головы, ни панцирь не защищал груди, чтобы железом отразить железо, — не было этой охраны тел, идущей вместе с охраняемым и ему сопутствующей; славный подвиг заставил их ослабить свою бдительность, а победа героев, сильных духом, не умеет учить осторожности».

Стратиоты поступали на службу со своим оружием и снаряжением для стрельбы, именуемым токсофаретра, в то время как снаряжение и одежду предоставляло государство.

Токсофаретра, или, по-древнерусски, саадак — это лук, стрелы и предметы для их хранения, колчан-фаретра и налучие. Часть предметов для хранения могли быть нераздельны, составляли единый комплекс: колчан и налучие составляли один футляр.

Собственно, лук VI в., технические детали которого были заимствованы у северных кочевников: сарматов и гуннов, был сложносоставной, части его составлялись из рога. По размерам он уступал персидскому и гуннскому. Такой лук, можно отчетливо видеть на шелковом медальоне (накладке на одежду) из Эрмитажа: два всадника со средней величиной луками охотятся на тигров. Если судить по дошедшим до нас изображениям (Большой императорский дворец, Базилика на горе Небо, египетская пластинка из Тира, мозаики из Мадаба, Иордания), лук был длиной 125-150 см., в зависимости от того, кто его использовал: «луки по силе каждого». Для сравнения традиционный сложный лук гуннов был ≈160 см, а более технологичный, аварский, ≈110 см. Усилия зависело от силы стрелка, силы лука и тетивы. Стрелы были длиной 80-90 см. В колчане, согласно воинскому наставлению, должно было быть 30-40 стрел.

Конные стрелки византийской армии VI века

Лучник. Мозаика Большого Императорского дворца. VI в. Музей мозаики. Стамбул. Турция. Фото автора

Воины обязаны были заботиться о сохранности тетивы, иметь запасную, сберегать их от сырости. Аноним VI в. рекомендовал стрельбу не по прямой, а по касательной, исключая стрельбу по ногам коней. В то же время стрельба должна была быть прицельной, а не по навесной, как любят изображать в современных исторических фильмах. Тем более, такой плотности стрельбы, как показывают в современных фильмах, не могло быть. Стрелы, выпущенные по навесной, будучи отраженные щитами, никуда не попадали.

Лук натягивался двумя способами: римским и персидским. Первый – «пальцы кольцом»: большим и указательным, но не смыкаясь, как на мозаике из Большого императорского дворца. Второй – тремя сомкнутыми пальцами. Для защиты частей рук при стрельбе использовались браслеты на запястье рук и кольцо для большого пальца. Аноним VI в. считал, что в случае усталости, стрелок должен уметь вести стрельбу и тремя средними руками, как персы:

«Римляне всегда пускают стрелы медленнее [ в отличие от персов – В.Э.], но поскольку луки их чрезвычайно крепкие и туго натянуты, и к тому же сами стрелки — люди более сильные, их, стрелы значительно чаще наносят вред тем, в кого они попадают, чем это бывает у персов, так как никакие доспехи не могут выдержать силы и стремительности их удара».

Хорошие стрелки из луков

Полководец Велисарий, сравнивая ромейскую конницу с готской, отмечал: «…разница в том, что почти все римляне и их союзники гунны являются хорошими стрелками из луков верхом, а из готов с этим делом никто не знаком».

«Они, — писал о ромейских всадниках Прокопий, — прекрасные наездники и могут без труда на полном скаку натягивать лук и пускать стрелы в обе стороны, как в бегущего от них, так и преследующего их неприятеля. Лук они поднимают до лба, а тетиву натягивают до правого уха, отчего стрела пускается с такой мощью, что всегда поражает того, в кого попадает, и ни щит, ни панцирь не может отвратить ее стремительного удара».

Конные стрелки византийской армии VI века

Уздечка. Северный Кавказ. VI—VII вв. ГИМ. Москва. Россия. Фото автора

Виды одежды

В рамках статьи о всадниках я хотел бы остановиться на двух видах их одежды, упомянутых в источниках, но не имеющих однозначного объяснения в исторической литературе. Речь идет о гиматии и гунии.

Гиматий – это верхняя одежда, который одни исследователи считают плащом, который гораздо бóльших размеров, чем хламида, и в который, при необходимости, можно было плотно укутаться. Другие видят в нем специальную, поддоспешную тунику.

В VI в., да и позднее, он изначально обозначал просто плащ или паллиум, как в позднеримскую эпоху. Во время голода, при осаде, в Риме 545 г. отец семейства, закрыв лицо гиматием т.е. плащом, бросился в Тибр. Из «Книги Эпарха» мы знаем, что гиматий это синоним плаща, гиматий упоминается в тактике Льва Х в. Византийская иконография, и не только VI в., дает нам массу изображений святых и простых смертных в плащах, подобных гиматию или паллиуму. Так, в Сен Витале мы видим фигуры, как в ниспадающих плащах, так и в плащах, используемых на манер гиматия, т. е. обернутых вокруг корпуса.

Таким образом, во-первых, в VI в. это плащ, в виде прямоугольного куска ткани, с прямоугольным вырезом для головы, с открытой только правой рукой и полностью закрытой плащевой тканью левой рукой, хотя, конечно, он мог использоваться и как пенула, у которой можно было открыть обе руки (епископ Максимин из Сен Витале в Равенне).

Во-вторых, в VI в., гиматий определяется как поддоспешная одежда, «шинель». Аноним VI в., писал о том, что защитное вооружение

«следует надевать не прямо на исподнее [хитон], как это делают некоторые, стремясь уменьшить тяжесть вооружения, но на гиматий, толщиной не менее пальца, чтобы, с одной стороны, вооружение, плотно облегало тело, вместе с тем не травмировало его своим жестким соприкосновением».

Маврикий противопоставляет этот тип одежды плащу или накидке:

«Гиматий, то есть, зостарии, изготовляемые по аварскому образцу либо из льна, либо из козьей шерсти, либо из другой шерстяной ткани, должны быть просторным и свободными, чтобы во время езды ими можно было прикрывать колени и поэтому иметь хороший внешний вид».

Объяснение, возможно, нам дает древнерусский период. В Остромировом Евангелие гиматий был переведен как риза (фелонь). Таким образом, гиматий не только общее название плаща, но и название одеяния похожего на ризу: плащ, близкий к пенулле, с вырезом, посредине ткани для головы, Таким образом, его использование, как поддоспешного одеяния вполне объяснимо: он одевался через голову, подпоясывался и на него мог быть надет доспех, он позволял закрывать колени при езде на коне.

Конные стрелки византийской армии VI века

Детская туника с капюшоном. Египет. V- VI вв. Инв.№ Е29525. Лувр. Париж. Франция. Фото автора

А какое снаряжение использовалась поверх доспеха?

Снаряжение поверх доспехов

Маврикий писал о том, что

«всадникам следует позаботиться о том, чтобы когда они в полном вооружении, в панцире и имеют при себе луки, и если, как это случается, пойдет дождь или воздух станет сырым от влаги, то они, надев эти гунии поверх панцирей и луков, смогли защитить свое вооружение, но и не были бы ограничены в движениях, если они захотели бы использовать либо луки, либо копья».

В большинстве поздних «Стратегий» «плащ», прикрывающий доспехи и оружие, да и самого всадника, имеет такое же описание как гуния, но именуется он по-другому. У императора Льва текст находим название эплорика – «на лорику» (Éπιλωρικια). Никифор II Фока в Новеллах и Стратегике называет ее эполорикой (Éπλωρικα):

«И сверху кливаниев носить накидку с грубым шелком и хлопком. А из подмышек выходить их рукавам. Рукавам же висеть сзади на их плечах».

В работе «О боевом сопровождении» читаем:

«…войска, облаченные в доспехи и накидки, именуемые эпаноклибанами»

. Такой плащ-накидка на Руси назывался охобенью (охабень), а у арабов — бурнусом.

Конные стрелки византийской армии VI века

Бурнус. Музей исламского искусства. Стамбул. Турция. Фото автора

Этот плащ-накидка попал к ромеям, как и многие другие предметы одежды, с востока, от народов-всадников. Археологические находки говорят о том, что этот плащ мог быть не только из грубых материалов, но и из более качественных, дорогих тканей: такой легкий плащ VII в. из Антиноополиса (Египет), сшитый из сине-зеленого кашемира с отделкой из шелка.

Гуния, таким образом, – широкий, кавалерийский плащ, с рукавами и прорезями для рук или без них, грубой выделки из войлока, шелка или хлопка, может быть с капюшоном или без него, аналогичный плащ в пехоте назывался кавадием (καβάδιον).

Это статья является заключительной в цикле рассмотрения византийских всадников VI в. по данным исторических источников. Логичным продолжением будут статьи, посвящённые знаменитой римской пехоте на новом историческом этапе VI в., этапе восстановления Римской империи.

Автор:
Ващенко Э., к.и.н.


Добавить комментарий

© 2024 Advert Journal
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru