Зампредседателя комитета Госдумы по охране здоровья Леонид Огуль («Единая Россия») предложил объяснять водителям, после принятия каких лекарств нельзя садиться за руль.
Ранее начальник управления ДПС, специальных мероприятий и правоприменительной деятельности ГИБДД Александр Быков сообщил, что ГИБДД России совместно с Минздравом планируют приравнять некоторые медицинские препараты к наркотическим средствам и алкоголю. В частности, по его словам, это касается препарата «Димедрол».
«Нужно объяснять людям, что, садясь за руль под действием некоторых лекарственных препаратов, человек рискует не только своей жизнью, а значит должен понимать и меру своей ответственности, и возможные риски, связанные с наказанием за пренебрежение этими фактами», — сказал парламентарий в четверг журналистам.
Огуль убежден, что «нужно контролировать все, что связано с повышенной опасностью для людей». «Но эта тема очень серьезная и сужать ее только до седативных средств, которые влияют на физические и психические реакции водителя, я считаю, неправильно, — отметил он. — На аварийность может влиять применение даже таких безобидных препаратов, как капли в глаза или, например, процедура электросна». «После них тоже нельзя сразу садиться за руль, но разве анализы могут указать на то, что именно их применение стало причиной аварии?» — задался вопросом политик.
Кроме того, есть седативные средства, которые содержатся в крови дольше суток, хотя воздействия на работу мозга, на внимательность человека они уже не оказывают, констатировал зампред думского комитета и привел в качестве примера корвалол и валокордин. «В них есть фенобарбитал, который имеет свойство накапливаться в организме, а время его вывода может растянуться на несколько дней. Хотя через шесть часов после приема он уже не способен влиять на физическое и психическое состояние человека», — добавил он. «Я хочу сказать, что принимать такого рода поправки в закон нельзя без детальной проработки, потому что очень трудно доказать, что авария произошла именно из-за терапевтического приема лекарства», — подчеркнул Огуль.
Он подтвердил, что проблема с приемом автомобилистами седативных препаратов действительно существует. «И то, что они влияют на работу организма, на работу головного мозга, прописано в инструкциях по их применению, поэтому решать задачу нужно всесторонне», — уверен парламентарий. «Для начала выяснить, в каком проценте случаев ДТП виною оказалось употребление водителями лекарственных препаратов», — предложил он. «Я, например, такой статистики не видел; когда картина будет ясна, [нужно будет] искать решение проблемы, в том числе вести разъяснительную работу с населением», — заключил Огуль.
Практически все знают, что препараты, влияющие на психику или зрение, лучше не принимать, если вам нужно ехать на автомобиле. Люди понимают, что многие из таких лекарств могут нарушать резкость зрения, вызывать сонливость или заторможенность и тем самым повышать аварийность за рулём.
Но существует большое количество препаратов, об опасности приёма которых водители даже не догадываются. Например, есть группа суперпопулярных лекарств для лечения диареи, которые обладают схожим побочным эффектом с психотропными препаратами, – они тормозят нервную систему, могут вызывать сонливость, а при передозировке даже вызывают нарушение координации. Эти лекарства создавали по образу и подобию опиоидов (у них мощный закрепляющий эффект), но сделали так, чтобы они были лишены наркотического действия. Однако полностью исключить их влияние на нервную систему не удалось. Речь о препаратах с лоперамидом, они продаются под разными коммерческими названиями.
Ещё один пример из области гастроэнтерологии – средства с метоклопрамидом. Их назначают при массе состояний – при рвоте, тошноте, при сниженном тонусе желудка и кишечника, дискинезии желчевыводящих путей, рефлюкс-эзофагите, метеоризме. И они тоже вызывают сонливость.
Золотое правило
Вообще препаратов, которых нужно избегать водителям, много. И, чтобы не принимать их за рулём, есть одно золотое правило: не ленитесь читать инструкцию. Предупреждение об опасности вождения после приёма препарата обычно приводят в разделе особых указаний, а иногда даже бывает отдельный раздел о влиянии лекарства на способность к вождению автотранспорта и управлению механизмами. Как правило, эту информацию производители не утаивают.
И ещё один очень важный совет. Побочные эффекты, влияющие на вождение, проявляются не у всех и не всегда. Но обычно они возникают в самом начале приёма препарата, и, следовательно, это время самое опасное для управления автомобилем. То есть, начав принимать лекарство с таким действием, первое время воздержитесь от поездок за рулём, чтобы понять, как оно влияет на вас.
Перечень препаратов, опасных за рулём
1. Антигистамины для лечения аллергии
Антигистамины первых поколений вызывают сонливость и замедляют время реакции – препараты с димедролом, супрастином, диазолином, тавегилом, пипольфеном, астемизолом, фенистилом.
Важно: комплексные препараты от простуды могут содержать хлорфенамин, фенирамин и другие антигистамины первых поколений.
Последние поколения антигистаминов не вызывают сонливость, и их можно принимать за рулём – это препараты с лоратадином, фексофенадином и другие современные средства.
2. Комплексные препараты от простуды
Кроме антигистаминов они могут содержать симпатомиметик фенилэфрин, вызывающий нарушение резкости зрения. Основные лекарства с фенилэфрином продаются под следующими торговыми марками: терафлю, ринза, колдакт, колдрекс, колдекс, ринзасип, аджиколд, максиколд, ринопронт, лемсип.
Важно: фенилэфрин содержится во многих каплях и спреях от насморка (назол, виброцил), а также в глазных каплях (ирифрин, мидримакс, аппамид).
3. Препараты для лечения сердечно-сосудистых болезней:
- для снижения давления, действующие на центральную нервную систему;
- с резерпином – адельфан, кристепин, бринердин, норматенс;
- с моксонидином (цинт, моксарел, тензотран, физиотенз, моксогамма);
- из группы бета-блокаторов – препараты пропранолола, атенолола, метопролола и многие другие.
4. Психотропные препараты
Большая часть психотропных препаратов может быть опасна за рулём. Будьте осторожны и внимательно изучайте инструкцию, если вам нужно принимать лекарство из следующих групп:
- нейролептики;
- антидепрессанты;
- транквилизаторы;
- седативные;
- снотворные;
- препараты лития.
5. Лекарства от диареи с лоперамидом
Препараты имодиум, лопедиум, диара, суперилом.
6. Лекарства с метоклопрамидом
Препараты церукал, церуглан, перинорм.
7. Препараты из группы М‑холинолитиков
Большая группа лекарств, преимущественно со спазмолитическим эффектом. Нарушают резкость зрения. Применяются при самых разных заболеваниях:
- атропин – глазные
- капли;
- препараты от язвенной болезни с пирензепином (гастрозем, гастроцепин, пирен, гастрил) и метацин;
- прямые спазмолитики для лечения спазмов и колик пищеварительного тракта и мочевыводящих путей. Препараты с гиосцином (бускопан, неоскопан, скополамин) и все лекарства, содержащие белладонну (экстракт листьев красавки, экстракт красавки).
Какие из препаратов наиболее опасны для водителя?
— Наиболее многочисленная и «рискованная» группа лекарств — те, что влияют на скорость реакций и координацию движений. Коварство этих таблеток в том, что последствия их вечернего приема могут проявиться лишь следующим утром.
Самое заметное влияние на психику оказывают так называемые психотропные препараты. К ним, в первую очередь, относят снотворные средства — имован, ивадал, донормил, фенобарбитал.
Однозначно опасны и транквилизаторы — тазепам, нозепам, феназепам, рудотель, реланиум, элениум, седуксен, нитразепам, сибазон, валиум. Эти препараты, с одной стороны, уменьшают страх, тревогу, напряжение, а с другой — тормозят скорость реакций и зачастую оказывают снотворное влияние.
Для большинства других психотропных средств снотворное действие — не основное. Однако они могут изменить психику и поведение. Поэтому человек, принимающий их, может быть непредсказуем. Очень сильно изменяют скорость психических реакций тегретол, финлепсин, аминазин, сонапакс, тизерцин, неулептил, эглонил, трифтазин.
Для водителей весьма опасны некоторые антидепрессанты, особенно амитриптилин и имипрамин. Новые препараты этой группы — прозак, паксил, коаксил и им подобные — меньше влияют на координацию движений. Но и при их использовании за рулем надо соблюдать осторожность.
Могут повлиять на нервную систему противоаллергические средства так называемого старого поколения — димедрол, супрастин, тавегил, пипольфен. Многие из них обладают снотворным эффектом. Они заметно снижают способность к концентрации внимания и вызывают замедление реакции. Кроме того, эти медикаменты могут вызвать ощущение усталости и вялости. Это опасно на дороге.
Действуют на головной мозг и некоторые обезболивающие препараты, в частности трамал, трамадол, кеторол, кетанов, пенталгин, седалгин, солпафлекс, солпадеин.
Зрение теряет резкость от некоторых лекарств, применяемых в практике глазных врачей. Например, при использовании атропина.
Непредсказуемое действие на скорость реакции могут оказать и безрецептурные средства, которые люди покупают по совету подруги или фармацевта. Увы, не все читают инструкцию, прилагаемую к препарату. Последствия этой беспечности могут быть самые печальные.
Какие из препаратов, продающихся без рецепта, наиболее опасны за рулем?
— В отличие от сильнодействующих препаратов, которые принимают по рецепту врача, рекламируемые лекарства ошибочно считаются совершенно безобидными.
Опасно садиться за руль даже после приема некоторых средств от простуды. К ним относятся, к примеру, колдрекс найт, терафлю, фервекс, нурофен плюс. Эти препараты содержат противоаллергические и другие добавки, вызывающие сонливость.
Вполне безобидными средствами слывут лекарства с кодеином, успокаивающим кашель. Между тем, согласно медицинской статистике, около 10 процентов людей, пользующихся ими, становятся менее внимательными, быстрее устают. Их реакция замедляется. Кодеин содержится в кодтерпине, коделаке и многих комплексных препаратах для лечения простуды и кашля. Так что для водителей предпочтительнее известные всем домашние способы лечения — мед, ромашка, чабрец, аптечный грудной сбор.
Находящимся за рулем не стоит принимать и некоторые лекарства от диареи — имодиум и лоперамид. Эти препараты иногда тормозят нервную систему. Сходным эффектом обладают препараты, содержащие метоклопрамид, реглан и церукал, часто используемые в гастроэнтерологии для уменьшения тошноты. Близкий к метоклопрамиду мотилиум быстроту реакции не угнетает.
Можно ли выделить «самые опасные» для водителя препараты?
— Из огромного перечня лекарств, употребление которых связано с повышенным риском для водителей, нет смысла выделять «особо опасные». Любое может стать причиной проблем на дороге.
Кстати, имейте в виду, что не все лечебные средства, имеющиеся в аптеках, сертифицированы как лекарства. Иногда медикаменты продаются под видом «пищевых добавок». Так их легче и дешевле вывести на рынок. Отравиться ими нельзя, так как у всех биологически активных добавок есть сертификат безопасности. Однако полноценного исследования БАДов не проводится.
Были случаи, когда в пищевых добавках для снижения веса находили психотропные вещества, влияющие на аппетит и непредсказуемо действующие на психику.
Небезопасны, кстати, и гомеопатические средства, и иглорефлексотерапия, при которой «включаются» расслабляющие точки. В любом случае медики советуют не заниматься самолечением.
Как же быть, если у водителя аллергия или для лечения ему необходимы психотропные средства?
— Практически безопасны в плане воздействия на психику препараты от аллергии последних поколений — кларитин, зиртек, телфаст и эриус. Именно эти таблетки рекомендуют использовать водителям-аллергикам.
А вот если нельзя обойтись без психотропных препаратов, то на время их приема придется отказаться от вождения автомобиля. Кроме того, хочу подчеркнуть, что даже такие успокоительные травы, как валериана, пустырник, пион, мелисса, могут замедлять двигательные и психические реакции. Поэтому после приема сборов или таблеток, в состав которых входят эти растения, водителям можно садиться за руль лишь через 12 часов.
Сейчас много говорят о том, что при гипертонии лекарства нужно принимать постоянно. А как быть в этом случае?
— Да, некоторые из них могут оказывать затормаживающее действие. В первую очередь, это лекарства, действующие на центральную нервную систему — резерпин и препараты, его содержащие: адельфан, кристепин, трирезид К, бринердин. Не менее опасны клофелин и допегит. Сейчас эти препараты стараются использовать как можно реже.
Но на психику могут повлиять и так называемые бета-блокаторы. Например, анаприлин, метопролол и другие, выпускающиеся под разными торговыми названиями. Препараты этой группы применяют не только для лечения гипертонии, но и при аритмии, ишемической болезни сердца. Поэтому для людей с заболеваниями сердечно-сосудистой системы бета-блокаторы зачастую оказываются незаменимыми.
Как же тогда быть? Совсем отказываться от вождения автомобиля?
— Иногда это действительно необходимо. Однако группа бета-блокаторов неоднородна. Некоторые из них, например, атенолол на психику влияют минимально. Кроме того, нужно понимать, что воздействие одного и того же лекарства на нервную систему человека индивидуально.
Разве можно как-то узнать, влияет на скорость реакции человека лекарство или нет?
— Да. Для этого можно использовать, например, новый психодиагностический комплекс «Селект». Это небольшой прибор, совмещенный с персональным компьютером. При его помощи можно отследить скорость реакции человека на меняющуюся окружающую обстановку.
Как правило, вначале нужно проверить исходные данные человека. Затем назначить таблетки, а через некоторое время сравнить показатели прибора до и после. Если изменений нет, значит, все в порядке, скорость реакции не изменилась.