Суббота, 23 ноября 2024   Подписка на обновления
Суббота, 23 ноября 2024   Подписка на обновления
Популярно
3:57, 02 апреля 2019

Лукашенко закрутил интригу с латышско-литовскими и российскими портами


Лукашенко закрутил интригу с латышско-литовскими и российскими портами

Союзник Москвы увеличивает поток грузов через Прибалтику, игнорируя морские ворота РФ

 

Сергей Орлов

 

Лукашенко закрутил интригу с латышско-литовскими и российскими портами

На фото: контейнеровоз в Рижском Свободном порту, Латвия (Фото: Victor Lisitsin/Russian Look/Global Look Press)

 
 

 

 

Может показаться, будто Александр Лукашенкоприступил к выполнению своего обещания наказать Литву за то, что та никак не хочет признавать строящуюся Белорусскую АЭС и требует ее закрытия. Грузовладельцы из Белоруссии все чаще направляют свои грузы через Латвию, сказал агентству LETA председатель правления Латвийских железных дорог («Latvijas dzelzceļš» — LDz) Эдвин Берзиньш, упомянув, что часть белорусской перевалки теряет Клайпедский порт.

Напомним: два года назад Батька предлагал Вильнюсу вместе эксплуатировать Белорусскую атомную электростанцию. «Литовская республика часто поднимает этот вопрос. Я это нормально воспринимаю и недавно литовцам предложил: сколько мы будем ссориться из-за этой станции, давайте ее вместе простроим и будем эксплуатировать, как белорусско-литовскую станцию, чтобы она обеспечивала электроэнергией и Беларусь, и Литву, если нужно Латвию, Эстонию, Польшу и другие государства».

Латвия и Эстония не выступают против Белорусской АЭС, а вот Литва устами президента Дали Грибаускайте категорически требует закрытия недостроенного объекта, который даст ток в конце этого года и пока безуспешно пытается так же настроить страны Евросоюза. Литва своими же руками угробила построенную в 1983 году Игналинскую АЭС, выполняя требование Еврокомиссии в пользу, видимо, европейских лоббистов, не сумела реализовать свой проект новой атомной электростанции и накинулась как белорусский проект: станция строится в 50 километрах от Вильнюса у огорода Островец. То ли зло берет, то ли обидно. В общем, в результате Лукашенко рассердился и сделал публичное заявление в прошлом году: «Если Литва не очень хочет с нами сотрудничать, так надо делать упор на Латвию».

 

И вот Эдвин Берзиньш сообщил, что в прошлом году объем белорусских грузов через латвийские порты вырос на 10%. Вроде бы реализуется угроза Александра Григорьевича.

Но это, мягко говоря, не совсем так. На самом деле цифры лукавы. При внимательном их рассмотрении обнаруживаешь, что рост перевалки белорусских грузов через порты Латвии не обязательно в полной мере связывать с перевалкой в Клайпедском порту. Более того. Грузооборот Клайпедского порта в прошлом году, оказывается, вырос на 7,3%.

Правда, СМИ цитируют директора контейнерного терминала «Klaipedos konteineriu terminalas» (KKT) Вайдотаса Шилейку, который сказал: «Если говорить о таких грузах, как удобрения и нефтепродукты, то мы не можем исключить вероятности принятия решений и дачи указаний госпредприятиям изменить порты перевалки и экспорта. Этого, возможно, не стоит исключать». Ну, так из этого высказывания как раз и следует, что угроза Лукашенко остается угрозой, а не действием.

 

А откуда же тогда взялись эти 10% в Латвии?

Вот еще цифры. Оказывается, часть своих грузов Батька перенаправил с Евразийского экономического союза, куда входят, казалось бы, верные союзники Минска, в первую очередь Россия, на Евросоюз, и эксперты связывают это с ростом перевалки через Латвию. Не выходит ли так, что Лукашенко «наказывает» не Литву, а союзнические страны, входящие в ЕАЭС?

«В сфере транспортировки грузов Белоруссия сейчас очень активна по многим направлениям, и я вижу, что свои плоды приносит и представительство, которое мы открыли в Минске. Мы также намерены его расширять», — сказал глава Латвийских железных дорог. Подчеркнул: «В сотрудничестве с Белоруссией мы предлагаем грузовладельцам достаточно солидную экономию, и как мы видим, они все чаще предпочитают направлять свои грузы через Латвию, а не через Клайпеду в Литве». А вот про ЕАЭС не сказал. Эксперты утверждают, что Латвия все же оттянула часть наливных грузов у Литвы, имея в виду белорусский нефтетранзит. Может быть, и так, но при этом доля белорусских грузов в Клайпедском порту почему-то осталась на уровне 30%. За счет удобрений «Беларуськалия», что ли, поток которых много лет идет именно через Клайпеду?

То есть Минска на самом деле поддерживает на плаву прибалтийские порты. Похоже, Батька упорно игнорирует российские. В Минске в ответ скажут о выгоде, о рыночных отношения. Вот и Берзиньш рассуждает о преимуществах латвийских портов. Ну, тогда напомним вот что.

 

В августе 2017 года Владимир Путин заявил: «На белорусских НПЗ перерабатывается наша нефть, другой там нет и вряд ли появится, поэтому это нужно запакетировать — получение нашей нефти от соответствующих вопросов использования нашей инфраструктуры». То есть предложил переориентацию нефтеналивных грузов Белоруссии и увязал процесс с преференциями для Минска. Тогда даже началась соответствующая межгосударственная договорная работа. И остановилась. И нефтеналивные грузы стала получать Латвия.

В этой связи обращаешь внимание на любопытную словесную перепалку премьер-министра Литвы Саулюса Сквернялиса со своим президентом Далей Грибаускайте. «С латышами мы являемся друзьями, соседями, нас связывают очень тесные узы, общая история. Однако вместе мы являемся и конкурентами: говоря о вопросах энергетики, морских портах, погрузках, транспорте», — заявил глава литовского кабмина. А Даля Грибаускайте в ответ возмутилась: мол, своим заявлением о том, что латыши литовцам не братья, премьер-министр Саулюс Сквернялис принес Литве позор мирового масштаба.

Но что такого в словах Сквернялиса, если они вдруг справедливы? Или президент Литвы знает больше своего премьера?

 


Добавить комментарий

© 2024 Advert Journal
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru